Наполеон, Павел I и Букеевская орда
19.06.2019 1526
Существует предположение, что незадолго до войны 1812 года и в планах Наполеона и императора Павла I было отчетливое желание создать коалицию в попытке навязать войну в Британской Индии

Qazaqstan Tarihy расскажет в чем кроилась основная идея этой коалиции и какую роль в нем играл Букей хан

Рассказ о совместном секретном проекте Наполеона и Павла I следует начать со второй половины XVIII века и знаменитого Торгутского побега, массового исхода волжских калмыков с территорий Царской России в земли Цинской империи. Предпосылками этого переселения стала чересчур отчетливая политика короны в отношении Калмыцкого ханства, результатами которой стали отобранные земли, нехватка пастбищ и ущемление прав местного населения. Голод, вызванный падежом скота, и переселение в их пастбищные земли донских казаков вынудило руководящую верхушку ханства отправиться в Джунгарию, оставив свои родовые земли.

Тем временем во Франции набирала ход Великая французская революция. Буржуазия, мещанство и низовая интеллигенция во главе с Наполеоном Бонапартом вела борьбу с монархией и аристократией старого порядка, что в конце концов привело Наполеона к высшей власти. В попытках остановить пагубное распространение революционных идей в Западной Европе главами Великобритании, Австрии, Турции, Швеции, России и княжеств Германии было принято решение о создании коалиции, которая получила название «Вторая коалиция». В ходе противостояний было предпринято несколько неудачных попыток по локализации военных действий, в т.ч. русско-английская экспедиция в Нидерланды в 1799 году. Вместе с тем росли разногласия между союзниками, а занятие англичанами Мальты вынудило Павла I спешно покинуть ряды коалиции и стать союзником Наполеона.

Наполеон еще в 1797 году заявлял о необходимости сосредоточить силы в британских колониях на Востоке. Найдя союзника в лице Павла I, они вместе собирались уравновесить положение сил в Европе и Азии, тем самым лишив Великобританию могущества в ее самой крупной колонии Индии.

Секретный план экспедиции был довольно простым: один пехотный корпус состоял из 35 тысяч французских солдат и столько же в пехотном корпусе российских войск. Кроме 70 тысяч солдат, в этой экспедиции числилась артиллерия и казацкая конница. Согласно проекту экспедиции, на пути в Астрахань, где две небольшие армии условились встретиться, французским войскам пришлось бы пересечь Дунай, Черное море и всю Южную Россию. Встретившись в Астрахани, две армии по Каспию отправятся в персидский порт Астрабад, минуют Афганистан и доберутся до индийских провинций. Конечно, 70 тысяч воинов слишком мало для завоевания всей Индии, но путь экспедиции пролегал и через Афганистан, который на тот момент лишь формально представлял из себя государство, а на деле был совокупностью нескольких воюющих между собой княжеств, которые Наполеон и Павел I планировали подчинить своей воле.

По мнению исследователей, русско-французский поход на Индию планировал сам Наполеон, однако на фоне большой секретности письменных свидетельств не осталось. Более того, в те времена руководители государств частенько пользовались услугами фельдкурьеров. Наполеон не был исключением: его доверенное лицо Жерар Дюрок (на фото слева) брал поручения лично из рук Наполеона, заучивал их и со страшной скоростью мчался через всю Европу в Петербург и обратно.

Историки отмечают схожесть планов по завоеванию Британской Индии и Египетской кампании 1798-1801 гг. Результатом Египетской экспедиции стало победа Британской и Османской империй в первую очередь от авантюризма Наполеона, а во-вторых - от нехватки знаний (условия, незнакомая местность, климат и обычаи). Все эти недочеты Наполеон старался избежать при планировании кампании в Индию, путь к которой шел через пустынные степи. Для обеспечения войск лошадьми, фуражом, провиантом и информацией ему потребовались бы союзники в степи и стратегическая орда, которым стало Букеевское ханство.

Образование Букеевского ханства стало эпицентрической частью всех этих громадных событий. Возникновение ханства датируется 1801 годом. Именно тогда один из сыновей ханов младшего жуза Нуралы хана Букей получил разрешение перекочевать в земли волжских калмыков, которые массово перебрались в Китай. Вместе с Букеем в новые земли ушло свыше тридцати тысяч человек.

 

«Позволяю кочевать там, где пожелаете и в знак моего благоволения назначаю ему медаль золотую с моим портретом, которую носить на шее на черной ленте»

Указ императора Павла I от 11 марта 1801 года

 

Это было взаимовыгодное соглашение поскольку казахам нужны были кочевья. К тому же для султана Букея это была единственная возможность получить ханскую власть. В ее поисках он не раз обращался к императору с просьбой занять свободные территории между Уралом и Волгой.  С другой стороны, для царского правительства это был очень опасный прецедент, поскольку Россия, особенно со стороны Кавказа, граничила со многими кочевыми народами. Кроме того, велась постоянная борьба с Турцией, которая была ближайшим соседом на юго-восточных окраинах России. Она тоже была заинтересована в том, чтобы это пространство было вновь заселено. Официальная версия, которой придерживаются историки, является создание внутренней автономии, т.е. царское правительство с ее помощью старалось рассредоточить население младшего жуза, решить земельный вопрос и перевести казахов на оседлый образ жизни, что сделало был степную политику более управляемой и предсказуемой.

Букеевская орда должна была стать образцовым государственным образованием, которое давало пример другим казахам в вопросах как надо строить свое управление и свою государственность. Султан Букей здесь совсем нерядовая фигура. Он был очень дипломатичным и дальновидным политиком, умел находить общий язык с разными людьми. При Букей султане состоял советником суфий, богослов-ученый Сеит-баба. Сеит-баба был личностью крайне загадочной, побывал в Саудовской Аравии, Афганистане и Индии, обладал редчайшей по тем временам информацией, которая наверняка пригодилась бы и Наполеону, и Павлу I. Собирал ли Букей данные для них и знал ли о предстоящей индийской кампании точно неизвестна, однако такая идея имеет право на жизнь.

 

«Исключительное благорасположение и благоволение Павла I к Букею могли быть связаны и с личными интересами самого императора. Дело в том, что, как известно, Павел, прекратив союз с Австрией и Англией, отозвал своих послов из Вены и Лондона. Вслед за тем, он сблизился с Наполеоном и, заключив мир с Францией, стал готовиться к войне с Англией вопреки желаниям правящих кругов российского дворянства»

Билял Асфендияров, «Образование и падение Букеевской орды»

 

Однако не всем планам суждено сбываться. В половине первого ночи 10-12 разгоряченных шампанским офицеров ворвались в покои императора Павла I. Потом был удар золотой табакеркой в висок и шарф, которым удавили царя. К заговору, по мнению некоторых историков, была причастна британская корона, которая субсидировала заговорщиков. Узнав о случившемся в Санкт-Петербурге, Бонапарт был в ярости:

 

«Эти проклятые, бессовестные англичане. Они промахнулись по мне на улице Сен-Никез, но они попали в мое сердце там – в Михайловском замке Петербурга. Индия не нуждается в армии Моссена, как и Мальта не нуждается теперь в русском гарнизоне»

Валентин Пикуль «Каждому свое»

 

Следующий император Александр Павлович первым своим решением отменил этот поход и отправил курьера с заданием вернуть домой отправленную в Индию экспедицию.

Роковой удар табакеркой остановил целую цепь событий мирового масштаба, но проект по созданию уникального государственного образования все-таки был запущен. Букеевское ханство, которое было создано как временная база для похода в Индию, продолжало существовать. Букей султан несмотря на то, что о нем очень мало известно, был невероятно талантливым политиком и дипломатом, который сумел поймать момент и воспользоваться реалиями европейской политической повестки дня.