Как 60-летний аксакал раскрыл немецких диверсантов
14.06.2019 1814
Медаль за оборону Казахстана – ее не найдешь на парадном пиджаке ветерана Великой Отечественной войны. Такой нет ни в одной коллекции, хотя она имеет право на существование

Первые планы немецкого командования относительно земель Казахстана датируются началом 1941 года. В случае победы германские войска планировали разделить обширные территории Центральной Азии и Туркестана между союзным войском милитаристической Японии. В том же 1941 году был сформирован аппарат управления рейхскомиссариатом Гросс Туркестан, который в ряде документов фашистов носил название «Пантуркестан» или «Империя Магомеда». Этим планированием изначально занимался теоретик восточной политики Третьего Рейха Альфред Розенберг. Согласно его проекту, на новых оккупированных землях устраивались полугосударственные административные территории (рейхскомиссариаты) Кавказа, Московии, Остланда, Украины и Туркестана под протекторатом Германии. Что касается Туркестана, то согласно планам А. Розенберга, восточные земли от Каспия до озера Зайсан и от Мугоджар до Кушки должны были стать райским садом для великогерманской империи. В то же самое время еще до войны Гитлер планировал очистить эти земли от славянского и тюрко-монгольского присутствия и создать новый продовольственный и сырьевой придаток Третьего Рейха.

Однако ключевая битва под Сталинградом была проиграна и, следовательно, этот план отправился в долгий ящик. Вслед за этим поражением страны Оси прекратили продвижение на Восточном фронте, что поспособствовало улучшению стратегических позиции СССР и вскормило почву для контрнаступления Красной Армии.

В качестве контрмер немецкое командование сделало ставку на диверсионные мероприятия в тылу врага. Первоочередной целью этих мероприятий следует считать нанесение как можно большего ущерба оборонной и нефтяной промышленности страны.

Еще в 1942 году Вермахт приложил неимоверные усилия по внедрению в тыл СССР порядка двадцати тысяч агентов в составе 150 диверсионных и разведывательных групп (абвергруппы). После поражения в Сталинградской битве Вермахт как никогда надеялся на их службу, и они не подвели. Абвергруппы обратили особое внимание на промышленные предприятия Гурьевской и Уральской областей. Командование понимало, что перекрытие топливного крана ослабит Красную Армию, что вполне может кардинально изменить ситуацию.

В ходе военных столкновений 1942-1943 гг. линия фронта достигла границ Казахской ССР, а именно земель западного Казахстана. Разящее продвижение немецких войск вглубь страны заставило руководство Гурьева перевести работу промышленности и нефтяной отрасли на особый режим и круглосуточное дежурство, не говоря уже о затемнении города и районов областей.

Созданная в марте 1942 года разведывательно-диверсионная группа «Цеппелин» подготовила программу тайных подрывных действий в тылу врага. На организацию этой операции Вермахт не жалел ни средств, ни ресурсов, ни времени. Более того, два года лучшие специалисты абвера работали в условиях полной конспирации.

 

Читайте также: Казахстан в период Великой Отечественной войны

 

 

К середине войны, согласно данным французских исследователей, в немецком плену находилось порядка 5 миллионов 700 тысяч советских граждан, большая часть которых (три миллиона триста тысяч) к концу войны погибнет от голода и жестокого обращения. Из числа пленных вербовочные пункты «Цеппелин» создавал диверсионные группы для заброски в тыловые районы СССР. В конце концов из пленных казахов было выбрано 200 наиболее способных и образованных легионера, которые следующие восемь месяцев провели в разведцентре, обучались тактике специальных действий в глубоком тылу, прыжкам с парашютом, радиоделу, обращению со взрывчаткой и оружием.

 

Штандарт Туркестанского легиона (1941-1943)

 

В три часа утра 7 мая 1944 года дежурный Гурьевского аэропорта сообщил в управление о неопознанных самолетах. Интересно, что это был уже второй их визит за последние несколько дней. В первый раз он с полчаса покружил над прикаспийской низменностью и исчез, а в этот раз примерно в 50 км от Гурьева начал обстрел советских пароходов на Каспийском море. Ущерба от этих обстрелов практически не было: пулемет на борту бомбардировщика вряд ли смог бы причинить серьезный урон тяжелому судну. Местное руководство посчитало, что результатом этого обстрела стали пробитые котлы парохода «Роза Люксембург» да раненый помощник капитана, однако вскоре все встало на свои места – это был отвлекающий маневр.

Пока шел обстрел пароходов на другой стороне реки Эмба вражеский самолет 200-й бомбардировочной эскадрильи Люфтваффе высадил 15 человек, вооруженных 2 пулеметами, 8 автоматами, 9 винтовками, 10 пистолетами, гранатами, зажигательными шашками, радиостанцией и типографским станком. Целью этой группы был подрыв нефтяного промысла региона.

Чекисты искали вражеских разведчиков на территории сотни километров полупустынных земель с едва приметными пастушьими тропами вместо дорог. Однако нашли диверсантов не они, а шестидесятилетний Байжан Атыгажиев, бригадир местного колхоза. Согласно протоколам допроса, шестеро офицеров и несколько сержантов вышли из степи в красноармейской форме с орденами и медалями. Они объяснили Б. Атыгажиеву, что ищут дезертиров. Маскарад не смутил аксакала, да и вели себя пришельцы довольно странно: купили барана за огромные 5 тысяч рублей (несусветные деньги особенно во время войны) и обещали еще больше денег за информацию о «дезертире». Б. Атыгажиев отправил сына в сельский совет сообщить о посторонних лицах в форме советской армии.

Сообщение Байжана изменило ход поисков. Оперативная группа срочно выехала в район, случайно натолкнулось на стоянку диверсантов и вышла след спецподразделения. Завязалась перестрелка, но легионерам удалось уйти. Позже они вернулись на ферму к Б. Атыгажиеву, забрали у него лошадь, продукты и, по словам чекистов, расстреляли.

 

Читайте также: Казахстанские дивизии на фронтах ВОВ

 

Большинство диверсантов были уроженцами Казахстана, в т.ч. и Гурьевской области, а возглавлял их бывший красный командир, начальник спецподразделения «Алаш» Туркестанского легиона обер-лейтенант Алихан Агаев. Фамилию «Агаев» невысокий, средних лет мужчина взял уже в плену, настоящее же его имя – Амирхан Толеумагамбетов.

Племянник погибшего бригадира колхоза Кенжалы Жусупов в те годы был совсем маленьким, но отчетливо помнит приезд двух милиционеров. Они вызвали его отца на улицу, поговорили с ним, после чего плачущий отец взял лопату и отправился за ними. Посреди ночи он вернулся со словами:

 

«Байжана застрелили. Я похоронил его возле могилы благородного Есентая».

 

После убийства старика часть легионеров бежала. На следующую ночь скрылись в барханах еще пятеро. Обер-лейтенанта Агаева и четырех диверсантов убили в перестрелке, остальные обезврежены и переправлены в столицу Казахстана. На допросе они рассказали, где они проходили обучение, какие готовили диверсии. При них было обнаружено помимо огромного запаса оружия, 700 тысяч рублей, антисоветские листовки, газеты, различные яды и список с полной информацией по завербованным агентам. 

Байжану Атыгажиеву установлен памятник в родном районе, в честь него назвали улицу, но довольно редко вспоминают о тех событиях.