Первый иностранный гость Байконура
21.12.2018 2149
Мало кто знает, что известный французский генерал, основатель и первый Президент Франции Шарль де Голль был на казахстанской земле. Эта неизвестная история случилась в далеком 1966 году. 25-26 июня

того же года Шарль де Голь вместе с министром иностранных дел Франции Кув де Мюрвилем побывал на космодроме "Байконур". По словам Франсиса Этьена, посла Франции, Шарль де Голль - первый иностранный гость, который посетил наш космический комплекс.

 

Знаменательное событие состоялось 25 июня 1966 года, более 50-ти лет назад.  Шарль де Голль вместе с министром иностранных дел Франции Кув де Мюрвилем побывал на космодроме Байконур. Высокопоставленные чиновники воочию наблюдали за запуском метеорологического спутника «Космос-122» с ракеты-носителя «Восток-2М». Примечательно, что Шарль де Голль стал первым иностранным гостем, посетившим наш космический комплекс. Встречал же французских гостей первый секретарь Коммунистической Партии Казахстана Динмухамед Кунаев.

Советская делегация под руководством Н. С. Хрущева ещё в 1960 году вела переговоры с де Голлем. Во время очередной встречи во Франции проявились явные признаки стремления к сближению двух стран и общность взглядов по некоторым аспектам поствоенной проблемы. В 1964 году между Советами и Пятой республикой было заключено долгосрочное торговое соглашение, в 1965 году – соглашение о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии и исследовании космоса. Состоялись взаимные визиты министров иностранных дел обеих стран.

Вот как сформулировал внешнеполитические задачи президента Ш. де Голля парижский корреспондент «Нью-Йорк таймс»:

1) обеспечить Франции «национальную независимость», своё собственное ядерное сдерживающее средство и полную свободу действий в области внешней политики;

2) ослабить, если не ликвидировать, влияние США в Европе;

3) сломить линию фронта «холодной войны», которая проходит через сердце Европы и разделяет два блока;

4) подготовить почву для создания «великой Европы», в рамках которой независимые государства от Атлантики до Урала будут тесно сотрудничать в экономической и политической области без какой-либо политической и военной интеграции.

20 июня 1966 года французский президентский самолёт «Каравелла», который сопровождали советские реактивные истребители, совершил посадку в аэропорту Внуково-2. Президента, его супругу Ивонну и сына Филиппа, министра иностранных дел Кув де Мюрвиля и других сопровождающих лиц тепло приветствовали Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. Подгорный и Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. К приезду французского лидера был выстроен почётный караул, прозвучали Государственные гимны обеих стран. Сразу после прогремевших артиллерийских залпов Салюта наций на торжественной церемонии Шарль де Голль не высказал никаких опасений относительно успеха переговоров, лишь добавив несколько слов на русском языке: «В моём лице французский народ приветствует великий советский народ!».

 

 

Непосредственно перед прибытием в Байконур Шарль де Голль также успел посетить Москву и Новосибирск. Рано утром 25 июня самолет с высокими чинами, сопровождающими лицами президентам Франции, дипломаты и журналисты улетел из Новосибирска, отправившись в Казахстан. Вслед за ним вылетел второй экипаж, на борту которого был президент Шарль де Голль, его сын – полковник Филипп де Голль, Кув де Мюрвиль, адъютант генерала, личный врач и переводчик. Через некоторое время с борта второго самолета передали: из-за незначительной поломки и в целях безопасности самолет президента Франции садится на промежуточный аэродром. На самом деле никаких повреждений на борту не было – самолет взял курс на Байконур.

Шарль де Голль оказался первым главой зарубежного государства, которому советские власти позволили посетить космодром Байконур и присутствовать при запуске на орбиту космического спутника. Для этого советское руководство разработало спецоперацию «Пальма -1», в которой принимали участие войска стратегического назначения и которую курировал лично Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

Де Голль стал единственным из руководителей стран НАТО, присутствовавшим на секретном объекте на территории СССР в самый разгар «Холодной войны». Кроме того, на этом секретном объекте производились запуски стратегических советских ракет. Байконур к встрече должным образом подготовился: «городок не просто красили, но и перекрашивали, дороги не «латали», как обычно, а наносили новое асфальтовое покрытие. Даже название городка заменили: вместо привычного «Ленинск» на голубом щите красовалось «Звездоград». Пуск ракеты прошёл блестяще, вызвав восхищение президента Франции, выразившего готовность подписать долгосрочное советско-французское соглашение по изучению космического пространства. На память о посещении советского космодрома прямо на наблюдательном пункте Л.И. Брежнев вручил Ш. де Голлю нагрудный знак «Космодром Байконур». «Некоторые историки полагают, что “Пальма-1” не завершилась показательными пусками стратегических ракет на полигоне, секретная операция продолжалась еще столько, сколько у власти был генерал де Голль. Он объявил, что Франция выходит из военной организации НАТО, с ее территории к 1 апреля 1967 года удаляются все 29 иностранных баз с 33 тысячами иностранных солдат и офицеров. Из Парижа была выведена и штаб-квартира НАТО. Шаги, предпринятые де Голлем, были результатом не “Пальмы-1”, а продолжением его политики, направленной на обеспечение независимости государства, возвращение Франции былого величия, а французскому народу – процветания».

Итог этой поездки в СССР был очень плодотворным, несмотря на имеющиеся разногласия по некоторым вопросам. Безусловно, венцом переговоров явилась советско-французская декларация, подписанная 30 июня, известная как Декларация разрядки. В ней содержались принципы развития двусторонних отношений, два из которых позднее вошли в Хельсинкский акт 1975 года: это невмешательство во внутренние дела друг друга и уважение государственного суверенитета.