ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
20.11.2018 3208
Качество и доступность образования является ключевым фактором конкурентоспособности страны и успешности ее развития в условиях разворачивающейся 4 индустриальной революции.

Человеческий капитал является главным фактором успешного развития страны. Сегодня Казахстан вступил в завершающий этап модернизации образования в русле мировых тенденций доступности, повышения качества содержания образования, улучшения инфраструктуры и материально-технической базы, технической оснащенности, внедрения новых технологий с целью создания высокообразованной интеллектуальной нации. Успешность модернизации образования в Казахстане признана в Докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования от 2017 года, согласно которому страна вошла в четверку лидеров.

Современный этап мирового развития определяется стремительно развивающимися процессами Четвертой промышленной революции, в которой все более усиливается роль человеческого капитала. Важнейшей составляющей человеческого капитала является образование, его доступность и качество.

Определив понятие человеческого капитала, лауреаты Нобелевской премии Г.Беккер и Т.Шульц, еще в конце 50-х годов прошлого века особо выделили его образовательную составляющую, оказывающую мощное воздействие на развитие экономики. Ими был обоснован тезис о том, что образование можно рассматривать как капитал, поскольку оно позволяет получить в будущем удовлетворение и повысить доходы. При этом Т. Шульц относит к инвестициям в человеческий капитал не только «прямые затраты на образование в средних и высших учебных заведениях, но и самообразование, повышение опыта на работе, а также капиталовложения в сферу образования, науки и здравоохранения» [1, Р.6].

Сегодня же в связи с глобальными процессами развития новой научно-технологической революции, роль образования еще более возрастает. «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний» [2, С.17].

Из категории социальных затрат государства образование превратилось в главный фактор экономического роста, а инвестиции в образование стали вкладом в лучшее будущее страны. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) увеличение срока обучения для жителей определенной страны лишь на год приводит к росту ее валового внутреннего продукт (ВВП) на 3-6%. Повышение расходов на образование на 1% ведет к увеличению ВВП страны на 0,35%.

Уже давно мировая практика рассматривает государственные расходы на развитие образования как очень доходные инвестиции. Поэтому в Послании Президента РК «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» предусматривается: «В течение 5 лет необходимо довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП» [3].

Согласно Докладам Организации Объединенных Наций о развитии человеческого потенциала в категории образование оцениваются такие аспекты, как охват и доступ к образованию, его качество, а также уровень образования экономически активного населения;

В глобальной конкуренции в условиях Революции 4.0 выигрывают страны, системно продвигающие свой образовательный потенциал и улучшающие его качество. Сегодня именно качество образования становится ведущим трендом мирового развития.

С первых лет независимости в Республике Казахстан реформирование образования было направлено на создание системы обучения, соответствующей лучшей мировой практике и охватывающей все уровни – от дошкольного до высшего и постдипломного.

Образование является одним из важнейших приоритетов, что закреплено во всех государственных документах и программах стратегического характера. Особое и исключительное внимание к вопросам образования имеется у Президента РК Н.А. Назарбаева. Лидер страны подчеркивает: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования. Казахстанцы должны стать высокообразованной нацией мира, иначе мы не достигнем задач, которые ставим» [4]. В Новом Послании Президента РК от 5 октября 2018 года «вопросы качества и доступности образования» названы важнейшей составляющей и залогом успешности государства [3].

Главные цели и задачи развития образования сформулированы в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, ими являются: «повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения доступности качественного образования для всех» [5].

В результате предпринятых усилий по развитию образования Казахстан в рейтинге человеческого развития по итогам 2017 года вошел в число стран с очень высоким уровнем ИЧР, что является значимым достижением. В категории «образование» страна показала достаточно высокие результаты, уровень грамотности населения превысил 99,7%.

Согласно данным Индекса уровня образования в странах мира (Education Index), являющемуся комбинированным показателем Программы развития ООН, за 2015 год и опубликованным в 2016 году, Казахстан занял 39 место среди 188 стран мира [6]. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по показателям индекса грамотности взрослого населения (2/3 веса) и индекса совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса). В итоговом Индексе эти показатели суммируются и стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное).

В рейтинге Education Index 2016 показатель Казахстана составил 0,805. Первое место в Рейтинге с показателем 0,939 заняла Австралия. В ТОП-5 помимо Австралии вошли Дания (0,923), Новая Зеландия (0,917), Норвегия (0,916) и Германия (0,914). США расположились на 8 месте, замыкает десятку лидеров Великобритания. Из постсоветских стран наиболее высокий показатель у Литвы – 14 место, 16 место у Эстонии, 25 - у Латвии и 26 - у Беларуси. Россия с показателем 0,816 заняла 34 место. Среди постсоветских стран РК занимает 6 место, немного обогнав Украину, занявшую 40 место в общем рейтинге. Среди стран, входящих в Евразийский экономический Союз, Казахстан занимает 3 место после Беларуси и России.

Разрыв между лидером рейтинга Австралией и Казахстаном составляет 0,134. А между нашей страной и Китаем (108 место) – 0,174.

В Глобальном индексе конкурентоспособности 2015-2016 годов Всемирного экономического форума (ВЭФ) Казахстан занял 42-ю позицию среди 140 стран мира [7]. Образование и наука в этом рейтинге оцениваются по 12 индикаторам. По 8 из них страна добилась прогресса. Это касается, прежде всего, таких показателей, как качество системы образования и научно-исследовательских организаций, доступ школ к интернету, доступность исследовательских и образовательных услуг.

Значительно выше результаты Казахстана, отмеченные в ежегодном Докладе ЮНЕСКО по мониторингу образования для всех за 2017 год, согласно которым наша страна по индексу развития образования (ИРО) находится в первой четверке стран-лидеров [8].

Высоких позиций в рейтинге Республика Казахстан достиг в результате обязательности и бесплатности предшкольной подготовки и одиннадцатилетнего среднего образования, 100 % охвата средним образованием и отсутствием дискриминации по гендерному признаку.

Между тем, по ряду знаний и навыков, определенных ВЭФ в качестве критериев успешности человека в XXI веке, наша страна испытывает серьезные проблемы. Рассмотрим состояние системы образования в Казахстане в настоящее время.

На 2017/18 учебный год по данным Комитета по статистике Министерства экономики РК в стране имелось 9 828 дошкольных учреждений, 7 339 дневных общеобразовательных школ, 120 гимназий, 79 лицеев, 779 колледжей и 122 вуза. Численность детей в дошкольных учреждениях составила 862, 5, учащихся в общеобразовательных школах - 3 039,1, учащихся в гимназиях, лицеях и колледжах – 113,2, 43,6 и 489,3 тыс., соответственно, в высших учебных заведениях обучалось 496,2 тыс. студентов.

По сравнению с 2003 годом число дошкольных учреждений увеличилось в 8,9 раза, в особенности темпы прироста ускорились с 2010 года. В 2017 г. численность детей в них выросла в 5,5 раза. На рис. 1 представлена динамика количества ДДУ и детей в них с 2009 по 2017 гг.

 

Рис. 1 – Динамика числа детских дошкольных учреждений и детей в них в 2009-2017 гг. [9]

 

С 2009 по 2017 год число детских дошкольных учреждений выросло с 1852 до 9829 – в 5,3 раза. Быстрыми темпами увеличивалось число детей в ДДУ – с 274905 до 862305 чел. – в 3,1 раза.

Сегодня во всем мире осознается важность дошкольного образования, к 2014 году в 40 странах было введено обязательное дошкольное образование. В Докладе ЮНЕСКО «Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы», отмечено, что более чем в два раза (с 32 стран до 70) выросло количество стран с высоким коэффициентом валового охвата дошкольным воспитанием и обучением (80% и выше) [8]. Казахстан относится к 2-ой группе с низким валовым охватом, но отмечается его серьезный прогресс.

Сегодня глобальными трендами в дошкольном образовании стали: 100% охват детей 3-6 лет обучением по обновленному содержанию; ликвидация потребности в местах в дошкольных организациях; высокие требования к квалификации и статусу педагогических работников воспитателей, которые должны иметь специализированное образование; внедрение оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста.

Такие меры должны привести к повышению умений и навыков около 80% детей 5-6 лет.

Эти глобальные тренды учтены в новом Послании Президента РК, который отметил, что акценты в дошкольном образовании «смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде» [3].

Для того, чтобы обеспечить достойный уровень и качество дошкольного образования, Глава государства поручил уровень разработать «дорожную карту», в которой должны быть четко определены соответствующие требования.

Среднее образование – важнейшее звено в системе образования Казахстана. Сегодня в стране достигнут 100% охват средним образованием. Несмотря на снижение числа дневных общеобразовательных школ с 8254 в 2003/04 учебном году до 7339 в 2017/18 учебном году вследствие оптимизации и укрупнения школ, численность учащихся в них увеличивалась.

 

Динамика численности учащихся в средних школах приведена на рис.2.

Рис. 2 – Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах в 2010/11 – 2017/18 уч.гг. (тыс. чел.) [10].

 

За пятилетие численность учащихся в школах Казахстана выросла с 2531,0 тыс. до 3039,1 тыс. чел. – на 508 тысяч. Сегодня мир сталкивается с рядом вызовов, многие из которых изменчивы и непредсказуемы, поэтому и ответы на них требуют более высокого уровня знаний и компетенций. В 2015 году Комитет по образовательной политике Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) приступил к реализации проекта «Будущее образования и навыков: Образование 2030». Целью проекта является разработка нового содержания школьного образования, адаптированной к современным потребностям мира VUCA (Volatile - изменчивый, Uncertain - неопределенный, Complex - сложный, Ambiguous - противоречивый) [11].

В период разворачивания 4-ой технологической революции главным приоритетом во всех странах становится переход от образования для всех – к качественному образованию для каждого (школа – социальный лифт). Между тем, образование не успевает за столь быстро меняющимся технологий и инноваций.

Поэтому ключевыми приоритетами развития школьного образования являются трансформация образовательной парадигмы, сокращение разрыва в обучении, развитие информационных и компьютерных технологий в образовании, а также укрепление инфраструктуры и материально-технической базы и оснащенности учреждений образования.

В Казахстане переход к качественному образованию осуществляется через распространение стандартов системы и методики обучения Назарбаев интеллектуальных школ, что, по мнению Президента РК, должно стать «завершающим этапом в реформировании школьного образования» [3].

Это действительно важный шаг в формировании новой системы образования в стране, который даст возможность массового распространения качественного среднего образования во всех регионах, каждая сельская и городская школа будут выпускать молодых людей с высоким уровнем образовании, подготовленных к получению востребованных в условиях Четвертой промышленной революции специальностей, навыков, владеющих информационными и цифровыми технологиями.

Для развития инфраструктуры и материально технической базы школ в регионах Глава государства поручил правительству выделить дополнительно 50 млрд. тенге.

В новых условиях повышается роль педагогов, которые должны обеспечить повышения качество дошкольного и среднего образования. Чрезвычайно важным становится предложение Президента РК о необходимости принятия уже в 2019 году Закона «О статусе педагога», нацеленного на материальное и моральное стимулирование труда работников образования, защиту их прав и повышение статуса в обществе.

Глобальные тренды развития образования резко актуализируют роль технического и профессионального обучения (ТиПО). Имеется прямая зависимость высокого уровня экономического развития страны от системы ТиПО. Так, государства с наиболее высоким ВВП обладают и высоким индексом развития ТиПО.

В настоящее время в Казахстане постепенно улучшается ситуация в этом крайне важном, но испытывающем серьезные проблемы, направлении образования.

В 2017 году число государственных организаций технического и профессионального образования составило 454, в которых обучалось 281,9 тыс. учащихся. На 2017 год число принятых в эти образовательные учреждения составило 101,2 тыс., было выпущено 85,4 тыс. чел. [12].

В Послании Президента РК «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» поставлена задача: «обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков. Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех» [13].

Этот проект позволит создать условия для социальной интеграции молодежи, станет «лифтом» к лучшему будущему. На сегодняшний день реализация проекта началась во всех регионах Казахстана, первая рабочая профессия на бесплатной основе доступна всем желающим.

Еще один ключевой тренд современности – это рост охвата высшим образованием, особенно быстрыми темпами увеличивающийся в странах с развитой экономикой. По данным ЮНЕСКО, количество студентов в мире за 40 лет увеличилось в 6 раз [14].

В Казахстане в 2017/18 учебном году число вузов составило 122, в которых обучалось 496 209 студентов. Валовый охват высшим образованием в 2017 г. составил 54,29 %. По сравнению с 2000 годом этот показатель вырос на 16,53 пункта. Это довольно высокий показатель, но еще недостаточный, учитывая потребности, развивающейся в тренде 4 индустриальной революции экономики. На рис. 3 представлена динамика изменений в охвате молодежи высшим образованием.

 

Рис. 3 – Динамика валового охвата высшим образованием в 2000-2017 гг. (%) [15]

 

Динамика изменения валового охвата молодежи высшим образованием в Казахстане демонстрирует сильную волатильность. В 2000 году этот показатель имел наименьшие значения, в 2005 г. – максимальные (57,16 %%). К 2010 г. он снизился до 49,5, к 2015 г. – до 48,44 %. В 2016 г. произошел рост на 2,7 пункта, в 2017 г. рост продолжился. Поскольку сейчас происходит переход к качественно новому уровню высшего образования, то, вероятно, процент охвата им станет долговременной тенденцией.

Ключевым направлением в развитии высшего образования в Казахстане в русле мировых трендов является качество подготовки специалистов. В стране было увеличено количество грантов на специальности, востребованные в условиях 4 промышленной революции. На образовательном рынке должны остаться лишь те вузы, которые обеспечивают высокое качество обучения, а критерием успешности вуза становится обеспечение занятости и трудоустройство выпускников. Президент РК Н.А. Назарбаев заявил: «На рынке должны остаться только те из них, которые обеспечивают высокое качество образования. Важно развивать партнерство с ведущими университетами мира, привлекая на работу, по опыту Назарбаев Университета, лучших зарубежных топ-менеджеров. Считаю необходимым на базе имеющейся образовательной инфраструктуры создать новый региональный вуз по примеру Назарбаев Университета» [3].

Дальнейшее развитие высшего образования в Казахстане в соответствии с мировыми трендами будет осуществляться по пути интернационализации, тесной интеграции с наукой, производством, бизнесом, массификации и высокого качества, соответствующего лучшим международным стандартам.

Таким образом, высокое качество и доступность образования на всех уровнях являются ключевыми факторами конкурентоспособности и успешности страны. Сегодня Казахстан проводит модернизацию образования для того, чтобы в ХХ1 веке стать обществом с высоким качеством человеческого капитала – высокообразованной и интеллектуальной нацией, обладающей знаниями, навыками и компетенциями для построения лучшего будущего.

Айгуль ЖАРКЕНОВА,

д.и.н. Республики Беларусь, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

 

Литература

 

Shultz T. Investment in Human Capital.- N.Y.; London, 1971 -P.26-28. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 1999, 234 с. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». 5 октября 2018 г. / akorda.kz. (Дата обращения: 10.11.2018) Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14 декабря 2012 г. / akorda.kz. (Дата обращения: 10.11.2018) Государственная программа развития об­разования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. //Официальный интернет-ресурс министерства образования и науки РК. /http://www.edu.gov.kz/ru (Дата обращения: 10.11.2018) Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия[Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 25.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (Дата обращения: 09.11.2018) Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия[Электронный ресурс]//Центр гуманитарных технологий, 2006-2018 (последняя редакция: 25.08.2018). URL:https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (Дата обращения: 14.11.2018 Всемирный доклад по мониторингу ОДВ «Образование для всех 2000-2017 гг.: достижения и вызовы», ЮНЕСКО, 2017. - 202 с. Число детских дошкольных учреждений, численность детей в детских дошкольных учреждениях. Данные Комитета по статистике министерства национальной экономики РК. URL: http://stat.gov.kz (Дата обращения: 12.11.2018) Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах. Данные Комитета по статистике министерства национальной экономики РК. URL: http://stat.gov.kz (Дата обращения: 12.11.2018) Goldin Pr. & Katz. The race between technology and education, 2010, Р.18.  Казахстан в цифрах. Министерство национальной экономики Республики Казахстан. Комитет по статистике. Брошюра. Астана, 2018. – 19 с., С.8. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». 10 января 2018 г. // akorda.kz. (Дата обращения: 10.11.2018) Сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.uis.unesco.org/ (Дата обращения: 10.11.2018) Валовый охват высшим высшим образованием. Данные Комитета по статистике министерства национальной экономики РК. URL: http://stat.gov.kz (Дата обращения: 12.11.2018)