Масонство и Алашорда
26.10.2018 3495
Самарский этап жизни Алихана Букейхана – самая таинственная и малоизученная часть биографии лидера национально-освободительного движения «Алаш». Портал NDH расскажет об исследованиях директора ОФ

«Алашорда» Султан Хана Аккулы о связях председателя Алашской автономии с масонской ложей.

В воспоминаниях известного русского общественного деятеля, одного из основателей Конституционно-демократической партии князя Д.И. Бебутова есть строки, в которых перечисляются имена членов санкт-петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Среди названных им членов фигурирует имя видного казахского общественно-политического деятеля и ученого, лидера национально-освободительного движения казахского народа Алихана Букейхана.

В самарский период своей деятельности А. Букейхан трижды встречался с будущим главой Временного правительства А.Ф. Керенским. Первая встреча состоялась в июле 1914 года, а в мае-октябре 1915 года - последующие две.

Что могло сблизить лидеров совершенно разных политических партий? Во-первых, они могли встречаться для обсуждения думских проблем и, как это обычно бывает, прийти к политическому альянсу. Другое дело, что А. Букейхан являлся депутатом Первой, неугодной для самодержца Думы, и он представлял интересы другой партии и другого народа и в дальнейшем не был допущен к выборам. Поэтому в 1907 году весь казахский народ высочайшим указом был лишен права иметь своих представителей в Думе. Во-вторых, по мнению Султан Хана Аккулы, Букейхана и Кeренского объединяло масонское братство.

На каком основании возникло это суждение? В достоверность сего факта говорит то, что основание Самарской группы масонов совпадает со временем встреч Букейхана с Керенским, и назначение в 1917 году А.Н. Букейхана Комиссаром Временного правительства по Казахстану также было волей масонского братства, оказавшегося у руля власти.

Исследования западных и некоторых советских ученых неопровержимо доказывают, что не менее чем половину первого и второго составов Временного правительства представляли масоны. Есть ли смысл доказывать, что А. Керенский был лидером последнего состава несостоявшегося правительства? В этом не может быть сомнений. А выход А.Н. Букейхана из ЦК, как и из партии кадетов, означал окончательный и бесповоротный разрыв с масонской ложей. Причин для этого было много.

Основной целью русской буржуазии и их политических партий, в том числе и масонской организации, являлись свержение самодержавия и захват политической власти. Что касается цели и задачи А. Букейхана, лидера казахов в рядах масонов, то наиважнейшей из них было образование автономии с собственным парламентом, правом управления финансами, внутреннего самоуправления и прочими атрибутами самостоятельной государственности. В отделении же и образовании самостоятельной государственности, если это все же русское правительство допустит, он видел верную гибель своей нации или, в лучшем случае, захват со стороны более коварного и менее лояльного колонизатора, например, Китая.

 

 

Прямой потомок чингизидов стал лидером казахского народа не по наследству, а заслужив титаническим трудом и многолетней политической борьбой, А. Н. Букейхан осознавал свою роль в предвидении будущего своего многострадального народа. Учитывая опыт и ошибки своих предшественников, он видел это будущее только рядом с Россией, с исторически традиционным соседом. Проводивший годы в высших политических кругах России, прошедший вместе с их деятелями «огонь и воду» политической борьбы, Букейхан так же, как они, был убежден в том, что «только масонство может победить самодержавие».

После скоропостижной смерти весьма влиятельного лидера кадетов В. Обнинского, поддерживавшего Букейхана в вопросах образования Казахской автономии, позиция последнего несколько ослабла. Он оказался в меньшинстве в таких принципиально важных вопросах, как отделение церкви от государства, передача земли в собственность и предоставление автономии. Это он подробно изложил в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?» в 1917 году. После Февральской революции эти разногласия уже носили решающий характер. Товарищи по партии и масонские «братья», оказавшись у руля власти, решительно отказали ему в предоставлении политической автономии казахскому народу, преследуя цель сохранения империи при существующих границах. В ответ Букейхан вышел из рядов кадетов и соответственно отказался от масонских «обязательств».

Развязав руки, он принялся за организацию национальной политической партии «Алаш», костяк которой был заложен еще в 1913 году, с появлением газеты «Казах», которая затем и стала ее политическим органом. Он участвовал в работе «Уфимского совещания» российских политических лидеров, на съезде сибирских автономистов в Томске, где было принято решение предоставить автономию казахам в составе Сибирской республики. На втором Всеказахском учредительном курултае, состоявшемся в декабре 1917 года в Оренбурге, была провозглашена Казахская автономия «Алаш-Орда». Но дальнейший ход событий оказался под диктовкой большевиков. Глава Временного правительства Керенский не смог покинуть арену Первой мировой войны, тем самым облегчил приход к власти большевиков во главе с Лениным. Захват верховной власти большевиками стал причиной гражданской войны.

Вначале вооруженные формирования казахского правительства при помощи сибирских правителей вели активную борьбу против большевистской власти, не допуская ее в Казахстан. Но к концу 1919 года алашординцы оказались единственной силой на территории Казахстана, способной оказать сопротивление все нарастающему наступлению новой власти.

Перед казахскими лидерами возникла сложная ситуация, когда необходимо было выбирать одно из двух зол: либо продолжать бессмысленное кровопролитие, либо - признать и присоединиться к большевикам, тем более последние уже предлагали сесть за стол переговоров, обещая сохранить национальную автономию.

 

 

И казахский лидер принимает неприятное для себя, но единственно приемлемое для своего народа решение - признать власть вчерашних непримиримых идейных противников и принять их условия. Такое решение было для него, политика, крайне нежелательным, т. к. он в своей статье «Общесибирский съезд», опубликованной в газете «Сарыарка» в 1917 году, подверг большевиков и их лидера жестокой критике за вооруженный захват власти и арест членов Временного правительства, назвав их «правительством, пришедшим к власти с помощью пики и топора». И теперь сотрудничество с большевиками было для него неприемлемым. В связи с этим Букейхан (после присоединения к Советам) отказался от активной политической и государственной деятельности. За этот «оппозиционный» его поступок Советы ответили репрессивными мерами. В 1922 году он был выслан в Москву и в 1937 г. по обвинению в «возглавлении контрреволюционной борьбы против советской власти» и «установлении связи с контрреволюционными центрами в Казахстане и Москве» приговорен к высшей мере наказания.

Исследователь истории движения и автономии «Алаш» Султан Хан Аккулы считает, что А. Букейхан и его единомышленники не имели целью свержение советской власти, поддержавшей их основную цель об образовании Казахской автономии. Букейхан лишь продолжал руководить внутренней борьбой против применения методов построения социализма в Казахстане, против насильственной коллективизации, совершенно чуждой для казахских степей, против извращения национальной политики и политики русификации.

Алашординцы в течение более 10 лет держали почти полный контроль над образованием, периодической печатью и издательским делом в Казахстане, преследуя единственную цель – придать казахской советской культуре отчетливо национальный характер. Элита казахской интеллигенции, рожденная на волне национально-освободительного движения казахского народа конца XIX и начала ХХ веков, во главе которой стоял А.Н. Букейхан, была уничтожена в кровавых репрессиях 30-40-х годов ХХ века.

Стоит отметить, до конца года Султан Хан Аккулы собирается издать 12 томов уникального сборника «Әлихан Бөкейхан. Шығармалары – Сочинения. 15 томов». Плоды многолетней работы, и в особенности плоды работы последних двух лет, выльются в первое наиболее полное собрание сочинений казахского национального лидера начала ХХ века на казахском и русском языках тиражом более 5 тысяч экземпляров. К сожалению, его предполагаемые публикации во французской газете «Le Figaro» 30-х годов предыдущего столетия и научный очерк о казахском коневодстве в собрании не будет. Сборник увидит свет благодаря поддержке министра культуры и спорта А. Мухамедиулы и парламентской фракции «Ак жол».