Дореволюционная геральдика: история забытых гербов
09.01.2017 2815
Документы Российского государственного исторического архива раскрывают историю гербов областей Семипалатинской и Сибирских киргизов

В последнюю четверть века геральдика переживает «ренессанс» в исторической науке. Увеличилось количество исследований, расширилась тематика, в научный оборот были введены новые источники, возникли учреждения и общественные организации, специализирующиеся на геральдике и генеалогии.

Казахская геральдика развивалась в условиях традиционного кочевого общества, и, соответственно, существенно отличается от традиционной геральдической европейской традиции. Фактически, геральдика, в ее классическом понимании, начинает формироваться в период присоединения казахских земель к Российской империи, когда встал вопрос о государственных символах, позволявших идентифицировать принадлежность новых российских поселений, городов и областей, возникших в степных регионах Казахстана.

Гербы для городов разрабатывал специальный орган – Герольдмейстерская контора. В Российской империи первое официальное пожалование герба состоялось в Костроме в мае 1767 года императрицей Екатериной II. Затем начинают получать гербы вновь учреждаемые города. Герольдмейстерская контора выработала правила по составлению гербов вновь учреждаемым городам. По ее мнению, в них надо было «означать: 1) милость Ея Императорского Величества к сим селениям, 2) чтобы обстоятельствы или промыслы оных изобразить». «Милость» показывалась в виде горностаевого меха, короны, царского герба, а «обстоятельствы» обозначались по-разному – груженые суда рыбы, река. Следуя подобным принципам, Герольдмейстерская контора в 1773 году подготовила гербы и сделала городской герб обязательным для каждого города.

Составлением городских гербов стала заниматься Герольдмейстерская контора, во главе которой стоял князь Михаил Михайлович Щербатов, специалист, разбиравшийся в генеалогии и геральдике. Основным принципом герботворчества было составление герба с учетом характерных особенностей города: природных условий, ремесел, традиций, исторических событий. Например, в гербе города Семипалатинска – семь городских башен.

 

Семипалатинский герб - в щите семь крепостных башен.

Из гербовника Щербатова

 

 

В середине XIX века барон Б. Кёне усовершенствовал форму герба. В 1857 году были высочайше утверждены и опубликованы «Описания украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов». Ряд городов, а также посадов, получивших свои гербы после указанного «Описания», действительно ввели украшения гербового щита и соответствующую корону в герб. Основное внимание Б. Кёне уделял специфическим украшениям городского герба. Главное украшение – корона, причем в зависимости от статуса и значимости города применялись разные виды корон, венчающих гербовой щит. Гербы губерний и столиц увенчаны императорской короной, гербы древних русских городов – царской шапкой наподобие Мономаховой, гербы уездных городов – серебряной башенной короной с тремя зубцами, гербы посадов – червленой башенной короной с двумя зубцами.

Что касается других украшений, то они должны были согласно традиции отражать административное значение города и род занятий горожан. Гербовые щиты губернских городов обрамлялись теперь дубовыми с Андреевской «лазуревой» (голубой) лентой, а герб столичный украшали еще и скипетры. Города с развитой промышленностью использовали в украшении гербового щита Александровскую (алую, красную) ленту с двумя золотыми молотками. Земледелие и хлебная торговля обозначались Александровской лентой с двумя золотыми колосьями.

Дело из фонда Второго Сибирского комитета «Об утверждении гербов для областей Семипалатинской и Сибирских киргизов с их округами и городами», открытое июне 1855 года подтверждает происходившие изменения. В ходе переписки между государственными учреждениями – Сибирским комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции – удалось узнать историю возникновения первых проектов гербов областей Семипалатинской и Сибирских киргизов с их округами, в том числе и Акмолинского округа.

Из записки Статистического Комитета МВД раскрывается предыстория дела. В январе 1851 года Министерством внутренних дел был представлен в Правительствующий Сенат проект герба для города Усть-Каменогорска, принадлежавшего Томской области. Проект герба имел следующее описание: «щит, разделенный на две части, в верхней меньшей части герб Томской губернии, а в нижней большей, в красном поле золотой верблюд, обращенный в левую сторону, в значении, что жители этого края участвуют в меновой торговле с киргизами».

Проект из Правительствующего Сената был направлен в Министерство Юстиции. В письме от 30 октября 1854 года Министр Юстиции выразил свое мнение по проекту герба, предложив разделить герб горизонтально на две части, а верблюда изобразить навьюченным, украсив герб городскою короною.

В 1854 году в результате административно-территориальной реформы управление казахским населением Сибири было поделено на Область сибирских киргизов и Семипалатинскую область. Бывшее Пограничное управление было преобразовано в Областное правление сибирских киргизов во главе с военным губернатором области. В составе генерал-губернаторства Западной Сибири было создано новое управление Семипалатинской области. Город Усть-Каменогорск был причислен к вновь образованной Семипалатинской области. Но в гербе Семипалатинской области уже был представлен навьюченный верблюд и, по принятому порядку, этот герб должен быть изображен в верхней части щита Усть-Каменогорска. Министерство внутренних дел сообщило об этом генерал-губернатору Западной Сибири и просило уведомить, какое изображение в нижней половине герба для города соответствовало бы местным условиям.

Вследствие сего, генерал от инфантерии Гасфорт уведомил, что на основании Высочайшего повеления от 19 мая 1854 года, в состав Семипалатинской области вошли города Усть-Каменогорск, и вновь учрежденные Аягуз, Кокбекты и Копал, не имеющие также особых гербов, а потому он полагал, оставив герб Семипалатинска гербом областного города и самой области, присвоить таковые и остальным четырем городам оной, изобразив в них в нижней половине щита.

В гербе города Усть-Каменогорска, не заключающего в себе, кроме небольшого укрепления на берегу Иртыша, ничего особенно достопримечательного, вид крепости над рекой.

В гербе города Аягуза и округа, отличающегося, преимущественно пред прочими округами киргизской степи развитием хлебопашества было предложено изобразить соху и хлебные колосья, а слово «Аягуз», по мнению российского чиновника, на киргизском языке никакого определенного значения не имеет.

В гербе города Кокбекты (что по-татарски значит – зеленый тополь) и округа, известного по существующим в нем золотым приискам – золотопромышленные орудия вашгерд, кирку и лопату.

В гербе города Копала и его округа, который получил это название от находящейся близ города могилы уважаемого между киргизами родоначальника Копала – киргизский надгробный памятник.

Из пяти округов киргизской степи Кокчетавского, Кишмурунского, Акмолинского, Баян-Аульского и Каркаралинского была образована область Сибирских киргизов, имеющая свое отдельное управление. Генерал от инфантерии Гасфорт выступил с ходатайством об учреждении для них гербов для изображения на печати Областного Правления и на пуговицах форменной одежды служащих в области чиновников, и о присвоении, сверх того, особых гербов каждому из пяти округов сей области, в которых вероятно, так же как и в Семипалатинской области, будут впоследствии учреждены города, а между тем представляется и в настоящее время надобность в гербах для печатей, употребляемых окружными приказами и волостными управителями.

В областном гербе области Сибирских киргизов, генерал-губернатор предложил изобразить киргиза с пикою, скачущего на коне, по примеру герба бывшей Омской области.

 

Герб Омской области утвержден 18 февраля 1825 года: "в щите, имеющем красное поле, изображен всадник в азиатской одежде на белом коне, скачущий в левую сторону и имеющий в руках лук, протянутый за стрелою, а за спиною колчан со стрелами"

 

 

А в окружных гербах, в нижней половине щита, изобразить эмблемы, соответствующие местным особенностям округов, или их названиям. Например, в гербе Кокчетавского округа (слово кокче-тау значит синяя или голубая гора) на голубом поле гору, а впереди киргизскую юрту. В гербе Акмолинского округа – киргизский надгробный памятник из белого камня, подобный тому, который находится вблизи приказа, и от которого самый округ получил наименование Ак-моллы, что значит белая могила, а над памятником полумесяц. В гербе Кишмурунского округа, применяясь к его названию (кыш мурун - птичий нос) заимствованному, вероятно от сходства фигуры холма, на котором расположено Кишмурунское селение – птицу с птичьим носом или клювом, стоящую на земле. В гербе Баян-Аульского округа, названного так по имени воспетой в народной поэме красавицы Баян и замечательного своими каменноугольными копями – горы и три куска каменного угля. И наконец, в гербе Каркаралинского округа, по существующим в сем округе богатым свинцовым рудникам и по этимологии его названия пестрого снега (кар – караллы) и распущенного султана из перьев (каркарау), что в том и другом смысле относится к вершине одной из тамошних гор, покрытой, местами, снегом до позднего лета, и представляющей издали подобие распущенного султана – гору и условный знак свинцовой руды.

Министерство внутренних дел, вследствие сего отзыва, сообщило Министерству Юстиции по возникшему вопросу о гербе города Усть-Каменогорска свое мнение, предложив щит герба разделить горизонтально на 2 равные части, из коих в верхней изобразить Семипалатинский герб, а в нижней вид крепости над рекою, украсив щит золотою городскою короною.

Указом Правительствующего Сената от 21 декабря 1850 года поручено МВД составить проекты гербов городов, которые не имеют утвержденных гербов, и представить в Правительствующий Сенат.

При этом, в Высочайше утвержденном 23 ноября 1851 года Положении Комитета министров отмечено правило, согласно которому на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на Высочайшее утверждение, изображать всегда Императорскую корону; на гербах же городов уездных оставить ныне употребляемую городскую корону.

В заключение Министр Внутренних дел отметил следующее. Во-первых, с назначением в 1854 году Семипалатинска областным городом вновь образованной Семипалатинской области, на присвоенном этому городу в 1851 году гербе следовало бы изобразить вместо городской Императорскую корону.

Во-вторых, эмблемы 10 проектных гербов, а именно Усть-Каменогорска, Аягуза с округами, Кокбекты с округом, Копала с округом и остальные соответствуют по описаниям местным особенностям.

От Министерства юстиции господину управляющему делами Сибирского комитета пришел ответ от 22 февраля 1856 года, в котором уведомляли, что дело о гербах для областей Семипалатинской и Сибирских киргизов приостановлено в Правительствующем Сенате по замечаниям Министерства Юстиции об учреждении нового порядка рассмотрения гербов.

В сентябре 1857 году Сибирский комитет опять сделал запрос в Министерство Юстиции по ситуации с гербами. В январе 1858 года был получен ответ, что с учреждением при Департаменте герольдии особого Гербового отделения и приказом о назначении коллежского советника Кенне начальником сего отделения ему поручено озаботиться скорейшим окончанием дела о гербах для областей Семипалатинской и Сибирских киргизов.

В конце декабря 1858 года Министерство Юстиции уведомило о передаче дела о гербах Министерству внутренних дел, так как проекты гербов были составлены Статистическим отделением Совета Министерства Внутренних дел.

16 января 1859 года управляющий делами статс-секретарь В. Бутков вновь написал письмо в Министерство Внутренних дел с просьбой ускорить вопрос с принятием гербов.

21 января 1859 года Министр Внутренних дел С. Ланской ответил, что проекты гербов Закавказского края возвращены графу Панину с его заключением.

В ходе переписки с Министерством Юстиции выяснилось, что проекты гербов были переданы в особое гербовое отделение Департамента герольдии, и, руководствуясь геральдикою и изданными в 1857 г правилами о внешних украшениях гербов, признало необходимым составить новые рисунки для всех городов и округов областей Семипалатинской и Сибирских киргизов. Но герольдмейстер не согласился с предположениями Гербового отделения, потому что называемая Герольдикою вольная часть щита слишком мала, и избранные гербовым отделением внешние украшения гербов не согласуются с правилами 1857 года. Поэтому было рекомендовано обратиться к генерал-губернатору Западной Сибири, чтобы выйти на Геральдический департамент для ускорения решения дела.

В ходе переписки 1859 года с генерал-губернатором Западной Сибири Гасфортом им были приведены ряд замечаний по гербам от Гербового отделения и Герольдмейстера.

Гербовое отделение находит невозможным на областном гербе изображать киргиза на коне с пикою. Предлагают в таком виде: «В черном поле золотая лошадиная голова червлеными гривами и языком на двух накрест положенных копьях. Щит увенчать древнею царскою короною и окружить дубовыми листьями, соединенными Александровской лентою».

В гербе Акмолинского округа области Сибирских киргизов Гербовое отделение предполагает следующие изменения: «В зеленом поле серебряный киргизский памятник, сопровождаемый во главе щита серебренным же полумесяцем кольцами вправо». Кроме того, щиты увенчать для округов древнею царскою короною, но окружить их двумя Императорскими знаменами, с Императорским орлом, соединенными Александровскую лентою изображен в вольной части щита областной герб.

Герольдмейстер в свою очередь посчитал, что окружать щиты округов области Сибирских киргизов знаменами нет никакого основания, так как этим городам не было присвоено никакого военного значения.

23 августа 1865 года генерал-губернатор Западной Сибири возобновил дело и обратился к Управляющему делами Комитета Министров. Ему ответили, что гербы изготовляются гербовым отделением.

В мае 1867 году к Управляющему делами Комитета Министров был направлен очередной запрос.

Стоит отметить, что в 1868 году был подготовлен новый проект герба Акмолинска: «В зеленом щите серебряный кара-киргизский памятник с 2 остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый в главе щита полумесяцем, обращенным вправо. Щит увенчан золотой стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой». Считается, что на гербе изображен Мавзолей бия Нияза (советника Абылай-хана), стоявший на возвышении Акмола, где остановился первый отряд, прибывший для строительства Акмолинского укрепления.

 

Проект герба Акмолинска 1868 года

 

Последний раз запрос по делу о гербах к Управляющему делами Комитета Министров был сделан 11 марта 1874 года.

3 мая 1874 года генерал-губернатору Западной Сибири пришел ответ, что проекты гербов для областей Семипалатинской и Сибирских киргизов с их округами и городами рассматриваются ныне в Департаменте герольдии и по составлении будут представлены на Высочайшее утверждение.

Окончательный вариант герба Акмолинской области был утвержден 5 июля 1878 года. Описание герба: «В зеленом щите серебряный памятник с двумя остроконечными башнями и куполом в середине, сопровождаемый во главе щита золотым полумесяцем. Щит украшен древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою».

 

Герб Российской Империи Акмолинской области в Гербовнике МВД Российской Империи 1880 года. Утвержден Императором Всероссийским Александром II в 1878 году (Гербы губерний и областей Российской Империи. Отпечатано по распоряжению министра внутренних дел. Санкт-Петербург: Картографическое заведение А.А. Ильина и типография Министерства путей сообщения А. Бенке, 1880).

 

Таким образом, данная переписка, длившаяся почти четверть века, показала, что процедура утверждение герба области или города, дело достаточно длительное и кропотливое. Сложная система бюрократического аппарата Российской империи могла затянуть решение такого важного вопроса на годы, а то и десятилетия. В данном случае, прошло несколько административно-территориальных изменений, пока гербы областей Сибирских киргизов и Семипалатинской, наконец, обрели окончательные черты.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)