Космическое измерение Алматы
25.05.2021 2173

История освоения космоса тесно связана с Казахстаном, с космодромом Байконыр, ставшим стартовой площадкой космических кораблей и искусственных спутников. Первый космонавт Ю. Гагарин в своей книге «Дорога в космос» вспоминает об учебе в Чкаловском Высшем летном училище. Теплом согреваются сердца казахстанцев, когда Юрий Гагарин рассказывает, что ему очень по душе были занятия, на которых будущий космонавт изучал тактику ведения воздушных боев нашего земляка Дважды Героя Советского Союза летчика-штурмовика Т. Бегельдинова. В Алматы есть улицы Т. Бегельдинова и проспект им. Ю. Гагарина. Проспект Ю. Гагарина – одна из красивейших магистралей города, устремленная к горам. В зеленом сквере установлен памятник первому космонавту, чей путь в космос начинался на этой земле.

Ведущий научный сотрудник Музея Алматы «Объединения музеев г. Алматы» Гульмира БИЛЯЛОВА рассказала порталу Qazaqstan Tarihy о том, как наши предки развивали свои астрономические знания начиная от наблюдений за звездами и заканчивая запуском космических ракет.

Сегодня космическая гавань Казахстана известна всему человечеству. Как и тысячи лет назад люди XXI века вглядываются в звездное небо нашей Родины. Эпохе космонавтики предшествовала одна из древнейших наук – это астрономия.


До сих пор у казахов продолжает использоваться «в быту» 12-летний животный цикл тюркского календаря, яркое явление истории тюркского летоисчисления. Выбор животных в календаре и последовательность их чередования в небесной символике является наследием тюрков Центральной Азии. Получивший широкое распространение у многих народов Азии, календарь и поныне является неотъемлемой частью культуры. Этноастрономия отражена в казахских звездных преданиях. Названия звезд, планет и созвездий нашими предками связывались с важнейшими событиями жизни. Небо было не только ориентиром в степных просторах, но и служило для организации хозяйственной жизни кочевников и оседлого населения согласно циклам звезд.

В казахских преданиях Большую Медведицу называют «Жети каракши» или «Аспан Кайыгы», привязанных к Полярной Звезде – «Темир казык», вокруг которой вращаются все остальные звезды и созвездия. Каждый крупный небесный объект имеет казахский аналог названия: Уркер – Плеяды, Арай – Марс, Шолпан – Венера, Босага – Близнецы, Уш архар Таразы – Орион, Камбар – Лев, Каракурт – Кассиопея, Сумбуле – Сириус. Представления о Жети каракшы, Большой Медведице, Орионе встречаются в наскальной живописи в горах Тянь-Шаня, Алтая, Баянаула, Каратау и др. «Темирказык» или «Железный кол» - неподвижная Полярная звезда, ориентир ночных путников. Две звезды, постоянно вращающиеся вокруг нее, называют «две белые лошади», привязанные к колу.

Жети каракшы или Большая Медведица – это души семи раскаявшихся разбойников, обращенных в звезды. Семь воров похитили дочь Уркера - Плеяд. Поэтому Уркер находится в вечной погоне за своей дочерью Улпилдек, помогая людям определять ночное время и время года.

Когда загоралась Шолпан или Пастушья звезда, люди загоняли скот в загон, утром же встречали с ней рассвет.

Поэтически прекрасно звучит название Млечного пути, хорошо наблюдаемого в начале осени - «Кус жолы» - «Путь птиц» по которому прилетали и улетали птицы.

Луна издревле считалась священной планетой, каменные изваяния лунного божества встречаются повсеместно. Люди поклонялись рождению месяца, преклонив колено, благодарили убывающую луну и просили благословения у зарождающего месяца. На Луну нельзя было показывать рукой, это считалось святотатством.

Радугу в народе называли «Кемпиркосак» - разноцветные овцы связанные друг с другом в косак, которых старуха доит после дождя.

Археологи относят найденные амулеты или монетовидные календари, зеркала-календари с 12-летним животным циклом к I в. до н.э. Этими изображениями с древнейших времен датировались документы и надмогильные памятники.




До наших дней сохранились своеобразные древние обсерватории, ритуальные астрономические объекты Казахстана – геоглифы, «курганы с усами»Шиликты, Берел, Боралдай, Бесшатыр и др. 

С Жетысу связана большая часть истории изучения астрономических и природных объектов. Летом 1903 года на озеро Балхаш отправился отряд, в котором были военные топографы и геодезисты, заснявшие всю береговую линию. Военный геодезист П.К. Залесский произвел определения 31 астрономического пункта, позволивших географу Л.С. Бергу внести исправления в прежнюю карту Балхаша.

В старом центре города Алматы есть необычное здание бывшей верненской метеообсерватории, построенное в 1915 году архитектором И. Пономаревым по типовому проекту, разработанному Пулковской геофизической обсерваторией. В начале ХХ века это была южная окраина, самая высокая точка города – около 600 м над уровнем моря. Этот фактор сыграл основную роль в выборе места для первой метеорологической станции.

Верненскую метеорологическую станцию проверяли инспекторы Главной геофизической обсерватории Петербурга. Решение, принятое комиссией в 1913 году, гласило: «Необходимо немедленно упорядочить работу метеорологов в городе Верном. Метеостанция нуждается в собственном здании, так как частая смена места и переустановка приборов привела к их повреждению, что сказывалось на качестве систематических наблюдений».

В 1930-е гг. станция, получившая название Главной геофизической обсерватории, была оборудована метео- и аэрологическими приборами. В годы Великой Отечественной войны в здании расположился сектор астрономии и физики Казахского Филиала АН СССР, где работали эвакуированные в Алматы ученые-астрофизики Г. Тихов, В. Фесенков, Н. Штауде и др.

С городом Алматы связана и судьба великого советского фантаста Ивана Ефремова, оказавшегося здесь в эвакуации. Прикованный к постели тифом писатель написал несколько удивительных историй. В рассказе «Нур-и-Дешт» И. Ефремов описывает раскопки древней обсерватории в степях южного Казахстана. «Нур-и-Дешт» - «Свет степи» называлась эта обсерватория, разрушенная монгольским нашествием. Выясняется, что древняя обсерватория была построена на месторождении урана, эманация которого очищает атмосферу, отчего небо в этой местности очень ясное. Урановая охра же в древности использовалась в керамике для изготовления глазури.

Первый уран был найден в этой местности только в 1951 году. Именно в тех местах, которые описал И. Ефремов, находится самое богатое месторождение урана в мире – Шу-Сарысуйская урановая провинция.

Археологи предполагают, что в Отраре, Созаке действительно когда-то существовали обсерватории.

10 октября 1941 года в городе Алматы был создан Институт астрономии и физики Казахстанского филиала АН СССР. В годы войны в город были эвакуированы именитые ученые-астрономы. В 1950 году был создан Астрофизический институт АН Казахской ССР, где зародилась новая наука – астроботаника, основоположником которой стал академик Г. Тихов, проводивший исследования в г. Алматы с 1945 по 1960 гг. Растения полярные и зимне-зеленые по своим оптическим свойствам подходят к марсианским растениям ближе, чем растения листопадные. В книге «Есть ли жизнь на других планетах?» академик Г. Тихов описал опыты с двумя парами растений: зеленый овес и полярный можжевельник, вторая пара – береза и ель. Отражение инфракрасных лучей у хвойных растений ели и можжевельника в 3 раза меньше, чем у березы и зеленого овса. Следовательно, летне-зеленым растениям инфракрасные лучи не нужны, поэтому они отражаются. Полярному можжевельнику, живущему в суровом климате, и ели, не теряющей своей зелени и зимою, инфракрасные лучи необходимы для согревания, а потому они отражаются слабо. Ученый предположил, что в суровом марсианском климате растения инфракрасные лучи впитывают в себя, а не отражают. Земные растения, живущие в суровых климатических условиях, по своим оттенкам и свойствам, возможно, напоминают марсианские. У них ослаблен инфракрасный эффект, растянута полоса поглощения хлорофилла, а сами растения имеют маловыраженный синеватый оттенок. Так родилась новая наука о жизни на других планетах — астроботаника.

21 сентября 1941 года в Алматы приехали семеро астрономов и физиков для наблюдения солнечного затмения, к которому они готовились несколько лет. Началась война, многим пришлось остаться в Алматы и принять участие в создании первой в Казахстане обсерватории. Уже 10 октября 1941 года вышло постановление Совнаркома республики «Об итогах работы Комиссии по наблюдению солнечного затмения и о дальнейших перспективах астрономической работы в Казахстане», что стало началом создания Астрофизического института под руководством академика-астрофизика Василия Фесенкова.




В 1943 году ученые нашли подходящую для наблюдений местность близ Алматы – Каменское плато (1450 метров над уровнем моря). Строительство началось в 1947 году. Время первых искусственных спутников земли и космических кораблей превратило обсерваторию в место встреч любителей астрономии и научных дискуссий.

Ныне в институте астрофизики проводятся исследования в 12-ти областях астрономии. При институте работают три обсерватории: Ассы-Тургень, Тянь-Шанская и, собственно, обсерватория на Каменском плато. В 2012 году институт стал членом Международного астрономического союза.

Научные сотрудники института проводят исследования в области физики звёзд, туманностей, космологии, звёздной динамики, астрофизики, ядерной астрофизики, исследуют спутник Земли. Большинство таких наблюдений из-за световой загрязненности неба над Каменским плато проводятся в обсерваториях Ассы-Тургень и Тянь-Шанской.

20 сентября 1969 года, два астронома следили за кометой и заметили новую, которую назвали кометой Чурюмова-Герасименко. Позже открыли ещё две: Чурюмова-Солодовникова и Солодовникова.

В обсерватории есть четыре павильона с телескопами. Совсем недавно посетители могли увидеть в телескопы «Герц» и Дмитрия Максутова АСИ-2 летом и осенью Юпитер, Сатурн, Венеру. Август-сентябрь был временем наблюдения за Млечным путем и метеоритными дождям.

В обсерватории можно было увидеть Сихотэ-Алинский метеорит, на 92% состоящий из железа. Известно, что железные метеориты являются частицами ядер малых планет. Метеорит был найден в Уссурийской тайге в горах Сихотэ-Алинь экспедицией Василия Фесенкова.

Сейчас мало кто знает, что один из крупных жилых микрорайонов города Алматы – «Орбита» назван в честь первой в Казахстане станции «Орбита», построенной в 1967 году на юго-западной окраине города. «Орбита» была сетью земных станций космической связи на территории Советского Союза, передававших и принимавших для последующей ретрансляции монохромные и цветные программы Центрального телевидения (ЦТ) через спутники связи «Молния». Конструкторы учитывали суровые климатические условия, в которых придется действовать наземным станциям «Орбита». Эти станции могли работать при скорости ветра до 23 м/с и в диапазоне температур от +50 до -50° Цельсия.

В настоящее время на территории ЗССС «Орбита» установлено множество дополнительных антенных систем, основная антенна станции не используется. Станция является филиалом АО «Казахтелеком» и обеспечивает преимущественно телефонную связь.

Некоторое время назад пустовавшее здание Верненской метеорологической станции было отреставрировано, что дает возможность вернуть городу обсерваторию уже как Музей-обсерваторию. Ученый-астрофизик Н. Бекбасар готов помочь в решении этого вопроса.

Музей Алматы не закрывает «космическую историю», новые проекты и выставки музея расширят границы «космического измерения» Алматы.

Гульмира БИЛЯЛОВА,

ведущий научный сотрудник Музея Алматы «Объединения музеев г. Алматы»