Казахские баи: династия Косшыгуловых
31.03.2021 4073

В начале двадцатого века богатые казахи начали уделять больше внимания торговле, а также производству, понимая, что эпоха традиционного животноводства закончилась. Во второй половине XIX века в масштабах не только казахской степи, но и всей России активизировались капиталистические отношения, усилилась волна производства. Эти изменения не могли не повлиять и на казахские степи. В то время в казахских степях увеличилось число русских и татарских купцов, которые начали заниматься торговлей и промышленностью. Наряду с русскими, татарскими купцами были и крупные купцы казахского происхождения, баи, открывшие производство. Одним из них был Баймухамбет Косшыгулов и его дети, который был крупнейшим купцом, баем Караоткельского региона.


Первый автомобиль в мире появился в начале XIX века, а в казахской степи автомобиль появился впервые в 1900 году. А кто его привез? В советской истории старались вычеркнуть, забыть имя Косшыгуловых, из-за того, что он был сторонником Алашорды, а также богачом/баем. Чаще всего упоминается человек по имени В. М. Кубрин, который пользовался первым автомобилем. Однако на самом деле автомобиль в казахские степи первым привез именно Курмангали Косшыгулов.

Начнем с начала. Отец Курмангали Баймухамбет Косшыгулов родился в 1848 году в ауле Келтетал Жанааркинского района нынешней Карагандинской области. Сам Баймухамбет вырос сиротой, а в детстве был усыновлен татарским купцом, он обучил его тонкостям торговли, а затем женил его. У Баймухамбета было шесть сыновей и дочь Райхан. Все сыновья пошли по стопам отца, занимались торговлей. Из-за богатств и щедрости его прозвали Байкоп. В книге Ахмета Байтурсынова «Замана бұлбұлдары» говорится о том, что по приглашению сыновей Косшыгул бая в Акмолу приехали люди, которые записывали песни на граммофон. Тогда Косшыгуловы организовали и песенный конкурс. Из этого отрывка видно, что Косшыгуловы были людьми, увлеченные инновациями и искусством.

Баймухамбет Косшыгулов начал свой путь из мелкой торговли. Благодаря своему трудолюбию и деловой хватке он становится одним из самых богатых купцов Караоткельского района. В 1890-х годах в Караоткеле появились два магазина под названием «Гостевой ряд» или «Караван сарай». Одним из таких магазинов был магазин Байкопа Косшыгулова, который назывался «Зеленый ряд», потому что дверь была выкрашена в зеленый цвет. Этот магазин распологался на месте нынешнего торгового центра «Сине Темпоре», который ранее назывался ЦУМ. Большой одноэтажный магазин в то время походил на большой торговый центр. В нем находились 72 магазина и 10 небольших торговых лавок. С современной точки зрения этот магазин был похож на ТРЦ «Хан Шатыры». Кто знает, если бы не те суровые года, и Алашорда достигла бы своих целей, то возможно сегодня была бы корпорация Косшыгуловых?

На месте нынешнего здания гостиницы «Турист» и так называемого «Дома Быта» по улице Республики тогда находилась кондитерская фабрика Косшыгуловых. На вывеске двухэтажного здания, открытого в 1895 году, было написано «Косшыгулов и сыновья». В то время выпускались разнообразные сладости, сухари, зефир, халва, шоколадные конфеты, которые были популярны далеко за пределами страны и России. По словам ученого-историка Жамбыла Артыкбаева, некоторые старожилы говорили, что еще детьми ели сладости этой фабрики. В 1915 году фабрике было присвоено почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества». В советское время, до 1973 года, в здании находились типография и районная газета, которую позже снесли.

У Байкопа Косшыгулова было звание купца 1-й гильдии. При царском правительстве предпринимателей, занимающихся торговлей, делили на три гильдии. Купец 3-й гильдии занимался только розничной торговлей, купец 2-й гильдии мог заниматься оптовой торговлей, но не имел разрешения на открытие производства. Только купец 1-й гильдии имел право заниматься как торговлей, так и производством.

Здания Косшыгуловых исчезли из облика современного города Нур-Султан, на их месте стоят другие здания. Если посмотреть на огромную территорию, которую он охватывает, и посмотреть на это с точки зрения сегодняшнего рынка, можно было бы его отнести к современным олигархам или нет?

Разбогатевшие благодаря своему труду Косшыгуловы, благодетельствовали своей стране. На пересечении нынешних улиц М. Ауэзова и А. Иманова находилась Каменная мечеть, построенная Байкопом Косшыгуловым. Мечеть просуществовала до 1930 года, в тот год здание передали историко-краеведческому музею, а в 1940 году – пивному заводу, а в 70-х годах здание и вовсе снесли. А на месте нынешнего здания по проспекту Абая, дом 24, была школа-медресе, построенная Байкопом.

Сыновья Байкопа Косшыгулова с честью продолжили дело, начатое отцом. Его старший сын Курмангали родился в 1876 году (по некоторым данным в 1878 году), как выше было упомянуто он первый привез в казахские степи автомобиль. Любознательный Курмангали после окончания местного медресе и семинарии поступил в Учетно-кооперативный институт в Санкт-Петербурге, который окончил по специальности «экономист торговли». Он был одним из казахов, получивших высшее экономическое образование в то время, то есть в 1900-х годах. С этой учебой связана и история его ввоза первого автомобиля на казахскую землю. Во время учебы Курмангали в Санкт-Петербурге, в городе стали появляться и первые автомобили. Любознательный Курмангали окончил водительские курсы, и получил права на вождение. В то время устраивались и первые автогонки. Курмангали, занявший 1 место на одном из этих соревнований, получил в качестве приза автомобиль. Этот автомобиль он и привез на казахскую землю. На этом он не остановился, он пригоняет еще несколько автомобилей и продает их. Похоже, новая техника вызвала интерес у акмолинских купцов, и они один за другим покупали машину у Курмангали. К.П. Шахов у кого по мнению историка А.В. Дубицкого появился первый в Акмоле автомобиль, и купец М.Кубрин покупали автомобиль у Курмангали Косшыгулова. Иными словами, первая компания, поставлявшая автомобили в казахские степи, была компания Косшыгуловых.




Курмангали был настолько решительным, что хотел не только поставлять автомобили, но и производить их. В 1913 году с целью строительства завода по производству автомобилей в г. Акмоле, он заключает договор с заводами Германии, и приглашает десятки специалистов в Акмолу. Даже началось староительство автомобильного завода. Младший брат Курмангали, Бекмухамбет, в своих воспоминаниях говорит, что немецкие специалисты привезли с собой большие чертежи, и эти чертежи до недавних пор хранились в гостевом доме Косшыгуловых. Однако только начавшееся строительство завода, в связи с началом Первой мировой войны остановилось в 1914 году. Далее была Февральская революция, позже Октябрьская революция, так дело и осталось не завершенным.

Очевидно, что движущей силой каждого капиталистического общества являются предприниматели. Правительство Алашорды и партия Алаш также выступали за капиталистическое, демократическое общество, и состояли из группы интеллигенции-новаторов, националистов-демократов. Поэтому идеи, мысли Курмангали не могли не понравиться. Власть создает удобную среду для предпринимателя, а предприниматель продвигает общество вперед. Поэтому мы не можем врать, что отношения между партией Алаш и казахскими богачами в истории были только односторонней заботой. Фактически, лидеры Алаша понимали, что капиталистическое либеральное общество – это пока единственный путь поднять страну. Такая политическая поддержка была для предпринимателей самым важным. Эти отношения интересов сблизили их. С этой целью Курмангали также желал победы Алашорде, оказывал им помощь. Позже это обернулось для него бедой. В настоящее время мы не можем документально подтвердить, какую финансовую помощь оказал Алашорде, но в своих воспоминаниях его брат Бекмухамбет вспоминал, как его брат помогал отчетам Алашорды, финансировал многие мероприятия и часто встречался с местными алашординцами.

Династия мечтательных, деловых Косшыгуловых, занимавшихся такими добрыми делами, окончательно разорилась в годы конфискации. В 1916 году по стране распространилась малярия, в том же году от этой болезни в возрасте 68 лет скончался Баймухамбет Косшыгулов. Он похоронен на кладбище в микрорайоне Молодежный. Разорившийся после конфискации в 1928 году его старший сын Курмангали бежал на юг. Один из первых казахских капиталистов курмангали Косшыгулов скончался в 1954 году в Шымкенте.

В Караоткеле все еще можно найти следы некогда знаменитой династии Косшыгуловых. Нынешнее село Косшы когда-то было летней дачей Косшыгуловых. Здесь они собирали певцов и кюйши. А на месте нынешнего Дворца молодежи стоял коттедж баев-купцов. И один из этих домов принадлежал Косшыгуловым. Конечно, позже все они были разрушены, и от них не осталось и следа. Сегодня Ерлан Кузекбай, писатель и журналист из династии Косшыгуловых, предоставляет нам данные о предках, пишет статьи и предоставляет новую информацию.