Сер-Али Лапин: страницы биографии
15.10.2020 2283
История Туркестана гражданской войны в годы освещены не достаточно подробно. Одним из организаторов освободительной борьбы за Туркестан был Сер-Али Лапин (Cher-Ali-Bin Mung-Aitbas). В архивах спецслужб Германии сохранились документы (рапорт лейтенанта Ольснера на немецком языке), содержащие информацию о Туркестанском крае, Туркестанской Автономии, о некоторых военно-политических событиях того времени в самой России.

Лидер «Шуро-и Уламо» Сер-Али Лапин (Cher-Ali-Bin Mung-Aitbas) в середине сентября 1918 года прибыл в г.Берлин для ведения переговоров с правительством Германии. 

Об этом подробно описано в статье «Неизвестные страницы жизни Сер-Али Лапина».

После насильственного свержения Туркестанской Автономии и провозглашения диктатуры Советов С-А. Лапин и его сторонники вели поиск путей обретения независимости Туркестана, не исключая военное вмешательство со стороны Германии, которая переживала политический и экономический кризисы на фоне затянувшейся Первой мировой войны.

Из архивных документов стало известно, что оперативный контакт с посланником «Шуро-и Уламо» С-А.Лапиным состоялся при участии офицера по связам политического отдела Генерального штаба армии лейтенанта Ольснера (Oelssner) 25 сентября 1918 года в отеле «Континенталь» г.Берлина. Встреча имела важное значение как для С-А. Лапина, который с большим трудом и риском для жизни прибыл в Европу от имени шестимиллионного мусульманского населения, так и для Генерального штаба армии рейха, который получил из первых рук весьма важную политическую и оперативную информацию о далеком Туркестане.

По результатам состоявшейся встречи был подготовлен рапорт. В нем отражены сведения о Туркестанском крае, Туркестанской Автономии, маршруте движения С-А. Лапина в Европу, а также содержится информация о некоторых военно-политических событиях того времени в самой России.

Рапорт лейтенанта Ольснера находится на хранении в Политическом архиве г.Бонна (Фонд R-11073, на 8 листах, машинопись), он является ценным источником информации не только о военных событиях, но и об исторических персоналиях, в первую очередь – о личности Сер-Али Лапина, со слов которого и составлен рапорт лейтенанта Ольснера. Перевод документа на русский язык выполнен, по возможности, с учетом норм русской грамматики и сохранением духа времени.

 Рапорт офицера по связям политического отдела генерального штаба армии лейтенанта Ольснера

Двадцать пятого сентября 1918 года, в 10:30 утра, в отеле «Континенталь» г.Берлина Шер-Али-Бин Мун-Айтбас (Cher-Ali-Bin Mung-Aitbas) в ходе встречи с офицером по связям политического отдела Генерального штаба армии лейтенантом Ольснером (Oelssner) в устной форме сообщил следующие сведения о Туркестане.

Туркестан состоит из пяти областей, при этом три [ее] области: Сыр-Дарьинская, Самаркандская и Ферганская являются этническими районами. Оставшиеся две (дополнительные области) – это Транскаспийская область и Семиречье. Численность мусульманского населения пяти областей составляет шесть миллионов человек; немусульмане, в том числе христиане, евреи и другие составляют не более 5%. Под термином «Средняя Азия» подразумевают не только ее пять областей, но и два ханства, а именно – Бухару и Хиву. В Бухаре проживают четыре, а в Хиве – два миллиона человек, и все они исключительно мусульмане. На севере край замыкается киргизскими степями, а именно Уралом, Тургаем, Акмолинском и Семипалатинском. [Около] 10-20% численности населения здесь составляют русские (казаки, переселенцы). При этом Уральская и Тургайская области располагаются ближе к Туркестану (Средняя Азия), в то время как Акмолинская и Семипалатинская – больше к Сибири. Новое государство включает в себя все упомянутые территории.

Туркестан образован с царских времен и ранее состоял из пяти генерал-губернаторств. После [февральской] революции был сформирован Комитет [Туркестанский комитет Временного правительство в г.Ташкенте] из 9 человек с кадетом Щепкиным и во главе [Временного комитета Государственной думы] стоял князь Львов. Это правительство просуществовало три месяца. После ухода кадетов Министерство в г.Санкт-Петербурге [Петрограде] возглавил Керенский, а в Туркестане главным комиссаром стал социал-революционер, эсер Коровиченко. Это было в начале августа 1917 года.

Пятого октября [25 октября] 1917 года свершилась большевистская революция. Упомянутый Коровиченко и его помощник граф Доррер были убиты, другие бежали. Правительство возглавил работник железнодорожных мастерских Колесов, который стоит у власти по настоящее время.

Мусульманское население, которое всегда относилось враждебно к русскому насилию, было готово продекларировать [свою] независимость после [указанных] событий. В начале октября [1917 года] на чрезвычайном съезде мусульман в г. Коканде была провозглашена Туркестанская Автономия, ее правительство состояло из пятидесяти четырех человек во главе с Шер-Али-Бин Мун-Айтбасом. По инициативе этого правительства ее Исполнительный комитет был направлен к большевикам для того, чтобы добиться признания независимости Туркестана.

В ноябре [1917 года] со стороны г. Оренбурга началось наступление казаков против большевиков. Большевики весьма долго колебались, но в середине января [следующего года] им удалось ликвидировать это движение во главе с [генералом] Дутовым и восстановить связь с центром. Прибывших из г. Москвы моряков направили в г. Коканд, который был центром контрреволюционного движения. Численность большевиков составили десять тысяч хорошо вооруженных красногвардейцев. Несмотря на многочисленность населения Туркестана, вооружить против них удалось всего две тысячи человек. В течение трех дней г. Коканд был разрушен до основания, разграблен, его сравняли с землей. С начала февраля месяца было убито пять тысяч человек, в том числе и члены правительства Туркестана, другие арестованы. Остальные бежали. Шер-Али-Бин Мун-Айтбас с двумя членами Туркестанского правительства прибывает в г. Бухару с целью добиться выступления тамошнего правительства и населения против большевиков.

Однако, они [большевики], опередив, первого марта внезапно нападают на г. Бухару. Армия г. Бухары [при этом] могла удержать только саму Бухару. Ее стотысячная армия была мало обучена и плохо вооружена. Посему не смогла противостоять большевикам, численностью в полторы тысячи человек. Впоследствии эмир Бухары был вынужден заплатить, чтобы подписать мирный договор, признать советскую власть в Туркестане и включить в состав своего правительства комиссаров-большевиков. Шер-Али-Бин Мун-Айтбас из г. Бухары направляется далее в г. Ташкент. Он тайно проводит расширенную военную встречу, где принимается решение обратиться за помощью к Германии, чтобы добиться независимости от русских и большевиков. Вступает в контакт с представителями немецкой биржи г. Ташкента, которые оказывают ему содействие и снабжают сопроводительными документами для дальнейшей поездки [в Европу].

 

В пути следования

Двадцать девятого июня [1918 года] железнодорожным сообщением [Шер-Али-Бин Мун-Айтбас] прибывает из г. Ташкента в г. Перовск. Далее на восьми лошадях и двух верблюдах совершает [длительный] переход по степи. Спустя двадцать шесть дней, преодолев девятьсот верст, через г. Тургай прибывает в г. Костанай. [К тому времени генерал] Дутов вытесняет большевиков из г. Тургая. В городах Костанае и Троицке чехословаки [Чехословацкий корпус] устанавливают власть Сибирского правительства. Первого августа на поезде он [Шер-Али-Бин Мун-Айтбас] следует из г. Костаная, через г. Уфу, в г. Самару и двадцать третьего августа на пароходе направляется в г. Хволынск, откуда продвигается в направлении г. Вольска, где проходит чехословацко-большевистский фронт. Здесь садится на поезд и прибывает в г. Аткарск. Оттуда едет в г. Москву, где находится в течение семи дней. Там он обращается к немецкому Генеральному Консулу, и в качестве турецкого подданного его направляют в г. Петербург. Пробыв в г. Петербурге пять дней, он приезжает в г. Псков. Спустя пять дней, с двадцатью немецкими марками в кармане, [Шер-Али-Бин Мун-Айтбас] достигает г. Берлина.

В г. Самаре он находился двадцать три дня. Двадцать восьмого июня чехословаки захватили г. Самару. Формируется российское правительство – «Комитет Членов Учредительного собрания», во главе которого стоят Вольский и Климушкин. Комитет изначально состоял из двадцати четырех ее членов, в настоящее время их число возросло до ста пятидесяти человек. В период пребывания Шер-Али-Бин Мун-Айтбаса в г.Самаре формируются Исполнительный комитет и отдельные административные ветви власти (с распределением должностей и портфелей). Ранее Добровольческая армия была сформирована из бывшей Белой армии. Была проведена [также] мобилизация лиц 20-21-летнего возраста. Население на это шло неохотно. Многие не подчинялись [этим требованиям] и были подавлены чехословаками. Мобилизация продолжается [по настоящее время]. В целом эта большая народная армия состоит из двух частей:

1. Добровольческая армия сражается на чехословацкой стороне против большевиков и, в случае успеха, в дальнейшем будет направлена против Германии.

2. Регулярная армия, которая была сформирована в результате упомянутой мобилизации, [в настоящее время] готовится к развертыванию.

При этом они [военнослужащие] поставили условие, что не будут воевать против своей страны и своих соотечественников русских, [воевать будут] только против немцев. Формирование, вооружение и обучение их продвигается довольно успешно.

Чех Чечек [Tschetschek] стоит во главе упомянутой первой и второй части народной армии, то есть над всеми. Отдельные ее руководители Шер-Али не известны.

По достоверным сведениям, в районах Самары и Сибири сосредоточено до ста тридцати тысяч военнослужащих чехословаков.

Сибирское правительство находится в г. Омске, возглавляет его молодой генерал, военный министр Гришин-Алмазов.

Помимо указанных двух правительств в г. Екатеринбурге появилось еще одно правительство Урала.

В г. Уфе во главе башкирского правительства стоит некий Закивалидов [Заки Валидов].

В г. Семипалатинске, во главе с Алиханом Букейхановым, находится киргизское правительство, которое охватывает города Семипалатинск, Акмолинск и, отчасти, Тургай.

Помимо этого, в г. Оренбурге находится до сих пор казачье правительство, которое также возвестило о себе.

Сибирское правительство приняло декларацию [и заявило], что на правах автономии в состав его входят правительства Урала, Башкирии, Семипалатинска и находятся под его началом. Правительства этих областей, вероятнее всего, присоединятся к Комитету «Членов Учредительного собрания» в г. Самаре.

Все означенные правительства пребывают в зависимом положении от чехословаков, при этом стремятся к реализации своих следующих задач:

1. Уничтожить большевиков.

2. Возродить великую, вечную […] Россию.

3. Отстоять ранее заключенные договора с союзниками, не признавая Брестский мир.

4. Восстановить Россию в пределах её прежних границ; продолжить войну до победного конца против Германии вместе с [ее] союзниками.

Между комитетом «Членов Учредительного собрания», с одной стороны, и Сибирским, Оренбургским правительствами с другой, существуют серьёзные разногласия относительно следующих вопросов:

1. Государственное устройство. Комитет стремится к народному правлению и народному правительству, правительство – к военной диктатуре.

2. Армия. Комитет преследует также социалистические цели: политические права для армии. Правительство призывает дистанцировать армию от политики без всяких «солдатских советов» и т.п. «Армия – вне политики».

3. Аграрный вопрос. Комитет стоит за внедрение всеобщей собственности на землю на основе социалистических взглядов, правительство – за право на частную собственность.

Восьмого июля [1918 года] в г. Челябинске состоялось заседание правительств Сибири и Самары с целью установления единой власти на территориях, освобожденных от большевиков. Однако вышеупомянутые разногласия не привели к желаемому соглашению. После взаимных упреков они разошлись. Позже, тем не менее, были возобновлены предварительные консультации о проведении новой конференции, и была достигнута договоренность о проведении двадцать первого августа в г.Челябинске встречи с участием представителей всех сторон. Они имеют намерение внедрить такую форму временного правления, которая состояла бы из всех правительств, и была бы приемлемой на всей территории.

Результаты этой встречи Шер-Али не известны.

На собрании присутствовали представители всех вышеупомянутых правительств, объединений, партийных организаций и все бывшие члены Учредительного собрания. А также [присутствовали] французский и английский Консулы (!)

В середине августа [1918 года] в г. Казани в руки чехословаков попало золото, номинальной стоимостью шестьсот пятьдесят семь миллионов рублей, по текущему курсу которое составляет более два миллиарда рублей. Золото перевезли в г. Самару, и по сей день оно там. Финансовое управление сосредоточено в руках Комитета «Членов Учредительного собрания».

В Туркестане имеется только одна [влиятельная] политическая партия. Она охватывает более 90% населения. Эта партия под названием «Улема» стремится создать единый монархический Туркестан под протекторатом Германии. Это патриотическое объединение по западноевропейской номенклатуре можно отнести к «национально-исламской» партии. Она включает в себя представителей всех слоев общества и профессий. Шер-Али был лидером партии «Улема», и она направила его в Германию.

 

Отдельные комментарии и дополнения Шер-Али

Чехословаки направляются из г. Семипалатинска через Семиречье в Туркестан, чтобы «освободить» страну от немногочисленных большевиков. В г. Самаре снаряжается экспедиционный корпус для отправки из г. Оренбурга в г. Ташкент для оказания содействия оренбургским казакам. Армия большевиков в Туркестане в небольшом количестве; в г. Ташкенте их не более трех тысяч человек.

В г. Ташкенте находятся мастерские по производству гранат и патронов. Пушки и пулеметы, ранее находившиеся на вооружении крепостей в городах Кушка, Керк и Термез, доставлены в г. Ташкент. В настоящее время на вооружении имеются около шестидесяти полевых орудий, двенадцать русских аэропланов, большой запас стрелкового оружия и боеприпасов. Вместе с тем остро ощущается нехватка большого количества личного состава.

В военном отношении большевики были сильны, когда у них еще была Красная Гвардия, которую заменила Красная Армия. Последняя сформирована из числа бандитов, преступных элементов и отбросов общества за хорошую плату в размере пятисот рублей в месяц и по сто рублей ежедневной надбавки (суточные) за полевые выходы. В обращение выпущены собственные денежные знаки. Всех лиц, не желающих мириться с этим, подвергают суду за саботаж и, как правило, расстреливают. Весь город обложен беспрецедентной контрибуцией и, в случае отказа, подвергается уничтожению. Особенно бегут состоятельные люди, бегут повсюду от притеснений.

Первого мая [1918 года] Туркестан был провозглашен большевиками «Туркестанской социалистической советской республикой». Во главе его стоит ранее упомянутый работник железнодорожных мастерских Колесов.

В Туркестане насчитывается около трех тысяч вооруженных большевиков.

 

Б.К. АЛТЫНБЕКОВ

altynbek.bakyt@mail.ru