
Один из самых знаменитых казахстанских мавзолеев – Мавзолей Алаша хана – расположен в долине недалеко от села Малшыбай Карагандинской области. Усыпальница воздвигнута народными умельцами в XI-XII вв. в честь Алаша хана, имя которого связывают с возникновением трех казахских жузов. Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово. Начало изучению мавзолея было положено Ч.Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.) Памятник архитектуры XI-XII в.
Местоположение: Один из самых знаменитых казахстанских мавзолеев – Мавзолей Алаша хана–расположен в долине р.Каракенгир, в 2-х км от правого берега, недалеко от села Малшыбай Карагандинской области.
Годы постройки и авторы
Усыпальница воздвигнута народными умельцами в XI-XII вв. в честь Алаша хана, имя которого связывают с возникновением трех казахских жузов.
Тип памятника
Мавзолей Алаша хана является памятником архитектуры XI-XII в.
Историческая справка
Начало изучению мавзолея было положено Ч.Валихановым в статье «О киргиз-кайсацких могилах и древностях вообще» (1855 г.). В 1868 г. в работе подполковника Красовского «Область сибирских киргизов» появляется описание древнего строения. В изучении архитектурных памятников Центрального Казахстана принимал участие главный геолог треста «Атбасарцветмет» К.И.Сатпаев, впоследствии академик.
Термин «алаш» относится к глубокой древности, когда племена-роды еще не обособились и имели общий скот. Это исконное тюркское слово, означающее - «родичи, братья, единомышленники». Собственно, «алаш» - само название казахов.
Существует несколько мнений, по-разному трактующих понятие «алаш». Вот одно из них, наиболее обоснованное: «шесть алашей» - это шесть племен, последовавших за шестью сыновьями Огуза. После распада Золотой Орды «Алаш» стал лозунгом объединения кочевых казахов.
Известный историк Ж. О. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов» сравнивает многочисленные легенды об Алаша хане и находит более полным вариант М.Ж. Купеева: «До Алаша-хана казахи не были единым народом и государством, и другие народы не признавали их в таком качестве. Выбрав пегого мальчика правителем, они произносили его имя во время войн как уран - боевой клич. У них был уговор бросаться на врага с этим ураном, а тех, кто не произнесет этого имени, будь он даже родным отцом, убивать, как ярого враги. С тех далеких времен остались слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов ...»