Основательно подготовленное джунгарское войско во главе с бахадуром Хуно Дабо и военоначальником Амурсаной, наступая через Алатау, наголову истребили мужчин и женщин, а девушек увели в плен. Население Старшего и Среднего жузов, оставив скот и имущество, отправились скитаться в Самарканд и Ходжент; Младшего жуза в Хиву и Бухару. Джунгары оставили после себя только груды мертвых тел невинных людей. В 1724-1725 гг. джунгары захватили Туркестан иТашкент, разрушая эти города, погибло две трети всего народа. Успех этого крупного натиска джунгаров внезапностью, но и военной подготовкой. Безусловно, джунгары удачно выбрали хороший момент, когда казахи находились еще в своих зимних стоянках и не смогли быстро сформировать ополчение. Джунгарская армия была хорошо вооруженной и опытной в боевых сражениях. Армия была укомплектована не только ружьями, но и пушками, за плечами калмыкских войнов был опыт многолетней войны против китайских войск. Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ичпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723 -1730 гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Чу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для дальнейшего освобождения казахских земель от джунгарского нашествия. Летом эта местность безводная. И только весной здесь держится какое-то количество влаги в ручьях и зеленеет молодая трава. Именно в это время года было предпринято сражение. В случае затяжки операции можно было обеспечить коней кормом, а воинов - водой. Чередование различных горных ландшафтов давало хорошую возможность на этой территории вести кавалерийские атаки, предпринимать маневры и даже отступать. Перед самим районом сражений располагались тугайные леса, позволявшие скрытно сосредотачивать кавалерийские отряды. Казахские войска, а это была сила в 20 - 25 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины, сражавшиеся с врагом у подножия Каратау, в предгорьях Мугоджар, при Буланты-Белеуты и Улытау. В рядах ополченцев находились Толе би, батыр Койгельды. Именно отсюда пошла притча: "Без Толе би нет удачи, без Койгельды не бывает сражений". А. И. Левшин писал о тактике казахов: "Набеги свои производят они большей частью ночью, нечаянно и без всякого порядка, но с удивительным стремлением и криком, имея при себе разного рода оружие... Первый удар или первая атака бывают всегда сильными, и устоять против нее нелегко. В ней совокупят они всю храбрость свою. Атака начиналась метанием копья и криками "урана". В конце весны 1729 года казахские ополченцы, подкрепив своих коней в песках Моинкумов и в долинах рек Буркутты, Шабакты, Караконыз, Ыргайты, Чу, вышли в район гор Хантау. Первые успехи были достигнуты у гор Абулхаир, Телектау, Кангур, речке Сункайты, у гор Хантау. Это событие, по преданиям, длилось 40 дней и представляло собой множество поединков, противоборств различных отрядов, переход одних и тех же горных точек из рук в руки. Но все эти сорок дней только предшествовали Анракайской битве. Затем началось общее наступление. Стремительные атаки, применение россыпного конного строя или, в необходимых случаях, плотных отрядов, с широким маневром стали для казахов важнейшими тактическими приемами. К этому добавлялась хорошая разведка, отличное знание местности. Внезапность нападения и преследование противника также были важными тактическими средствами. Они объединяли отдельные сотни и тысячные отряды. Индивидуальное вооружение воина состояло из сабли, боевого ножа, копья (айбалта). Копья делались из соснового дерева, но были и железные. У каждого всадника была также плетка-камшы, дубина-соил и орудие для ловли лошадей и противника - курык. В руках умелого воина все это было довольно грозным оружием. Применялось и огнестрельное оружие, убойная сила которого была сравнительно высокой. Джунгары не выдержали продвижения казахской конницы. Через мелкие степные речки казахские войска вытеснили джунгар к озеру Ит-Ичпес и горам Анракай. Противник стремился отойти в следующую лощину или подняться к горам, но его упреждали отряды казахских воинов. Не оказалось прочного единства в джунгарском лагере. Хунтайджи Галдан Церен не сумел организовать сопротивление казахской коннице. Получить подкрепление тоже не смог - начались военные действия между джунгарами и цинскими правителями. Этому способствовала политика казахского хана Абылая - он заключил союз с цинским Китаем по борьбе досаждавшими всем джунгарами. При удачном стечении многих обстоятельств джунгары были разбиты наголову. Среди тех, кто проявил в Анракайской битве личное мужество и организаторские способности, были многие батыры, бии, султаны, родоначальники - представители всех трех жузов - Санрык Токтыбайулы, Барак Шорекулы, Тортаул Олжабай, Отеген Отегулулы, Богенбай Бозкосулы, Акша Сартулы, Бопай бий, Кангельды Срымбетулы, Алшин Тайлак, Есеркен Жаманкараулы и другие. Общее руководство казахскими силами в этом сражении было доверенно Абулхаир Хану - Хану Младшего Жуза, талантливому полководцу. Богенбай батыр руководил казахским войском. Части джунгар удалось отступить через речку Самсу в долину Кара-Кастека и горам Джерен-Айгыр. Но и здесь их ожидал позор поражения. Кроме сражений на Буланты-Белеуты и Анракае, было еще несколько военных столкновений в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. В ходе военных действий в конце отечественной войны у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сыр-Дарьи и Арыси, Улытау и Сарысу, северное Прибалхашье, долины Таласа и Чу. Казахи продвинулись к границам реки Или. Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских дружин в восточном и северном направлении и стала ключом к продвижению казахов в Семиречье, которое еще оставалось под властью джунгар. Отечественная война 1723 - 1730 годов казахского народа против джунгарской агрессии оказалась наиболее ярким героическим событием в истории казахского государства. Народу пришлось перенести всю горечь поражений, большие потери и глубоко осмыслить происходящее. Война потребовала мобилизации всех материальных ресурсов, стойкости духа, сплочения многочисленных родов. И правильная организация отпора противнику привела к победе.
Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает « Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.
Основная причина столь тяжелой катастрофы заключалась в самих казахах. Казахское ханство, несмотря на нависающую угрозу независимости, долго оставалось раздробленным госудаством. Внутри политическое положение ханства в конце XVII- начале XVIIIвв. было сложным. Реформы Аз Тауке хана, направленные на централизацию власти, проведенные в конце XVII века, и закрепленные в решениях казахского сейма 1710 года были хороши только тогда, когда в обществе имелась сильная, авторитетная фигура хана, способного в ответственный момент снова брать в свои руки бразды правления. К сожалению, после смерти Тауке в системе верховной власти, в кругу чингизидов не оказалось сильной личности. Попытки Кайып хана и Абулхаира организовать сопративление против джунгар не давали результатов. Вероятно, между обоими правителями были некоторые противоречия и несогласованность, в обществе преобладали центробежные силы и действия.