Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от « Великого Джасака» (ясы) Чингис хана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрений, то есть охватывали практически все стороны. Первое боевое крещение Богенбая, в котором он одержал победу в единоборстве с джунгарским батыром, состоялось в 1712 году в местности Сарайлы, на берегу реки Қара - Кеңгір в Ұлытау у мавзолея Жошы хана. Оттуда началась слава Богенбая Ақшаұлы. Под его началом отражались нападения калмыков у берегов рек Сары-су, Нұра, Есіл, Шу. При участии Бөгенбая хан составил первое казахское правовое уложение «Жетi жарғы» - «Семь истин». Судьбой ему выпало объединение разрозненных сил казахских жузов для отпора врагу. Он возглавил тридцатитысячное казахское войско в великой Анрахайском сражении, где было нанесено сокрушительное поражение джунгарам. В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом, Бөгенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Бөгенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Один из последних, в 1750 году победоносных крупных походов Богенбай-батыра был разгром джунгаров у Аягуза. Бөгенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Абылай-хана - Әділа, который посетил Китай с дипломатической миссией. Бөгенбай-батыр умер в 1778 на берегу реки Торғай. Во внешней политике стремился сдерживать натиск джунгарских войск и придерживался политики сближения с Россией.В 1723 году, в Годы Великого бедствия, был вынужден от имени подвластных ему родов и жителей Ташкента признать зависимость от Джунгарского ханства. В 1739 году в союзе с ханом Среднего жуза Абылаем Жолбарыс хан возглавил борьбу против джунгар. Совместными усилиями им удалось освободить города Ташкент и Сайрам. 5 апреля 1740 года Жолбарыс был убит в Ташкентской мечети местными ходжами. Похоронен в городе Туркестан. Его убийство усилило уязвимость внешнеполитического положения казахской степи. Правителем Ташкента после смерти Жолбарыс хана был назначен Толе бий. Вся деятельность Жолбарыс хана явилась важной ступенью в становлении и развитии казахского государства, он вошел в историю как суверенный правитель первой половины XVIII века.
Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершенные преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и др. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний – кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивание камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависил от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину-500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек. Оскорбление султана или ходжи оценивалось в 9 голов баранов, рукопрекладство по отношению к ним-27. Стоимость раба равнялась стоимости ловчего беркута или охотничьей собаки.
Применялись и др. наказания: конфискация имущества-за принятие христианства; изгнание-за убийство мужа беременной женщины; предание публичному позору - за оскарбление родителей.
Существовал принцип коллективной ответственности, т.е. наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Совершение двух или нескольких преступлений влекло суммирование наказаний. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. На суде без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей, в случае их отсутствия приносилась присяга. Свод законодательных уложений «Жеты Жаргы» действовал в пределах всего Казахстана.