Начало степных народов Евразии, в частности, начало тюрко-монгольских государств, казахские легенды связывают с именем мифического Алаша-хана.
Мы уже обращались к этой легендарной фигуре, сохранившейся у казахов, как главный герой устных исторических преданий. Вероятно, исходя из этого же источника один из крупнейших историков Востока Рашид ад-дин (XIV в.) свое сочинение «Джами ат-таварих» начинает с рассказа об Алаша хане. «Ной (Нух пайгамбар) - да будет мир ему! – разделил землю с севера на юг на три части, – пишет Рашид ад-Дин. – Первую часть он отдал одному из своих сыновей – Хаму, который был родоначальником чернокожих; вторую-Симу (Сам), ставшему предком арабов и персов; третью часть представил Яфету (Яфес) – праотцу тюрков. (Ной) послал Яфета на Восток. Монголы и тюрки рассказывают об этом то же самое, но тюрки назвали и продолжают называть Яфета Абулджа ханом (Алаша-хан) и достаточно не знают, был ли этот Абулджа хан (Алаша-хан) сыном Ноя или его внуком; но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники (букв.: обитатели степей) происходят от его рода». Подробности этого обстоятельства передают в следующем виде: «...Абулджа хан был кочевник; его летовка была в Ортаке и Казтаке, которые представляют собою чрезвычайно большие и высокие горы; в тех пределах находился город по имени Инандж. Зимнее стойбище Абулджа хана было также в этих пределах, в местностях, называемых Бурсун, Какьян и Каркорум, называют также Каракорум. Поблизости этих мест находятся города Талас и Кары-Сайрам».
Далее Рашид ад-дин возводит генеалогию легендарного Огуз кагана к упомянутому Алаша хану и повествует яркими красками дальнейшую историю тюрко-монгольских племён. На наш взгляд, Алаша хан – личность мифическая и собирательная, а, возможно и нарицательная фигура, за которой скрыта многообразная и интересная жизнь ранних коневодов в Евразийских степях. Это был период формирования этносоциальных организмов у степных насельников, темпы развития которых, по мнению многих исследователей, в ранний период далеко опережали своих оседлых соседей.
Как этносоциальный организм древние коневоды обладали своими территориями с пастбищами, мелкими оазисами, охотничьими и рыбными участками, а также путями миграции и торговли. Мы уже говорили о существовании своеобразной экономической общности в древнюю эпоху, которая основывалась на своеобразном разделении труда (оседлость на юге, полуоседлость на севере, подвижные коневоды-охотники в центре). Каждое племя составляло политическую и военную единицу. Вероятно, тесные связи между различными племенами и культурная однотипность сближали и укрепляли их союз. В этой связи уместно принять аргументы С.А.Арутюнова и Н.Н.Чебоксарова, предлагавших рассматривать первобытные этносы как соплемённости. Это, на наш взгляд, относится к изучаемым нами раннеконеводческим общностям Великой степной зоны Евразии, где уровень потестаризации и интеграции был гораздо выше, чем в других регионах.
Абульгазы Бахадур-хан дает несколько иную интерпретацию происхождению Алаша хана. Он полагал, что Алаша хан - потомок Яфета в шестом поколении (Яфет-Тюрк-Тутук-Ильче хан, Диб Бакуй-Киюк-Алаша хан). В сочинении Абульгазы сын Яфета - Тюрк оказывается автором многих народных обычаев, сохранившихся и по сегодняшний день, Тутук-современник Кеймурса (Гайомард) он также ввел многие традиции в жизнь, так от него началось употребление соли при приготовлении пищи.
Несколько подробнее пишет историк об Алаша хане: «Аланча (Алаша-Ж.А.)-хан много лет правил государством. Со времени Ноя - мир ему!- до времени Аланча - хана все потомки Иафета (Яфет - Ж.А.) были мусульмане, при Аланче юрт улучшился, народ сделался богаче. Но… возникло идолопоклонство. У Аланча-хана (Алаша) было два сына близнеца: старшему имя было Татар, младшему - Монгол. Аланча-хан когда состарился, разделил свои владения между сыновьями. Оба брата провели жизнь в благополучии и счастии, не делая друг другу худого».
Таковы в общих чертах представления великих восточных историков о самом раннем периоде истории Великого степного пояса Евразии. Казахские источники в целом, подтверждают эти сведения, а в некоторых моментах вносят существенные дополнения. Так, в шежире М.-Ж.Копеева дана следующая оценка:
«Собравшись все три сотни посадили пятнистого мальчика на ковер (алаша) подняли на вершину Улутау и провозгласили его ханом, дабы весь остальной мир убедился в том, что стали они народом единым, страной вольных и свободных людей. Произошло это на горе Улытау, а хана провозглашенного прозвали - Алаша-хан. Тех, кто пришли первыми, во главе с Уйсуном, прозвали Старший жуз – Уйсуном. Условились все они меж собой, что этот жуз снабжал войско и во время военного похода не воевал, а составлял надежный тыл. Тех же, кто пришли вторыми во главе с Болаткожа прозвали – Орта жуз (Средний жуз), а во время военных походов располагались они рядом с самим ханом защищали его. Прозвали Средний жуз – Акжол. И, наконец тех, что пришли во главе с Алшыном и составили третью сотню прозвали Младший жуз – Алшын, условились, что они всегда будут составлять передовой фронт в условиях военного похода.
Вот почему и прозвались казахи тремя жузами.
До времен хана Алаша, казахи не были единым народом, страной.Условились, что наименование «жуз» будет соответствовать роду, а прозвание «алаш» - военному кличу. Сказали, что при набеге на врагов громко произносили военный клич «Алаш, Алаш», ибо тех, кто не произнесет этого клича-уран, даже если он отец родной - следует убивать, как врагов. Остались с того времени такие слова: «Алаш, алаш болғанда, Алаша хан болғанда, үйiмiз ағаш, ұранымыз Алаш болғанда, үш жүздiң баласы қазақ емес пе едiк», т.е. «Разве не были мы тогда казахами, когда Алаш стал алашем, когда был Алаша хан, когда дом наш был деревянный, когда клич наш был «Алаш!».
В данном фрагменте речь идет о формировании древнейшего степного этнического образования «алаш», «алаш елі», «алаш жұрты». Впоследствии, в XV в. это образование получило название «қазақ» под которым подразумевается вольный, свободолюбивый житель степи. Такое понимание значения термина «казах», вместо прежних «кочевники», «степные племена», означает идеальный тип, нарицательный образ в казахском шежире. Древние этнические группы, объединенные общностью социально-культурных параметров, не представляли территориально замкнутую общность. Вероятно, в ту эпоху территориальные границы были размыты, а этнический состав довольно многообразен и характеризуется отсутствием такой базы этнической интеграции как этническое самосознание.