Из «школярного бродяги» в великого художника
14.03.2018 1173
9 марта 1814 года родился украинский поэт и художник Тарас Шевченко. Его литературные, художественные труды имеют мировое признание.

Драматические события в жизни Шевченко привели его в казахские земли. Поэт общался с простым народом, а впечатления от времени, проведенного в ссылке, нашли свое отражение в его стихах. 

9 марта 1814 года, у потомка прибалтийских баронов, сенатора и генерала В. Энгельгардта, который владел в разных губерниях России десятью тысячами крепостных душ, стало одной душой больше, в крестьянской семье Григория и Екатерины Шевченко родился сын при крещении названный Тарасом. Произошло это в селе Моринцы, что находится приблизительно в двухстах километрах от Киева. Через два года семья переехала в соседнее село Кирилловку, принадлежавшее тому же помещику. Это были места, редкостные по красоте, овеянные историческими воспоминаниями. В нем рано заговорил дар будущего художника, жажда искусства поэзии, пусть еще и неосознанная. В 1825 году, Тарасу тогда исполнилось 11 лет, умер его отец. По преданию, завещая детям свое убогое имущество, Григорий Шевченко сказал: «Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо, он не будет обыкновенным человеком, из него получится или что-то очень хорошее, или большое невесть что, для него мое наследство или ничего не будет значить, или ничем не поможет».

Рано осиротев, он несмотря на свою незавидную долю был одержим жаждой что-то познать, чему-то научиться. Он идет к одному, к другому, к третьему дьяку – единственным грамотеям и «просветителям» тогдашнего села – с одной и той же просьбой «Учите меня». Позже в повести «Княгиня» он вспоминает: «Ходил я постоянно в серенькой дырявой свитке и в вечно грязной бессменной рубахе, а о шапке и сапогах помину не было – ни летом, ни зимой». Шел тогда ему тринадцатый год.

"Притча о блудном сыне"

В 1829 году вместе с многочисленными слугами Энгельгардт переезжает в Вильно, и здесь был найден серьезный и порядочный художник-богомаз, который признал у Тараса талант и согласился учить его своему искусству. Но для этого требовалось разрешение помещика – хлопец уже был рабочей силой. Молодой пан Энгельгардт как раз набирал для себя домашнюю прислугу, и ему подошел расторопный «школярный бродяга», который к тому же, как было доложено, годился в «домашние живописцы». Так Тарас стал личным слугой пана – комнатным «казачком». Много пришлось вынести Тарасу от бездушных «учителей» и барских приспешников, и эти оскорбления, напоминавшие ему, что он – раб, бесправное существо, не забывалось им уже никогда. Вопреки всему он продолжал рисовать каждую свободную минуту, у него уже начинала складываться система взглядов, свое собственное понимание положения в обществе. Впереди был самый значительный, поистине ослепительный по своим неожиданным поворотам, период его молодости – петербургский, куда он переехал вместе с многочисленной свитой слуг Энгельгардта. Было это в 1831 году. Спустя год «по неотступной просьбе» юноши, как писал поэт в автобиографии, помещик законтрактовал его обучение к «живописным дел мастеру» В. Ширяеву. У него Тарас смог кое-что читать из серьезной литературы, знакомиться с большими коллекциями гравюр.

В белые петербургские ночи он украдкой спешил в Летний сад и срисовывал там по аллеям статуи античных божеств. Однажды, когда Тарас присел в Летнем саду и стал зарисовывать статую Сатурна, с ним познакомился его земляк молодой художник И. Сошенко, по рекомендации которого Тарасом заинтересовалось Общество поощрения художников, он стал в свободные от работы часы посещать рисовальные классы, изредка получать скромную денежную помощь. Но самое главное заключалось в том, что Шевченко надо было освободить из крепостной неволи: художник и раб – понятия несовместимые, не говоря уже о том, что к обучению в Академии художеств, как и в других высших школах крепостных просто не допускали. Выход был найден, его просто выкупили из крепостной неволи за 2500 рублей. Произошло это 22 апреля 1838 года. Это была свобода от крепостной зависимости, от участи быть проданным или возвращенным обратно в должность домашнего лакея и вместе с тем эта была возможность учиться. Поистине, это был день его второго рождения, и этим днем мировая культура обязана в первую очередь русской интеллигенции, сделавшей все возможное для освобождения будущего поэта и художника. Так он поступил в Академию художеств, годы учебы в которой дали Шевченко особенно много. Недавний «мужик», крепостной невольник, он за несколько лет превзошел многих своих товарищей с весьма благополучной и обеспеченной юностью, но оставался простым и непосредственным в общении с окружающими, был натурой эмоциональной, кипучей, прямой, не хотевшей ни в чем изменить своему «мужичьему» демократизму. По словам поэта, он начал писать свои стихи одновременно со срисовыванием статуй в Летнем саду. Из этих ранних попыток, бесследно исчезнувших, он напечатал только балладу «Порченная», которой и открывается сборник «Кобзарь». Сборник вышел в свет в 1840 году, он включал в себя восемь произведений – лирические стихотворения, баллады, поэмы.

Назвав книгу «Кобзарем», автор и сам выступил в ней как певец народный, кровно связанный с трудовой массой, со всем миром ее жизни, понятий и представлений.

"Казашка Катя"

Как художник он участвует в различных выставках, трижды удостаивается серебряных медалей. Акварель «Цыганка-ворожка», за которую он получил свою третью серебряную медаль, дошла до наших дней. Но самой значительной работой Шевченко в Академии художеств является его «Автопортрет», написанный маслом в 1840 году. Это уже самостоятельное и оригинальное произведение.

В 1843 году, во время летних каникул, он посещает Украину, где не был 15 лет. Результатом этой поездки является его альбом «Живописная Украина», посвященный крестьянской жизни. В 1845 году он заканчивает Академию художеств и получает звание неклассного художника, переезжает на Украину. Под впечатлением увиденного на Украине, он пишет цикл революционных произведений под общим названием «Три лита». В сущности, именно эта рукопись «Три лита» сыграла в его жизни роковую роль, он был в 1847 году арестован и отдан в солдаты «под строжайший надзор с запрещением рисовать и писать». 9 июня 1847 года он был доставлен в Оренбург, а оттуда отправлен в Орское укрепление, где стал солдатом 3-й роты 5-го линейного батальона 23 пехотной дивизии.

 

Тарас Шевченко участвовал в Аральской экспедиции в 1848-1849 годах под руководством русского исследователя и мореплавателя А.И. Бутакова. Этот период был весьма плодотворным, художником было создано свыше 70 поэтических произведений и более 160 рисунков. Художественные произведения Т. Шевченко периода экспедиции отличаются изумительной точностью и филигранностью отделки – берега Аральского мора, девственная природа островов, гор и скал, растительности и животного мира исследуемых местностей. Поэтому многие рисунки Шевченко вошли в альбом, который был приложен к отчету об экспедиции. И благодаря этим произведениям можно полностью представить и воспроизвести общий вид места ссылки.

Весной 1850 года Тарас Шевченко по доносу поручика Н. Исаева был вновь арестован за нарушение царского указа «не писать и не рисовать».

Мангышлакский сад, посаженный в 7 км от Новопетровского укрепления. Среди скал было много дикорастущих деревьев.

Новым местом ссылки было Новопетровское укрепление, сооруженное в 1846 году, на восточном побережье Каспийского моря, на полуострове Мангышлак, куда он был доставлен 17 октября 1850 года. Здесь начался самый тяжелый период в жизни поэта-художника. За ним был установлен строжайший надзор, а жизненные условия были ужасными. Пытаясь сломить его волю, унизить его человеческие достоинства, бездушные офицеры истязали его ежедневной муштрой и караулами. Но даже в таких неимоверно тяжелых условиях он создал большое количество высокохудожественных произведений. В Новопетровском укреплении он написал около двадцати повестей, из которых уцелели только девять.

Но самыми значимыми были его труды как художника. В его окружении было много людей, которые относились к нему доброжелательно и пытались облегчить его положение. Он создает чудесные пейзажи, рисунки исторического и бытового жанров, портреты. Интерес Шевченко к памятникам материальной культуры, к этнографии казахского народа выразился в его зарисовках архитектурных сооружений, гробниц, памятников, надгробий, которых было очень много на Мангышлаке, и в частности, окрестностях Новопетровского укрепления.

Ираклий Александрович Усков служил в Новопетровском укреплении исполняющим должность коменданта. Он сыграл благородную роль в жизни Т. Шевченко.

Усков фактически вернул ему право писать и рисовать, раскрыл перед ним двери своего дома, освободил от муштры. Ираклий Усков увидел в нем большой талант. И для того, чтобы не донесли власти, он разрешил эти произведения прятать в землянке. Поэтому рисунки сохранились.

Ираклий Александрович Усков

Подвигом дружбы со стороны Ускова явился отпуск освобожденного от службы Шевченко в Петербург без заезда в Уральск и Оренбург. Имя Ускова упоминается почти во всех письмах Шевченко с Мангышлака, написанных в 1853-1857, во многих записях его Дневника. После отъезда из Новопетровского укрепления Шевченко переписывался с Усковым.

Первое упоминание о воле Тарас Шевченко в своем дневнике сделал 13 июня 1857 года «От второго мая получил я письмо из Петербурга от Михайла Лазаревского с приложением 75 рублей. Он извещает меня или, скорее поздравляет с свободою. До сих пор однако ж, нет ничего из корпусного штаба, и я, в ожидании распоряжений помянутого штаба, собираю сведения о волжском пароходстве».

2 августа 1857 года Шевченко навсегда оставил Мангышлак и отправился через Астрахань – Новгород – Москву в Петербург. Получив свободу и возможность творить, он целиком отдался поэзии и художественному искусству. 

К сожалению, после освобождения Шевченко было отмерено не так много времени, но и за четыре года он проделал плодотворную творческую работу. В 1860 году ему была присвоена степень академика по гравированию. 10 марта (26 февраля) 1861 года Тарас Шевченко скончался.

Тарас Шевченко вдохновлял многих казахских поэтов, писателей и художников. Жамбыл Жабаев посвятил ему стихотворение «Тарас», в котором лирический герой выступает в качестве народного рупора, защищающего права слабых и угнетенных. Жабаев называет себя и Шевченко братьями, которые поют великую правду.

13 марта в Культурно-информационном центре Украины прошло мероприятие, посвященное Тарасу Шевченко.

 

Использованы материалы книги «Мангистау в судьбе Кобзаря» ГККП «Музей комплекс» Управления культуры Мангистауской области.