Охрана и использование историко-культурного наследия
29.01.2014 817
В процессе становления Казахстана после обретения им независимости существенно изменилось отношение общества и государства к историческому и культурному наследию.

Под председательством Дариги Назарбаевой в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию рассмотрено текущее состояние дел в области охраны и использования историко-культурного наследия, сообщает пресс-служба аппарата Мажилиса.

В Казахстане насчитывается свыше 25 тысяч недвижимых памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 218 из них вошли в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения. В фондах и экспозициях государственных музеев хранятся более 2 миллионов 56 тысяч единиц культурных ценностей.

В процессе становления Казахстана после обретения им независимости существенно изменилось отношение общества и государства к историческому и культурному наследию. В этот период формировалось и совершенствовалось законодательство Республики Казахстан. Активное развитие получило сотрудничество в научной сфере, в сфере охраны и популяризации памятников с иностранными и международными организациями, такими как ЮНЕСКО, ICOMOS. Два памятника международного значения были включены в Список Всемирного Культурного и Природного Наследия ЮНЕСКО.

Один из них - Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи в г. Туркестане. Второй памятник «Наскальные петроглифы Тамгалы» – это один из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья, здесь в конце 1950-х годов было обнаружено святилище с большим количеством наскальных рисунков. Кроме этого, в Республике имеется ряд выдающихся археологических объектов (31 объект), входящих в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках серийной транснациональной номинации по объекту Великий Шёлковый Путь. 

В связи с активизацией жилищно-коммунального строительства в городах, а также с развитием хозяйственной деятельности на аграрных территориях, широкие масштабы принимает процесс выделения земель из государственного фонда в частную собственность. Разведывательные работы проводятся археологами только при реализации особо крупных проектов, требующей масштабного отвода земель. В других случаях отвод земель, как в городах, так и в сельской местности осуществляется без привлечения археологов. Подобные тенденции приводят к повсеместному нарушению законодательства по охране и использованию памятников культурного наследия, так как большая часть земель, не обследованная на предмет наличия археологических объектов, становится не доступной для дальнейшего научного изучения.

Примеров тому много: это строительство водопроводной сети на городище Отрар – памятнике республиканского значения, планируемого к включению в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это и выделение земель под прокладку оптоволконной линии на территории уникальных городищ – одной из столиц Ак Орды Сауране и столице карлукских джабгу VIII-XIII веков Каялыке. Это известный на весь мир древний Тараз и Испиджаб – город, упоминаемый во всех среденевековых источниках. Только на территории современного Алматы археологами было зафиксировано 8 древних городов, на сегодняшний день из них не осталось ни одного.

Казахстанские законодатели, отмечая особую важность памятников археологии, наделяют их особым правовым статусом. Стремительный технический, научный прогресс, быстро меняющиеся общественные отношения приводят к устареванию норм их регулирующих и к застою  в правовой сфере. С этой проблемой необходимо бороться посредством совершенствования законодательства, которое способно дать новый импульс для продвижения дела сохранения, возрождения, популяризации памятников истории и культуры.

В обсуждении темы приняли участие председатель Казахстанского археологического общества Карл Байпаков, президент «Фонда Мухтара Ауэзова» Мурат Ауэзов. 

Своим мнением поделились также директор Института археологии им. А.Х.Маргулана Бауыржан Байтанаев, декан исторического факультета КазНУ им. Аль-Фараби Жакен Таймагамбетов, а также генеральный директор ТОО «Археологическая экспертиза» Дмитрий Воякин.

По итогам обсуждения парламентарии намерены выработать соответствующие рекомендации.