КАЗАХСКИЙ НАРОД КРЕПКО СВЯЗАН С ПРИРОДОЙ
12.12.2016 5459
Кочевые казахи издревле прогнозировали погоду по различным природным явлениям и налаживали свое хозяйство согласно этим прогнозам

Основу казахского народного календаря составляли астрономические представления и некоторые знания звездного неба, накопленные многолетним опытом.

Большое практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета времени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали за движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.

Среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся счетом времени «ecепши» (счетчик). Их ремесло было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепши обладали опытом многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды, определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на жайлау и обратно, устанавливали високосные года казахского народного календаря и т.д. Особый интерес есепши проявляли к звездному небу.

Времена года по нынешнему календарю делится на четыре периода: весна, лето, осень, зима. Наш народ издревле знал простые методы и средства наблюдения за изменениями погоды. Люди, хорошо предсказывавшие погоду, заметили особенности поведения овец в различных природно-климатических условиях. Судя по тому, что сейчас встречаются очень множество примет прогнозирования погоды по поведению овец, можно предположить, что овцы раньше других животных чувствуют климатические изменения. Если к вечеру все овцы жуют траву в одном направлении, то на следующий день будет буран с той стороны. Животные по-разному реагируют на изменения в погоде, например, лошадь может предсказать годовые изменения, овца - полугодовые, а корова 2-3 дневные.

Начало года соответствовало весеннему равноденствию (кун тогыс) и начиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз», означающее «новый день», давно вошло в казахский язык. В этот день ecепши наблюдали как восходит солнце и основываясь на древних методах уделяли особое внимание на различные состояния солнца.

Если в тот день утром солнце выглядело тусклым, то ожидалось, что в этом году будет много дождей, а растительность будет густой; если в этот день солнце всходило желто-красным цветом и ярко светило, то в этом году можно было ожидать засухи. В такие годы в горных местностях могут произойти частые паводки, в зеленых лесах была высокая вероятность пожаров; если в этот день солнце восходило, распуская свои лучи на все стороны – то этот год ожидался изобильным и приятным. Кроме Наурыза существуют и другие астрономически важные месяцы. Накануне нового месяца равноденствия ecепши прогнозировали погоду того года, наблюдая за поведением животных. Например, если вечером того дня овцы быстрым ходом возвращались с пастбищ, то ожидалось, что весна наступит рано.  Весна ожидалась рано, когда ночью верблюд часто шевелил губами, а лошадь тихо ржала. Если овечьи катышки полностью увязали в снег, то весна наступит рано, и лето быстро придет. А если катышки оставались на снегу, то ожидалось, что весна опаздывает на 40 дней. Если катышки увязнут в снегу и останутся на одном месте, то в том году будет много дождя и растительность будет густой, сырость земли сохранится до самой осени. Если в последние дни зимы лошадь икает, а жеребята вдыхают воздух в живот, то весна ожидалась рано. Если люди хотели узнать, какой будет растительность летом, они наблюдали за рождением Венеры. Если первые дни нового рождения планеты начинались туманно, то лето предвещало быть дождливым. Народная астрономия казахов особо выделяла три небесных светила: Плеяды - Үркер, Орион - Үшар қар-таразы и Сириус -Сүмбіле. В народе говорят, что Плеяды, Орион и Сириус в разные месяцы восходят, но в один месяц, или даже в одну ночь, уходят за горизонт - «үшайда туып, бір айда, тіпті бір түнде батады», приземляются - «жерге түседі».

С восходом, закатом и расположением этих трех небесных светил казахи связывали изменения в погоде, в природе, которые, безусловно, сказывались на хозяйстве казахского шаруа. Казахи считали, если на ночном небе видны Плеяды, особенно в зените, то это предвещает холодную погоду, сильные морозы. Если Плеяды были видны к 11-12 часам ночи близкими к закату - жамбасқа келу, то такое явление вызывало радость - ожидалось наступление весны, а происходило это в середине марта.

Кроме этого, люди прогнозировали погоду, наблюдая за уровнем рек-озер, подводных вод и родников. Если воробьи купались в воде, а коровы мычат еще до полудня, то это означало, что будет дождь. Если овечья шерсть была влажной и лохматилась, то приближался дождь. Если ягнята и козлята игрались, подпрыгивая, тоже ожидался дождь. Если овцы отряхивались и блеяли, то ожидалось, что дождь закончиться и взойдет солнышко. Поведение лягушек и рыб тоже предсказывали погоду. Если вечером болотные лягушки долго квакали, то на следующий день погода обещала быть хорошей. Если они квакали, удаляясь далеко от воды, это было признаком потепления. Если лягушки квакали, высовывая из воды или из грязи только кончики морд, это означало ухудшение погоды. Если куры искали пищу во время моросящего дождя, то дождь обещал затянуться.  Если гуси гоготали зимой, то ожидалась теплая погода, а если гуси лежали, свернув ноги, это было признаком того, что погода похолодает или будет буран.  Если вы на улице часто слышите кукование кукушки, то следующие дни будут без осадков. Если чайки летят над водой, день будет ясным.  Если они находятся на берегу, это признак плохой погоды.  

Казахский народ мог заранее прогнозировать погоду по поведениям насекомых. Перед сильным ветром муравьи суетились и тревожились. Весной, когда снег таял с северной стороны муравейника, то лето ожидалось теплым, долгим и солнечным. Если Венера восходила особенно ярко, то летом будет много растительности.  Если стая воробьев часто встряхивала крыльями - это признак дождливого лета и плохой зимней погоды. Если воробьи стаей выполняли различные действия на небе, день будет долгим. Если в солнечные дни белка в лесу не выходила из дупла, это означало, что погода ухудшится.

Для казахов-мусульман луна имела особое значение. По луне они прогнозировали погоду. Если луна рождалась навзничь, то погода ожидалась холодной, а если луна рождалась наклонившись, то погода в том месяце могла быть теплой и солнечной. Если луна казалась больше обычного и отражалась красным светом, то ожидались дожди.  

Казахский народ, наблюдая за природными явлениями, основываясь на многовековом опыте, прогнозировал погоду и собирал свои астрономические знания.

Даулет ИЗТЕЛЕУ

Перевод: Гульнур СЕРИККЫЗЫ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)