За что умер японский солдат в Текели?
12.03.2018 2678
В Казахстане приступила к работе японская делегация по поиску и обследованию захоронений останков японских солдат, интернированных после Второй мировой войны

Суворов говорил: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат!». Этими словами можно охарактеризовать ту благородную миссию, с которой приехали в Казахстан представители Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии.

Интернет-порталу NDH удалось встретиться с группой перед ответственной поездкой по городам Казахстана и взять интервью у начальника группы ИКЭДА Масаюки, руководителя Департамента социального благосостояния и помощи жертвам войны Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии и ЕСИДА Кадзунори, генерального секретаря Японской ассоциации принудительно интернированных «Дзенъекуке» по ускоренному осуществлению эксгумации и возвращения на родину останков павших японцев.

Переводчик СУГАХАРА Сатико помогала нам в понимании и преодолении языкового барьера.

- Здравствуйте, господин ИКЭДА. Расскажите о цели вашей экспедиции?

- Цель нашего визита – это проведение исследования в Казахстане мест захоронения умерших японцев во время интернирования военнопленных в СССР. В Казахстане есть 57 мест захоронений. В шести из них уже была проведена эксгумация и останки были вывезены в Японию. В этот раз мы бы хотели исследовать захоронения в Кызылорде. По японским данным в Кызылорде должно быть захоронение японцев. Но это подтверждается только нашими данными.

- Откуда у вас сведения о Кызылорде? Это данные из архивов или из иных источников? 

- У нас есть документы, свидетельства японских солдат, которые вернулись в Японию после войны, в которых они рассказали о том, как они прошли лагеря Советского Союза. Эти документы у нас сохранились.

- У вас имеются данные о количестве японских солдат, которые находились в Казахстане? Сколько солдат было интернировано, сколько было похоронено в Казахстане?

- Есть данные, предоставленные Россией. Что касается количества людей, интернированных в лагерях СССР есть вот эти данные.

Мне показали толстую папку с копиями документов и списков японских солдат. В папке мне показали отдельные документы. Читаю: «В Казахстане была создана комиссия по расследованию».

Видно, что материалы касаются именно японских солдат, интернированных в Казахстан. В 1994 году, к визиту Президента РК Н.А. Назарбаева в Японию, была подготовлена Книга памяти. Большую работу по выявлению имен погибших японцев и мест их захоронений сделал военный историк Асканбек Алданазаров. Он сопровождал японцев, прибывших в Казахстан, к местам захоронений японских военопленных. 

На одной из страниц изображена фотография камня с японскими иероглифами.

- Это могила японского солдата?

- Нет, это не могила. Это мемориальный памятник.

В отчетах и воспоминаниях интернированных японских солдат сохранилась информация об отношении местного населения к японским военнопленным? 

- Интернированные оставили общие сведения, - ответил неуверенно ИКЭДА Масаюки. Член Японской ассоциации по ускоренному осуществлению эксгумации и возвращения на родину останков павших японцев ЕСИДА Кадзунори попытался ответить на мой вопрос. 

- Глава Ассоциации Айзава-сан был интернирован в лагерь в СССР. Я часто слышал от многих интернированных японцев: «я не могу терпеть тот факт, что я был интернирован в лагерь». Все-таки отношение местного населения было положительным. Я часто слышал такое мнение.

- Японские военнопленные очень много сделали в нашей республике: строили железные дороги, вокзалы, общественные заведения и жилые дома. Изучается ли их деятельность в Казахстане в послевоенное время?

- Да, то, что японцы сделали в Казахстане, мы уже изучили.

- Сколько времени действует ассоциация по ускоренному осуществлению эксгумации и возвращения на родину останков павших японцев?

- В Казахстане мы начали с 1992 года. Но эта работа еще продолжается на постсоветском пространстве.

- Как много японцев из числа бывших военнопленных солдат осталось в живых на сегодняшний день?

- Где-то 20-30 тысяч человек из интернированных, к счастью, живы. Самый старший из них, Ямадан, в этом году отмечает 101 год. Он был интернирован в лагерь в Монголию. Второй - Айзава-сан, глава нашей Ассоциации, отметил 99-летие. Он 3 года находился в лагере в Елабуге (Татарстан). После возвращения в Японию он долгое время работал депутатом, и сейчас он не сидит дома, а работает юристом и каждый день с понедельника по пятницу ходит на работу.

- Как Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии относилось к своим солдатам? Осуждало или поддерживало? Как известно, военное руководство СССР холодно встретило своих солдат, вернувшихся из плена. Многие из них были осуждены и отправлены в Сибирь.

- В Японии солдат не наказывали. Солдаты были направлены страной в различные регионы мира. После окончания войны все солдаты вернулись. Сначала по месту регистрации. Для того, чтобы он смог добраться домой, японское правительство поддерживало солдат денежными средствами. Кроме этого, были учреждены специальные пенсии были для инвалидов и семей погибших солдат. Что касается солдат, которые были интернированы в лагеря СССР, со стороны правительства Японии им было предоставлено специальное денежное пособие для того, чтобы хоть как-то компенсировать их пребывание в лагерях СССР.

- Какую помощь вам оказала казахстанская сторона в организации поездки в Кызылорду?

- Да, со стороны Казахстана оказана огромная поддержка. В этот раз МИД РК и администрации местных органов власти содействовали проведению исследования, за что мы им очень благодарны.

- Надеемся, что поездка будет успешной. Что вы предпримите, когда найдете захоронение японских солдат?

- Если будет найдено место захоронения, мы проведем исследование останков, восстановим прежнее захоронение. Для того, чтобы вернуть останки японских солдат в Японии нужно пройти очень много различных процедур. Нужны свидетельства, разрешения со стороны Казахстана. Для этого мы будем вновь создавать группы для эксгумации и возвращения останков в Японию.

- У нас говорят: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат!». Желаю вам удачи!

- Наш глава Ассоциации Айзава-сан тоже часто повторяет эти слова: «Война не закончена, пока последний солдат не вернется в Японию!».

Японская делегация со своей стороны выразила благодарность за поддержку, которую казахстанская сторона оказала для успешного проведения исследования в Казахстане и обратилась с двумя просьбами. Во-первых, если вдруг казахстанцы знают о местах захоронений японских солдат, мы будем рады если они поделятся с нами этой информацией через Посольство Японии в Казахстане. Так же известно, что среди интернированных были женщины. Последние из выживших продолжали жить в Алматы. В течении десяти лет после окончания войны они проживали где-то в Казахстане и у нас есть такая информация. Поэтому вдруг если кто-то знает об их судьбе, пожалуйста, сообщите нам. Почему японские женщины так долго содержались в лагерях? Потому что они изучали русский язык в Институте Харбина, поэтому за обвинения в шпионаже они надолго задержались в лагерях СССР. Хотелось бы добраться до истины в этом вопросе.

Господин Хийе-сан выпустил книгу, в которой были опубликованы изображения, рисунки японского солдата. Он был интернирован в город Текели, работал на свинцово-цинковом комбинате. В Текели умерло много японцев. Официальная причина смерти – туберкулез. Но это не вся правда. Настоящая причина в том, что они работали на «вредном производстве» и вдыхали в легкие воздух с тяжелыми элементами и их организм был отравлен.