Президент Международной Тюркской академии (TWESCO) Дархан Кыдырали в интервью порталу NDH поделился
новыми сведениями о достижениях в отраслях тюркологии, алтаистике, памятниках тюркской эпохи в Монголии.
– Дархан Куандыкулы, мы слышали, что в этом году возглавляемая вами Международная Тюркская академия – TWESCO сделала несколько открытий, похоже, что археологические экспедиции нашли тюркские реликвии. Поделитесь новостями об истории тюрков?
– Конечно. TWESCO проводит много исследований по тюркологии, алтаистике. В последние годы мы добавили сферу монголистики. Новости, о которых вы говорите, это результаты археологической экспедиции, которые Академия проводит в нескольких округах Монголии. Один из них – комплекс «Шивээт Улаан» в Булгынском округе Монголии. Второй – ритуальный комплекс тюркской эпохи в округе Кентей.
– Какие реликвии были найдены в комплексе «Шивээт улаан»?
– «Шивээт улаан» - ритуальный комплекс эпохи древних тюрков. Это место, где тюрки проводили религиозные обряды, можно сказать, что это – храм. Тюркская академия совместно с Национальной Академией наук Монголии, Институтом Истории и археологии 3 года здесь проводила археологические раскопки. Мы оградили комплекс, взяли под охрану. Три года там развевался флаг TWESCO.
В целом, о месте расположения комплекса «Шивээт улаан», о его внешних характеристиках ученые тюркологи знали давно. Были проведены кое-какие исследования. Но раскопки не проводились. Ряд ученых, среди них и известный тюрколог С. Кляшторный полагали, что комплекс был построен в эпоху Ельтерис Кутлуг кагана и Тоньюкока.
Есть предположения, что Ельтерис каган умер в 692 году, а комплекс был возведен в 693 году. Мы, наверное, тоже согласимся с этим предположением. Нынешние результаты указывают на это. Во время раскопок в комплексе было найдено множество артефактов. Установленная в музее TWESCO научная реконструкция стелы «Мәңгі тас», с высеченными на ней тамгами тюркских родов и племен, была найдена именно в названном комплексе. Это каменная стела показывает, как глубоки корни идеи Мәңгілік ел. Сейчас совместно с японскими учеными проводятся работы по определению точного времени возведения ритуального комплекса. Особенностей у этого ритуального комплекса древнетюркской эпохи очень много. Во-первых, это универсальный комплекс. Здесь проводились богослужения, жертвоприношения Тенгри. Была установлена каменная стела, символизирующая спокойствие и единство народа.
Также установлены скульптуры, каменные фигуры, койтасы, отражающие особенности мировоззрения тюрков. Комплекс «Шивээт улаан» расположен на возвышенности. Это сакральное место. Ритуальный комплекс сгорел в древнее время. Возможно, его сожгли враги тюрков. Хотя строение было разрушено, не исчезло его духовное влияние, не стерлись из памяти его следы. Идея Мәңгілік ел – Вечной страны продолжалась. Если присмотреться к результатам исследований, то можно найти вещественные доказательства некоторых символов, понятных казахам. Строение имеет восьмигранную форму. Это священный символ, сакральная звезда тюрков. Казахское изречение «сегіз қырлы, бір сырлы» исходит из этого. Сейчас это изречение мы используем к умельцам, а раньше оно имело иной смысл. Изначально «Қалыбында құты бар қастерлі кісі», по Абаю означало «полноценный человек». Это первое понятие, сохранившееся в воззрении казахов. Во-вторых, высота строения 18 метров. Это приводит к понятию «Он сегіз мың ғалам» (буквально восемнадцать тысяч миров).
Тюрки издревле были знакомы с небесными явлениями, знали звезды, стремились познать тайны Вселенной. Можно сказать, что такие понятия, как «сегіз қырлы, бір сырлы», «он сегіз мың ғалам» существовали еще задолго до прихода ислама. Это показывает, что в кочевой цивилизации монотеистические понятия сложились очень и очень давно. В комплексе были найдены фигуры из камня, скульптура, ее отколовшаяся голова, постамент и фигура трех львов. Кстати о львах. Этот зверь в понимании тюрков считается символом власти и силы. А боритас (бөрітас) – каменный волк – символ свободы, вольности, койтас (қойтас) – символ богатства, изобилия, қозы (ягненок) – символ достатка, процветания.
В комплексе также были найдены каменные фигуры овцы с ягненком, барана (қошқар). Безусловно, оценку найденным в комплексе артефактам даст научное сообщество. Бывает и так, что тайна одного артефакта может таится годами. Проведение исследовательских работ даст точное научное заключение.
– Говорят, для того, чтобы Тенгрианство считалось классической религией, нужны такие элементы, как храмы, правила богослужения и свои духовные лица. Смогут ли раскопки, проводимые в ритуальном комплексе тюрков, изменить взгляды на это?
– Конечно. В самом деле установилось понятие, что «в Тенгрианстве древних тюрков не было храмов, а значит оно не могло подняться до уровня религии». Историю религии мы узнали через западные научные догмы. Возможно, для понимания религии предкам не важно было наличие храма. Можно дать разные определения религии и истории религии. Однако, ритуальные комплексы древних тюрков вынуждают заново пересмотреть историю религий. Вещественные доказательства подтверждают, что Тенгрианство является классической религией. Если говорить откровенно, то и древние греки, египтяне, римляне, европейцы и арабы молились множеству богов, поклонялись идолам. А тюрки никогда не поклонялись идолам, почитали лишь Тенгри. Возможно, поэтому тюрки легко приняли ислам. С незапамятных времен тюрки описывали Создателя словами «Мәңгі, Көк, Иди, Баят, Чалаб», поклонялись всемогущему Тенгри, верили в загробный мир, верили, что судьба зависит от Тенгри, пророка называли именами «ялавач, посланник», шайтана – «өрлік», джиннов – «албасты, қарабасты», строили мавзолеи, богослужение проводили в специальных храмах. Доказательством этого является ритуальный комплекс, где мы проводим исследования.
– Монголия – суверенное государство, проводящее свою политику. Как реагирует братский народ на то, что вы ежегодно приезжаете, проводите раскопки?
– У монголов бытует понятие «Жердің иесі – жердің киесі». Они считают, что у всего есть хозяин, и потому, не получив разрешения от аруахов, нельзя трогать эту землю. По их понятиям нельзя ломать прутик, копать землю, трогать различные камни, передвигать кости. Местное население этому уделяет особое внимание. На наши раскопки в местности Дэлгэрхан местное население отнеслось настороженно. И в «Шивэт улаан» мы были под особым вниманием – когда мы приехали вместе с нами прибыли туда аким и местные жители. Жители разожгли костер и провели нас между двумя кострами. Когда-то так встречали Марко Поло. Мы соблюдали все их традиции и обычаи, оградили территорию, взяли под свое крыло землю, где раньше пасся скот. Они предложили нам кумыс, выказывая свое уважение. Взаимное доверие и великодушие братьев-монголов, также результаты работы послужили в деле сбора нашей общей истории. В международных раскопках очень сложно найти общий язык с местными учеными особенно сложно с местными жителями. Другие понятия, законы, традиции. Проводить работы честно, держать свое слово – это один из незыблемых принципов, которых придерживается наша Международная организация. Мы ничего не скрываем, не спекулируем и не идем на какие-то популистические темы. Вместе с тем Международная Тюркская академия была открыта в Астане по инициативе Главы Государства Н.А. Назарбаева и потому Правительство Монголии смотрит с огромным доверием на нашу работу.
– По нашим сведениям, еще одна экспедиция TWESCO в Монголии нашла немало артефактов.
– TWESCO совместно с Национальным музеем Монголии проводит археологические раскопки в местности Кентей. Археологические раскопки были проведены в комплексах Хаяхудаг и Гунбурд, и на сегодняшний день найдено немало артефактов. Они тоже являются местами ритуальных комплексов тюркской эпохи. Первые результаты тех раскопок могут стать началом сенсационных новостей для тюркской истории. Однако, согласно договору, заключенному между монгольскими коллегами, все открытия мы должны публиковать совместно. Поэтому, все разговоры вокруг найденных реликвий оставим на потом. Но здесь нельзя не отметить одну особенность комплексов Кентей. Этот регион – новое поле для тюркологии. Конечно, есть ученые, которые видели и описывали тамошние памятники. Однако, раскопки там проводятся впервые. Раньше, говоря о древних тюрках Монголии, подразумевалось наследие на равнине реки Орхон. После раскопок Академии возрастет важность местности реки Керулен. Поэтому наша экспедиция называется «Экспедиция Керулен».
Еще одна особенность поймы реки Керулен – она всегда была местом проживания каганов. Здесь было водружено знамя государственности. В Керулене очень много памятников, принадлежащих эпохе гуннов и тюрков. Кроме того, на Керулене находится гора Бурхан Халдун, где родился Чингис каган. В 1240 году там были написаны «Сокровенные сказания». В пойме этой реки находится и первая столица Чингис кагана – город Аваргын балгас. В древности это земля называлась «Аураг орда». Если заметили, звучит как «Әруақты орда».
- В нынешней археологии возросло количество золотоискателей?
- Задача археолога – собирать нашу историю археологическими артефактами, доказательствами, реликвиями. Нам следует искать ответы на вопросы: какое было духовное наследие в каждой исторической эпохе; каким был быт, образ жизни, мировоззрение; на сколько были развиты орудия, инструменты. Например, найденные обычная челюстная кость овцы и каменная фигура могут оказаться очень ценными. Поэтому, каждый артефакт, найденный во время археологических раскопок, представляет особую ценность. Скажем, письменность и камни с тамгой – вершина культуры. У цивилизации и культуры есть свои мерила. Кувшины, кости, каменные фигуры, которые сейчас находим на равнине Керулен, очень ценны. Они показывают их мировоззрение, как тюрки поклонялись Тенгри.
– Вы упомянули «Аураг орда», действительно, похоже на наше слово «аруах».
– Кочевники Великой Степи переняли друг от друга немало понятий. И «Аураг орда» – одно из таких названий. Действительно, как не назвать это место святым? Здесь на троне восседали Чингис каган, Угедей, Куюк ханы. Великие походы кочевников начинались с этого края. Этот край связывает комплексы тюркских памятников друг с другом. В этом году исполняется 125 лет с момента первого прочтения Орхонских надписей. В 1893 году Вильгельм Томсен на камнях вдоль Орхона прочитал
слова «Тенгри», «Тюрки», «Кюльтегин». Эти слова стали понятиями, описывающими облик тюрков, означающими тюркизм. Таким образом, мир узнал, что наши предки оставили немеркнущий след в истории. Раньше нас считали полудикарями, народом, у которого нет определенного места проживания, народом, который только кочевал. Находка Орхонских надписей доказала, что тюрки имеют свое место в истории человечества. Этот народ находился на вершине культуры, потому что в мировой истории только у считанных народов была своя письменность, свой алфавит. Одни из них – наши предки. Когда нынешние цивилизованные страны еще не знали букв, наши предки оставили свои назидания, вытесанные на камнях – петроглифы. Поэтому, TWESCO обращает особое внимание и проявляет уважение к тюркской письменности. Позднее, памятники, найденные на равнине Орхона, стали началом открытия енисейской письменности на севере, таласской письменности на юго-западе. Стали известны множество реликвий древних тюрков в Южной Сибири, Центральной Монголии, на западе. И только святая земля кочевого народа, берущего свое начало с горы Бурхан Халдун, скрывала свою тайну. «Экспедиция Керулен» стала первопроходцем в изучении этого края. Я верю, что наследие тюрков на равнине Керулен когда-нибудь полностью войдет в научный оборот.
– Что это может внести нового в нашу общую историю?
– С того момента, как наши славные предки сели на лошадей, они правили миром, делали историю. А это история в недавнем прошлом писалась руками других. Если вы не будете писать историю, то другие будут ее отрицать. Писать историю так же важно, как и создавать ее! С этой точки зрения, нам есть что написать. Наши предки оставили после себя огромную историю. Только ее нужно писать системно, дополняя точными, объективными данными и доказательствами. Мы очень мало знаем об Отюкене. Мы видим, что в понимании тюрков ставка государства располагалась на равнинной местности, окруженной горами. Равнина Керулен именно такая. И комплекс Тоньюкок тоже окружен горами. То есть, похоже, что наши предки для ставки искали места похожие на местность Отюкен. Но, в нашей историографии край Отюкен описывается лишь как легенда. На самом деле надо говорить о его связи с идеей Мәңгілік Ел – Вечная Страна, и его месте не только в понимании тюрков, но и всех кочевников. Например, в памятниках Культегина есть надпись «Өтүкенде отырсаң, мәңгі елдігіңді сақтайсың» - «Если будешь жить в Отюкене сохраняя единение, то будешь иметь вечную страну». Значит, идея Вечной Страны берет свое начало от Отюкена. К тому же это общая идея, объединявшая все кочевые народы на огромной территории от Монголии до Венгрии. Когда пишем историю, надо опираться на эту идею.
– Академия проводит раскопки только в Монголии? Есть ли в планах изучение тюркского наследия и в других странах евразийского пространства?
– Конечно, в собирании истории мы не ограничиваемся лишь монгольской землей, рассматриваем и другие страны. Например, в этом году мы из монгольской экспедиции напрямую отправились на Курултай гуннов, который проходил в Венгрии. Нашу поездку можно было бы назвать «От Керулена до Дуная». Нас удивило то, как похожи каменные скульптуры на пространстве, который самолет пролетает за 15-16 часов. О чем это говорит? Несмотря на огромное пространство, которое пролегает между Монголией и Венгрией, столько часовых поясов, столько государств, столько народов, у нас общие глубокие корни. Чем больше углубляешься к корням, тем больше находишь сходства. Исследовательские работы TWESCO имеют широкий круг: мы проводим археологические раскопки в Каркаралы, есть соглашение с Узбекистаном, где мы скоро начнем исследовательские работы.
– Академия была одним из организаторов VІІ Международного симпозиума «Алтайские народы» в Улан-Баторе. Почему Тюркская академия уделяет внимания алтаистике?
– Да, мы участвовали на Международном симпозиуме в Улан-Баторе. Там всегда поднимаются вопросы изучения судьбы, традиции и обычаев, этики и законов народов Алтая. В этот раз говорили о традициях и обычаях, этике и законах, свойственных народам Алтая. Участвовали ученые из разных стран. Мы не ограничиваемся лишь проведением научных исследований вокруг истории, культуры, литературы, ценностей тюркских народов. Мы уделяем внимание и наследию народов, считавших Ергенекон сакральным местом. На одной из экспедиции TWESCO на Алтай мы открыли равнину Ергенекон. Поэтому, вопросы Алтая нам не в диковинку. У алтаистики широкий диапазон. Она исследует наследие народов Алтая. Даже в классификации мировых языков есть понятие «алтайская макросемья языков». В эту группу входят тюркский, монгольский, тунгус-манчжурский языки, есть ученые, которые в эту группу включают изолированные японский и корейские языки. Даже, встречаются исследователи, которые в эту группу включают еще и язык американских индейцев. Значит, Алтай – это не только горный хребет, оставшийся на территории четырех государств. Алтай – это земля, которая сыграла особую роль в становлении разных народов. Поэтому у народов Алтая много общих ценностей, в истории они шли рядом, имеют множество моментов переплетении. И потому, как Международная организация, Академия и это направление не оставила вне поля зрения. Также мы уделяем внимание и монголистике. В направлении алтаистики TWESCО делает конкретные шаги. Мы издаем научное издание «Алтаистика, Тюркология, Монголистика», принимаем участие в работе ежегодной Международной алтаистической конференции Permanent International Altaistic Conference (PIAC). В этом году заседание PIAC будет организовано в преддверии VI саммита Тюркского совета и III Всемирных игр кочевников, которые будут проходить в Кыргызстане. TWESCО принимает активное участие в организации данного мероприятия. Одним словом, алтаистика является одним из наших ведущих научных направлений.
У Магжана Жумабаева, истинного поэта всего тюркского народа, которому в этом году исполнилось 125 лет со дня рождения, в стихах «Алыстағы бауырыма» (Далекому брату) есть такие строки: «Кел, кетейік Алтайға, Ата мирас - алтын таққа», доказывая, что Алтай является общим домом для всех тюрков и монголов. Сегодня на всех четырех сторонах священной горы, находящейся на территории четырех государств – Казахстана, России, Китая и Монголии проживают казахи. Значит, мы народ, который не порвал связь с Алтаем, народ, который остается хозяином шанырака – отчего дома. В этой связи хочется отметить, что на трех государствах из четырех, обитающих на этой священной земле, имеются административные округа называющиеся именем Алтай. Поэтому, народ, происходящий от Отюкена, ждет, когда в Казахстане один край официально назовут Алтайским. Весь тюркский народ обрадовался, когда Президент своим указом дал области название города духовная столица тюрков Туркестан, теперь они ждут новостей об Алтае.
– Спасибо за содержательную беседу!