МУРАТ КАЛМЕНОВ: ФУНДАМЕНТ УРАЛЬСКА ЗАЛОЖИЛИ НЕ КАЗАКИ, А КАЗАХИ
17.05.2017 1896
Мы побеседовали с известным в западном регионе археологом, сотрудником Западно-Казахстанского областного Центра истории и археологии Муратом Калменовым о достижениях в археологической сфере и успешных

Мурат ага, Вы один из известных археологов в западном регионе. Трудовой путь начинали с археологических раскопок в Мангистау, участвовали в археологических раскопках в Атырау, Западно-Казахстанской области. В какую эпоху начали формироваться места обитания человека в Западном регионе?

– Бескрайние казахские степи издревле были священной родиной скифов, гунов, древнетюркских племен. Каждый регион Казахстана был связан историями тысячелетий. Широкие степи нашего западного региона, включая Мангистау, Атырау, Актюбинск и считающейся краем Белого Жайыка - Западно-Казахстанской области скрывают множество тайн истории. И археология западного региона тесно связана с этой летописной историей. Начиная с древней эпохи развития человечества, до начала эпохи возделывания камня, и до становления сегодняшнего нового века эти края были благоприятными местностями для человека. Начиная с ранней каменной эпохи в западном регионе сформировались места обитания человека. Доказательством этого являются археологические исследования проведенные в советские годы, а также в годы независимости Казахстана. Например, если взять Уральский регион, недалеко от поселка Таскала есть местность под названием Ешкітау (Ичка). Там в конце 90-х годов были найдены памятники эпохи мезолита.

Комплекс Шакпактысай, где Мурат Калменов провел первые археологические работы

А также если взять округу Атырауской области, то там много памятников каменного века эпохи неолита. Среди них становища: Шатпакол, Кулсары, Сарыкамыс, Кыземшек, Шаян. Также в Мангистауской области с 60-х годов Советской власти проводились археологические раскопки, и были найдены становища: Шакпактысай, Угеже, Уштаган, рядом с Актау найдено становище Коскудык. Особенно памятники Шакпак ата, найденные в Мангистауской области, являются чудом века выделяющегося своеобразной историей. Примером может быть памятник Шебир в Мангистау.

А памятники Коскудык являются памятниками эпохи неолита. Самое удивительное то, что нашли не только жилые сооружения, где жили люди, но и погребальные сооружения. В этих исследованиях определены как погребены люди, их мировоззрения, религиозные обычаи. Были проведены работы по повторной реконструкции, повторному антропологическому обновлению с точки зрения в каком состоянии было тело, как распологался скелет. На основе этих работ был доказан облик человека каменного века.

Как было сказано выше и в Западно-Казахстанской области тоже нашлись множественные памятники каменного века. Каменные приспособления найденные в местности Жанаагзам в Уральске тоже принадлежат археологическим находкам. Понятно что, там где нашлись каменные приспособления, обязательно найдутся и каменные местности. Считаем, что, в последующих разведывательных или археологических работах возможно найдутся такие стоянки. А также, очень много памятников принадлежащих конфедерации наших скиф-массагетов раннего железного века.

О широких казахских степях в своих трудах пишут зарубежные историки и путешественники. И колониальная политика царского правительства собрала и подсчитала нашу некоторую историю. Русские ученые первыми провели учет и подсчитали исторические памятники казахской степи. Какие возможности были предусмотрены для археологических исследовании? Когда проводились первые археологические экспедиции?

– Первые исследовательские работы в Западном регионе начались в XIX веке. В 1826 году Царское правительство России организовало 1-2 академические экспедиции. Затем царское првительство проводило обширные военные экспедиции. Во второй экспедиции были написаны труды Фалька, Левшина, которые сейчас мы используем в истории отечественной науки. Вот эти люди были в составе академической экспедиции. Их главной целью было пути овладения землями Средней Азии и Казахов. А также целью была военная топография. На основании этих экспедиций были записаны и нанесены на карту все памятники казахской земли. Также в рамках академических экспедиций была собрана этнография казахов востока и запада, юга и севера.

Русские ученые исследовали жизнь казахов начиная с колыбели и до похоронения с почестями, собирали материал. Они записали какую одежду они носили, какие есть обычаи и традиции, уклад жизни. Не забывали собирать и о национальных праздниках предметах быта, рукоделии и кузнечном искусстве казахского народа. Какие были погребальные обычаи? Какие были религиозные обычаи? Как проходят семь дней, сто дней, годовщина после смерти человека – впервые обо всем этом записали члены русской экспедиции. Еще раз повторяю, они собирали этнографию казахского народа не с целью подсчитать историю, а преследовали военную цель, вели идеологию освоения всех укладов народа. Но благодаря им были записаны и собраны сведения касательно археологии, этнографии, истории казахской земли. После Февральской революции 1917 года в обществе поменялись взгляды к археологическим памятникам. В 1896 году под руководством Бартольда была организована экспедиция в Туркестанский край. Русский путешественник В.Бартольд внес неизмеримый вклад в развитие археологии Казахстана. По сей день его научные труды не потеряли своей важности. В 1895 году академик В. Бартольд в городе Ташкент открыл первый кружок археологов. В 1920 году был открыт Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников культуры. Основной целью комитета являлось развитие археологии – одного их больших отраслей исторической науки. Экспедиция Бартольда до 1917 года составила список исторических памятников Южного региона. После этого в 1960 годы была проведена кампания по полному археологическому исследованию, составлению списков. А третий этап составления списков полностью был собран в годы независимости. Сейчас каждая область полностью собрала списки памятников взятых под государственную защиту. В него вошли все памятники природы и истории, археологические, архитектурные, исторические мавзолеи. С этой целью в западном регионе ведутся разные работы. В 1991 году был создан Институт археологии. Назвали его в честь выдающегося ученого казахского народа Алькея Хакановича Маргулана. Благодаря этому институту ведутся все археологические работы области.

В 2002 году был создан Западно-Казахстанский областной Центр истории и археологии. Сами являетесь сотрудником этого центра. Какую лепту вносит Центр в развитие археологии Западно-Казахстанской области? Сколько было найдено археологических памятников за последние 15 лет?

– С 1927 года при Педагогическом институте Российского города Саратов организованы археологические экспедиции. Затем в годы независимости Казахстана при Уральском педагогическом институте, Западно-Казахстанского Государственного университета имени М.Утемисова работала экспедиция по ведению археологических раскопок. До сих пор работает. В 2002 году под руководством профессора Мурата Сыдыкова и с участием Инстиута археологии имени А.Х.Маргулана был создан Западно-Казахстанский областной Центр истории и археологии. Сразу же после создания Центр начал работать по специально разработанным государственным и региональным программам. За эти годы Центр открыл около полутора тысяч археологических памятников. Велись раскопки в городе Жайык, Лебедевка, Кырык оба, Булдырты, Солянка, Илешкер, Ульгели, Аксай и др. это учреждение по сей день ведет исследовательские работы по изучению археологических памятников западного региона. Главной задачей Центра является выявление, регистрация археологических памятников, включение в список памятников охраняемых государством, проведение конкретных археологических раскопок. В результате работы археологического центра были выявлены более 6000 археологических памятников. Особенно обнаруженное археологами центра городище Жайык, результаты археологических исследований показывают, что в эпоху Золотой Орды городище было высоко цивилизованным центром, со своим развитым производством и ремеслом. Жайык – является основой сегодняшнего города Уральска.

С редневековый городище Жайык, где велись раскопки

До сегодняшнего дня на казахской земле было найдено 4 золотых человека. Тело золотого человека найденного в Западно-Казахстанской области принадлежит женскому полу. Принцессой какого периода является золотая женщина найденная в Таксайском комплексе? Примечательно, что одеяние золотой принцессы выполнено в «зверином стиле», который присущ нашим предкам обитавшим на просторах Евразии. В чем особенность звериного стиля?

– В западно-Казахстанской области есть местность под названием Таксай. По дороге в Борли. В 80-и километрах от Уральска. Во время раскопок там была найдена место захоронения принцессы. Она полностью выполнена из золота. Она – памятник периода позднего сармата. Украшения и разные изделия на руках выполнены в зверином стиле. Она была принцессой. После того как ее отреставрировал известный реставратор Крымбек Алтынбек, она была поставлена в Западно-Казахстанском областном музее. Теперь вернемся к вопросу почему одежда золотого человека была украшена в зверином стиле, по сакским понятиям, Бог жил в обличии разных зверей. Он был в образе крылатых коней или же ввиде фантастических зверей, птиц, животных, как собаки, лошади. Широкое распростронение этих образов в мифологии и фольклоре породило в исскустве Евразийских степей собственный «звериный стиль». Племена сарматов входят в состав племен и союзов выполнявших важную роль в политико-экономической и культурной жизни Евразии. Недалеко от села Лебедевка Шингирлауского района Западно-Казахстанской области были найдены и исследованы места захоронении сарматов, с точки зрения археологии это является важной и богатой находкой.

Диаметр могильника составляет – 10-20, высота - 0,5-2 м, обставлена вертикальными бревнами, плотно поставленными друг к другу, сверху перекрыт накатом из бревен. На дне ямы, на полу из толстых досок, находится женский скелет, голова, которой обращена на север. Самая ценная находка – бронзовый кувшин греческой работы. Его ручка в месте крепления к венчику была оформлена ввиде головы кобры, приготовившейся к броску, а там где ручка соединялась с туловом, имелось изображение греческого Бога виноделия Диониса. Эти богатые погребения свидетельствуют о тесных связях сарматов с городами-государствами греков на Черноморском побережье, а также о влиянии греческой культуры на развитие сарматского общества.

В ходе археологической экспедиции выяснилось что, в Западном регионе очень много памятников эпохи железа. В 1984 году в местности Володарка были произведены раскопки могильника, там был найден фалар. Фалар – это конская упряжа. Одним словом, это – накид, которым покрывали коня в кинофильмах где изображаются смутные времена. У нас его называют кежим (тканый орнамент), европейцы называют катафракт. То есть, наши предки первыми придумали катафракт. Позже китайцы и европейцы хвастаются что, это они придумали эту упряжу. Это – одна из ценных реликвии оставшихся от наших предков. В недавно специально снятой киноэпопее Рустема Абдреша «Алмас қылыш» («Алмазная сабля»), посвященной к 550-летию Казахского ханства, этой упряжей покрывали коней. Если, таким образом, в кинофильмах, музейных комплексах будем распространять наследие предков, несомненно, это стало бы одной из забот оказанных наследию предков.

Мурат ага, Вы показали ценные реликвии связанные с западным регионом и его археологией. Прочли Ваши исследовательские статьи. Немало сделали и во время экспедиции знаменитого городища «Жайык». Когда был найден это чудо века? Кто из ученых-археологов был задействован на этих работах?

– В 2001 году во время обследования трассы трубопровода «Аксай-Большой Чаган-Атырау» рядом с городом Уральск было найдено место средневекового древнего города. Затем в 2002 году здесь начались раскопки под руководством Карла Байпакова. Интересно то, что территория занимает 10 га. В 2005 году памятнику было дано название «Городище Жайык». На месте древнего города в 2002 – 2005 годы вели совместные исследовательские работы сотрудники Алматинского Института археологии имени Алькея Маргулана и специалисты Западно – Казахстанского областного Центра истории и археологии. С 2012 года специалисты областного центра возобновили исследовательские работы.

Территория городища Жайык на юге и юго-востоке граничит с рекой Урал, а другую сторону окружают природные овраги. На территори не были обнаружены следы каких-либо антропогенных ограждений. В результате археологических раскопок на территории городища выяснили, что здесь находились несколько жилых, общественных и хозяйственных объектов. Сегодня нам известны: печи для обжига кирпича и извести, городская баня, жилые помещения и мавзолеи городского кладбища. В местности Желтау городища Жайык расположено кладбище старого города. Найдены три большие погребальные мавзолеи. Последний был раскопан в 2012 году. В 4-5 километрах от него внизу находится сам город. Среди памятников найденных на месте города можно обособить средневековую баню. Принадлежит эпохе Золотой Орды.

Было доказано, что в 14-ом веке здесь находился город эпохи Золотой Орды. На сегодняшний день здесь найдены 4 цитадели, 2 кирпичеобжигательные печи. Одну из них нашла команда Карла Байпакова в 2002 году, а другую нашел я в 2012 году. Рядом с ней была найдена печь для обжига извести. В 2015 году нашел печь для обжига керамической посуды. Если говорить о кладбищах, то там были найдены большие и маленькие погребения. В большом мавзолее были захоронены 11 человек. Один из них похоронен выше. Во втором памятнике похоронен один человек. В третьем я сам проводил раскопки в 2013 году. Были найдены три человеческих черепа. Кости полутора человек. Эти памятники доказывают, что и в то время бывали факты ограбления. Кости хаотично разбросаны.

Найденное в городище Жайык погребение эпохи бронзы

Рассматривалась ли возможность создания музея под открытым небом городища Жайык? К цивилизации какого века относится место этого древнего городища?

– Уральск – один из примечательных городов Казахстана. И нахождение рядом с Уральском городища Жайык – это как-будто трофей истории. Здесь есть не только место средневекового города, также есть 4-5 курганов эпохи раннего железа. В 2012 году к юго-востоку от печи был обнаружен мавзолей молодой девушки. Ноги и руки девушки скрючены. Этот памятник принадлежит эпохе бронзы. Мавзолей входит в Андроновскую культуру. По суждениям людей эпохи бронзы, у них было понятие, что, «если после смерти человека похоронить в скрюченном положении, он как будто будет находиться в материнской утробе». В местности расположенной в 2-х километрах ниже вдоль Урала была вода. То есть эти земли стали местом обитания людей начиная с эпохи ранней бронзы. Необходимо отметить, что здесь были сформированы две культуры. Первая – культура кочевников, вторая – средневековая городская культура.

В 2012 году сотрудники Западно-Казахстанского областного Центра истории и археологии подняли вопрос открытия музея под открытым небом. На сегодняшний день памятник находится под охраной государства, ежегодно проводятся комплексные исследовательские работы. Этот город, как Сарайшык, был одним из цивилизованных средневековых городов имеющий огромное значение. Результаты археологических исследовании доказывают, что в эпоху Золотой Орды городище Жайык был высоко цивилизованным центром, со своим развитым производством и ремеслом. Жайык является основой сегодняшнего Уральска.

В последнее время бытует мнение что, «основу города Уральска заложили в 1613 году казаки». Как показывают последние исследовательские работы, задолго до прихода казаков в этом месте уже был большой город. А с какой целью и по какой причине сюда прибыли казаки это мы хорошо знаем из исторических сведении.

Восстание Уральских казаков, художественная картина

Результаты археологических исследовании доказывают, что в нашем регионе в ХІІІ веке уже была сформирована городская культура. Эта новость была подтверждена со стороны ученых в сентябре 2012 года на международной научной конференции организованной Западно – Казахстанским областным Центром истории и археологии. Поэтому углубленное научное исследование этого памятника истории и культуры, пропаганда его результатов имеет актуальное научное и культурное значение. Это дает возможность расширить наши познания о нашей средневековой истории, которая не изучена в полной мере, глубже понять процессы этногенеза казахского народа и других народов Жайыкского региона и открыто отказаться от фальсифицированных исторических фактов и решений.

Вопросы охроны археоголических памятников не вызывают удовлетворения. Столько памятников нашей бескрайней степи не переданы под охрану государства. Если честно, то музей под открытым небом Сарайшык, остался без охраны, и находится на грани разрушении и разгрома. Как обстоят вопросы по сохранению городища Жайык? В целом удовлетворены ли Вы работой по сохранению наших исторических ценностей?

– Половодье реки Урал не причиняет никакого вреда этому городу. Я лично сам, когда проводил археологические раскопки состоящие из 5-и этапов заметил, что город в свое время находился под водой. Спросите как? Найдены 4-5 наконечников стрелы. Наконечники стрелы встречались бы намного больше, если бы это была эпоха набегов, битв. Кроме того во время раскопок помещения цитадели были чистыми. Если бы это была какой-либо эпохой набегов, то внутрение принадлежности все были бы разбиты, разбросаны. Предпологаю, что, город расположенный в низовьях горы в то время был затоплен. Будто бы была угроза размытия. И кажется что народ поняв это, перейдя через горы на эту сторону, перебрались на территорию современного города Уральска. В 1986-87 годы в местности Курень одного из районов расположенных на окраине Уральска были найдены прямоугольные кирпичи средневекового города. Сейчас невозможно в тех местах вести раскопки. Так как там расположены жилые комплексы.

В последнее время правительство обратило внимание археологическим исследованиям и открылась огромная возможность исследовать историческое наследие страны. Со стороны Атырауской области и государства выделены финансы и ведутся работы по сохранению и повторной реставрации городка Сарайшык. Это тоже является проявлением заботы к этой сфере и сохранению нашего исторического наследия. В рамках программы «Мәдени мұра» («Культурное наследие») десятилетиями укрепилась забота археологических памятников. Еще достаточно исторических мест требующих археологических раскопок. Если даже не откроем им всем музеев под открытым небом, было бы достаточно взыть под охрану государства. Открытие музея – комплексная работа. К тому же требует постоянного выделения финансов со стороны государства. Поэтому радует тот факт, что правительство обратило внимание к истории и археологии.