Ж. Малибеков: Надо развивать национальную культуру
12.10.2016 1883
Профессиональная деятельность автора Государственного герба РК Ж. Малибекова мало известна

Жандарбек Малибеков – известный архитектор, профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, автор Государственного герба Республики Казахстан. Это факты, известные каждому школьнику. Биография архитектора известна и доступна в интернете. Но профессиональная деятельность Ж. Малибекова менее известна. В связи с этим мы решили встретиться с известным архитектором на его рабочем месте, в кабинете архитектурного факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 

За 51 год профессиональной деятельности он внес большой вклад в строительство зданий и сооружений Астаны и других городов. Среди них техническое обоснование мечети «Нұр Астана», национального центра нейрохирургии в г. Астана, рабочий проект ЖК «Алатау», рабочий проект комплекса зданий «Егемен Қазақстан», лабораторный корпус и общежитие ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, здание посольства Казахстана в г. Ташкент и много других зданий. В голове у знаменитого зодчего еще много интересных идей. Например, на архитектурном факультете ЕНУ им. Л.Н. Гумилева размещен макет Турецкой академии. 


Еще один проект несколько лет не может пройти бюрократические ступени государственных органов. Неоднократно Ж. Малибеков подавал на конкурс в МОН РК проект по «умной юрте», по аналогии с форматом «умный дом». Действительно, юрта – это уникальное жилище, созданное человеком, мобильное, многофункциональное, теплое. 

- А на научную работу у вас остается время? 

- Да, сейчас я работаю над книгой по истории становления государственных символов. Недавно закончил рецензию на книгу ученых-историков «Президент Н.А. Назарбаев и государственная геральдика Республики Казахстан». 

- Что вы можете сказать о рукописи? 

- Я ее внимательно, постранично просмотрел. Хорошо раскрыта историография проблемы, история становления мировой геральдики, проведена главная мысль, что Президент - основатель государственной геральдики Казахстана. Материал большой, хороший. Но раскрывая историю геральдики, надо говорить о ее национальных особенностях, наличии таких институтов как тамга. Тамга ведет глубокую историю с сакской и даже досакской эпох. В целом, могу рекомендовать рукопись к изданию. 



- Тамга характерна именно для кочевых народов?

- Кочевники, кочевые народы, мне не нравится это слово. Кочевники – то есть народ без дома, без страны. Как будто тюрки, казахи не были народом, не были государством, не имели культуры и цивилизации. Это даже не раб. Но мы не сможем сразу уйти от этого термина. Я всегда говорю, что слово «кочевник» не признаю, даже книгу И. Есенберлина «Кочевники» принципиально не читал. А мы разве кочевники? Мы не пришли неизвестно откуда, никуда не ушли. Мы живем в великой степи, у нас есть своя великая степная культура. У каждого народа есть своя культура, у русских, немцев, американцев. А у нас своя степная культура. Культура свободного, демократичного народа. 

- Тамгу можно сравнить с гербами европейских народов? 

- Вот все ссылаются на немецкий герб, скандинавский герб. Но они – Европа, это по сути одно государство, даже скандинавов не нужно с немцами сравнивать. И нам не надо на германскую геральдику ссылаться. 

- Объясните, пожалуйста. 

- Объявив независимость, мы стали новым государством, получили казахстанскую независимость. Но мы по-прежнему ценим европейские достижения. В нас сохранилась ментальная зависимость от Европы, России. Европа развивала свою геральдику, создавала необходимые институты, это естественный процесс. Это происходило как в Европе, так и в России и в Америке. Если у нас не было герба, нам не надо смотреть на европейские гербы, и каждый раз подчеркивать их превосходство. Пора нам отказаться от рабского мышления и перейти на другой уровень, раскрывать национальную специфику, писать свою историю. 

- Одним из элементов в казахстанской геральдике является орнамент.

- Да, орнамент – это не просто слово или декоративное оформление. Орнамент – это целый институт, целая культура, целый язык, прикладное искусство. Есть звериный стиль в орнаменте с сакской культуры, на него надо ссылаться. С орнаментом связаны многие бытовые традиции. Орнамент разный бывают, объемный-не объемный, прикладной – не прикладной. Над этим надо работать. 


В заключение хотелось бы отметить, что Ж. Малибеков настоящий патриот, ревностно переживает за свою культуру, всегда акцентирует внимание на национальной культуре, продвигает свои взгляды в учебно-воспитательном процессе.

А. СУЛЕЙМЕНОВ