Помни имя свое
09.03.2017 2060
Вы знаете, что потеря Бога приводит к манкуртизму? Спектакль «Манкурт. Вечный раб» посвящен тому, что происходит с человеком, когда он теряет своего Создателя

В Астане в Государственном академическом русском театре драмы им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Манкурт. Вечный раб», созданного в рамках Государственной программы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Автор постановки – известный режиссер Барзу Абдураззаков (Таджикистан).

ГАРДТ им. М. Горького подготовил для своих зрителей премьеру, потрясающую воображение, способную перевернуть мировоззрение и открыть глаза на то, что ранее ускользало от внимания.

Соединив бессмертные творения Чингиза Айтматова, Альбера Камю, Джорджа Байрона, Венедикта Ерофеева и Евгения Шварца режиссер Барзу Абдураззаков создал масштабное полотно, охватывающее внушительный временной отрезок в несколько сотен лет.

Смелое сценографическое решение, оригинальные костюмы и нешаблонное музыкальное оформление продолжают идею, заложенную автором – исследование причин, заставляющих свободно мыслящих людей превращаться в слепых исполнителей чужой воли, в смертельное оружие преступников - рабов, зомби, Манкуртов.

Своим видением спектакля поделился Сейдахмет Куттыкадам – известный журналист и писатель, общественный деятель, член Казахстанского Пен-клуба, главный редактор журнала «Мысль».

- Сейдахмет Рысходжаевич, расскажите, пожалуйста, какими были Ваши первые впечатления после просмотра спектакля?

- Удовлетворение, от того, что есть еще художники, которых волнуют серьезные онтологические проблемы жизни, смерти, духа, свободы и неволи. Эта притча о духовном рабстве в нынешнюю эпоху потери культурных ориентиров и всепроникающей потребительской психологии очень важна.

- Что Вы думаете о решении режиссера соединить несколько литературных произведений?

- Мне поначалу показалось, что Барзу Абдураззаков взялся за неподъемную задачу соединить в одном спектакле абсолютно разные эпохи, разные культуры, разных художников и разные литературные течения. Было опасение, что получится некая эклектическая и неудобоваримая смесь. Но режиссер смог найти во всех них вечную, неизменную и объединяющую идею, заключающуюся в вопросе: что есть человек? Получилась симфония, где каждое произведение имеет свою тональность: здесь трагифарсовость Ерофеева, назидательность Шекспира и гротескность Шварца, но обрамляющей канвой первой части является «Осадное положение Камю» с его экзистенциализмом, а второй – «Буранный полустанок» Айтматова с его символизмом. Натуральные рельсы из-за вторичных кулис, направленные прямо в зрительный зал и невидимая зловещая комета, несущаяся к нам, делают зрителей соучастниками событий, происходящих на сцене.

- Насколько, по-Вашему, отличаются друг от друга обе части «Манкурта» и насколько они дополняют друг друга?

- Для полного понимания замысла художника этот спектакль надо смотреть минимум три раза. Но по первому впечатлению, первую часть можно назвать экзистенциально – назидательной, а вторую – экспрессивно-символической и они гармонично дополняют друг друга.

- Что Вы увидели в образах каждого героя? Возможно, Вы узнали в них каких-либо литературных героев? Исключая, разумеется, самого Манкурта и Найман-Ана. 

- В спектакле мы наблюдаем галерею социальных символов, где каждый олицетворяет определенный образ. Здесь: диктатор, шут, чиновник, служанка, лизоблюд, вертопрах, идеалист… Мне показался интересным образ Императора – это микс Бенито Муссолини и диктаторов из латиноамериканской литературы, колоритен и достоверен образ чиновника. Необычна натуральная демонстрация влияния на общество подконтрольных диктатуре СМИ в виде листовок, покрывающих землю.

- Если рассматривать спектакль с исторической точки зрения, то что Вы в нем увидели?

- Этот спектакль вне времени и пространства, он описывает вечные проблемы, и каждый зритель в каждой стране может усмотреть в нем свои обстоятельства и своих «героев». Повсеместное бездушие власти, разрыв социальных связей, потерянность человека… Но, как говорил Камю: « В механизме этой власти есть один изъян – человеку достаточно преодолеть страх, взбунтоваться и тогда машина заскрипит».

- Насколько режиссеру удалось раскрыть тему религиозного экстремизма и терроризма?

- Как любое глубокое художественное произведение, сценарий этого спектакля многослоен. И одной из важных его тем является угроза религиозного экстремизма и терроризма. Мы видим здесь описание «технологий» зомбирования, которые используются в экстремистских и террористических организациях, начиная от ассасинов в средние века и якудза - в XVII веке, до талибов, некоторых религиозных сект, боевиков ИГИЛа и других в наше время. Это серьезное предупреждение для всех – террористические и экстремистские организации стали глобальной угрозой. И с ней надо бороться в зачатке – об этом твердит спектакль.

- Кто для Вас является манкуртом? Вы сразу вспоминаете героя романа Айтматова или у Вас имеется о манкурте свое собственное представление?

- Чингиз Айтматов дал потрясающий образ манкурта. Его «верблюжья кожа» сравнима по своему символическому значению с «шагреневой кожей» Бальзака, их разница в том, что первая давит извне, а вторая сокращается из-за внутренних страстей. Для меня же «манкурт» – это человек, который: 1. Не читает книги духовного и культурного содержания, не умеет отличать добро от зла, не задумывается о смысле своей жизни и не приносит обществу пользу; 2. В погоне за «золотым тельцом» забывает все: честь, душу, родину, мать…

- Как можно преодолеть враждебное влияние манкуртизма на молодежь? Мы своим спектаклем, разумеется, говорим о трагедии рабского подчинения чужому влиянию, но какими еще путями можно достучаться до потенциальных жертв?

- Это одна из самых сложных современных социальных проблем. Конечно, молодежь имеет свою специфику, но она неотъемлемая часть социума. Поэтому, прежде всего, в обществе должны быть установлены честные и равноправные правила игры. И молодежь надо воспитывать в любви к духовности, к своим корням и своему отечеству, не столько сотрясением воздуха, сколько личным примером власть имущих, властителей дум и родителей.

- И последний вопрос: любимый момент в спектакле?

- Конечно, финальная сцена с призывом к зрителям: «Помни имя свое!» Помни, что ты Человек – создание Божье! Барзу Абдураззаков создал гуманистическое произведение, призывающее людей к духовности, к почитанию своих корней и Отечества, и спасибо театру имени Горького за его постановку!

- Спасибо большое за интервью!

Напомним, о манкурте рассказывает тюркская легенда, которую популяризировал Чингиз Айтматов в романе «И дольше века длится день». В ней речь идет о том, как человека превращают в бездушное рабское создание, полностью подчиненное хозяину и не помнящее ничего из прошлой жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своем родстве. 

 

Беседу вела Наиля ГАЛЕЕВА

зав. литературной частью ГАРДТ им. М. Горького

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)