Воспетый в эпосах Кобыланды батыр
08.11.2019 5847
Кобыланды батыр действительно был народным героем. Он воевал не за награды и славу, а во имя своего народа

Поэтому о нем слагали легенды, ему посвящали исследования, а его жизненный путь был объектом изучения как отечественных, так и зарубежных историков. К слову, только один эпос о нем имеет 29 вариаций, что говорит о народной любви к батыру. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет о феномене казахской истории - прославленном Кобыланды

 

История казахского народа располагает весьма обрывочными фактами, а потому довольно противоречива. Исключить эти исторические несоответствия помогает многовековые традиции устной народной истории, благодаря которой из поколения в поколение передавались легенды и эпосы о жизни замечательных людей своего времени. Так, до нас дошел величайший образ, описанный в эпосе «Кобыланды батыр».

Историки утверждают, что самый древний вариант эпоса не сохранился, однако современные ученые могут оперировать вариациями эпоса, записанными со слов акынов XIX века Биржана, Даулетше, Досжана, Кабыла, Марабая, Мергенбая, Мурына, Нурпеиса, Суюншала, Шапая и других. Исследователи особенно выделяют труды акынов Даулетше и Марабая, которые вошли в основу публикации Ыбырая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия», выпущенной в 1879 году. Отрывки эпоса в разные годы были опубликованы историками и публицистами Абубакиром Диваевым, Сабитом Мукановым, Григорием Потаниным, Сакеном Сейфуллиным, Василием Радловым, эпосу были посвящены научные работы Мухтара Ауэзова, Алихана Букейханова, Хажима Жумалиева, Алькей Маргулана и других. Каждый из этих выдающихся умов вносил свою лепту в раскрытие образа народного героя, всю свою жизнь посвятившего защите родной земли от захватчиков.

Считается, что Кобыланды родился в семье одного из самых досточтимых и знатных кыпчакских баев Токтарбая. Токтарбай слыл тем редким степным владыкой, которому неведомы были такие человеческие пороки как жадность и корыстолюбие. Летом он кочевал вблизи прозрачного озера Казыколди, которое издавна облюбовали себе белоснежные лебеди. Зиму проводил на южных склонах гор Караспан, где травы густы в любое время года. Эпос рассказывал, что как бы ни складывались дела, Токтарбай всегда делился с дальними и ближними соседями всем, чем обладал сам.

Однако у Токтарбая была своя печаль. Годы давали о себе знать. Ему давно перевалило за седьмой десяток, а наследников у него так и не появилось. Он сильно переживал, что в просторной и богатой юрте так и не прозвучит звонкий, пронзительный детский голосок. В тягостных размышлениях о будущем в непрестанных слезах проходили дни Токтарбая и его жены Аналык. Соплеменники жалели и поддерживали их. К огромной радости для всех стала весть о том, что случилось чудо. В свои пятьдесят лет Аналык нежданно-негаданно зачла и родила сразу двоих – сына и дочь, которых назвали Кобыланды и Карлыгаш.

Брат с сестрой были неразлучны и очень любили друг друга. Карлыгаш росла красавицей, а Кобыланды - сильным, ловким и очень смелым мальчиком. Он прекрасно держался в седле, метко стрелял из лука, ходил на охоту и никогда не возвращался с пустыми руками. Когда Кобыланды возмужал и превратился в настоящего юношу, не было ему по силе равных по всей округе.

Эпос не сохранил описания внешности Кобыланды, однако в еще одном знаменитом эпосе «Едыге» упоминается, что его плечи были размером в большой казан, а волосы были уложены согласно традициям кочевых народов (айдар).

Когда пришло время искать себе невесту Кобыланды решил, что ею может быть только красавица Кортка, дочь хана Коктемаймака, правящего страной Кызылбасов. По легенде, жених, претендующий на руку красавицы Кортка, должен был сбить из лука золотую монету, подвешенную на высоком шесте. Много месяцев соревновались между собой многочисленные батыры. Всем хотелось породниться с правителем Персии и только юный Кобыланды удостоился этой чести. Он сбил монету и увез Кортка в казахские степи.

Кобыланды батыр был лучшим в стрельбе из лука, поэтому нет ничего удивительного, что именно он выиграл состязание среди многочисленных джигитов, претендовавших на руку Кортка. Кстати, согласно эпосу, Кортка, увидев Кобыланды батыра, сразу в него влюбилась, показывая, что она не была безмолвным призом победителю.

Вместе с Кортка пришел в судьбу батыра и верный конь Тайбурыл, которого супруга вырастила специально для мужа. В эпосе «Кобыланды» Тайбурыл описан как конь невероятной красоты и силы. Он несся подобно ветру и стал для батыра постоянным спутником, верным другом, выносящим на своем загривке из любого боя, из любой беды.

 

«Незабвенная моя Кортка, - проговорил он мысленно, только сейчас по-настоящему проникаясь уважением ко своей невесте, денно и нощно готовившей ей скакуна, - Ты всегда напоминала мне, что конь – крылья джигита. Теперь я понял тебя, моя бесценная Корткасулу. Ну что ж, покажи Тайбурыл, на что ты способен. Лети как на крыльях. Я поклялся, что никому не дам опередить себя в силе и отваге, ни перед кем не склоню гордой головы. И ты не позволяй обойти себя ни одному из прославленных скакунов, держащих хвост на отлете и носящих длинную гриву»

 

В то время в степи правил Абулхаир хан. В 1447 году присоединил он к своим владениям города среднего течения Сырдарьи Сыганак, Аккорган, Озген и Сузак. Согласно его указа столица государства из Туры (современный город Тюмень Российской Федерации) была перенесена в Сыганак. В 1451 году Абулхаир пришел в Самарканд, стал зятем правителя Улугбека, женившись на его дочери Рабие Султан Бегим.

Стоит отметить, что Абулхаир являлся очень удачным правителем. Он правил на протяжении сорока лет в Восточном Дешт-и-Кыпчаке. В одной из рукописей «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» его правление сравнивается с правлением золотоордынского хана Аз-Жанибека, т.е. период его правления считался «золотым веком» Восточного Дешт-и-Кыпчака. На протяжении сорока лет его государство развивалось, а народ переживал экономическое благополучие. Кроме того, первые тридцать лет своего правления он был довольно удачливым в военном плане, не терпел никаких поражений.

Хан Абулхаир пришел к власти в возрасте 16 лет и перед ним стояла трудная задача – выжить в междоусобной борьбе джучидов, потомков великого Чингисхана от сына Джучи. Абулхаир был силен и властолюбив, однако постоянные распри и междоусобицы чингизидов, сепаратизм кочевой знати родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полукочевников, а также внутренние и внешние войны подтачивали власть хана и целостность его государства.

В эпосе также рассказывается о стране кызылбасов и об их хане Казане, прослывший жестоким и властным властителем. Он не давал покоя большим и малым соседям, принося им неисчислимые страдания. У него было огромное войско, которым он сокрушал врагов, захватывал рабов и скот, привозил со всех четырех сторон света награбленное добро. Редко кто оказывал достойное сопротивление хану Казану и со временем он настолько поверил в свои силы, что захотел завоевать весь мир. Однажды, выждав удобное время, посадил он свое многочисленное войско на коней и двинул его на земли ногайлинцев и казахов.

Для того, чтобы защищать свою землю от набегов и опустошения Абулхаир призвал к себе всех батыров казахских земель. Возглавил войско хана Абулхаира Кобыланды батыр. В ожесточенной схватке лицом к лицу он победил хана Казана и избавил народ от его набегов. Но этим воспользовался другой кровожадный хан Кобекты, который сумел пленить отдыхавшего после боя батыра и заключил его в темницу.

Считается, что у хана Кобекты была дочь Карлыга, рожденная от пленной казашки. Карлыга влюбилась в Кобыланды и помогла ему бежать из плена. Помимо этого, Карлыга решилась на предательство родного отца, открыв Кобыланды способ, которым можно было уничтожить грозного Кобекты.

 

«На кольчуге моего отца не хватает четырех колечек - сказала она, - и если попасть стрелой в это маленькое отверстие возле пупка, то Кобекты будет повержен».

 

Кобыланды внял совету Карлыги и убил врага точным выстрелом. Однако это предательство оттолкнуло его от девушки. Он решил, что нельзя доверять той, что способна предать самого близкого. Кобыланды вернулся к Кортка, а Карлыга с тех пор стала его боевым товарищем.

Много битв они провели вместе, много победили врагов и удалось Карлыге завоевать доверие Кобыланды. Он взял ее своей второй женой.

Кобыланды бился с ойратами и калмыками. Он провел всю свою жизнь, как и подобает батыру, верхом на коне. Люди слагали легенды о храбрости и силе казахского батыра. Он никогда не расставался со своим мечом, защищая родину, и не давал родной земле услышать детский плач и материнский крик.

Шел 1457 год. На Сырдарьинскую область с целью грабежа направился отряд калмыков под предводительством Узтимур тайшы. Надо отметить, что до этого времени Абулхаир не терпел больших поражений, а потому считал, что раз сумел сразить всех своих врагов, то без труда справится с набегами калмыкского тайшы. Абулхаир хан дал бой противнику под Сыганаком. Недооценивший врага Абулхаир хан потерпел сокрушительное поражение. В этой битве погибли его любимый сын Ахмет и племянник Бахыт-Бахтияр. После этого поражения Абулхаир вынужден был заключить мир на крайне унизительных для себя условиях, отдать врагу в заложники (аманат) своего внука и отправить своих послов к темуридам, которые признали Узтимур тайшы равным по статусу с Абулхаиром. Это поражение стало ключевым моментом ослабления власти Абулхаира.

Несмотря на поражение, опорой и надеждой Абулхаира оставались верные люди: главнокомандующий его войском смелый и отважный Кобыланды батыр, который был непререкаемым авторитетом среди воинов, умный и справедливый советник Дайыркожа, более известный как Акжол би. Он всегда давал хану мудрые советы, в основе которых были интересы государства и населяющих его людей.

Но случилось так, что дворцовые интриги и пересуды посеяли вражду между этими двумя достойнейшими людьми, зависть Кобыланды вынудили их сойтись в битве, которая закончилась смертью бия и победой батыра. В плаче акына Кодана есть такие строки, сохранившиеся благодаря трудам Шакарима Кудайбергенова:

 

«Зачем ты, мой жеребенок, вступил в бой с этим Кобыланды?»

 

Эта смерть от рук Кобыланды вынудила род аргынов, к которому принадлежал Акжол би, требовать от Абулхаира выдачи батыра для расправы. Самыми влиятельными султанами того времени были Керей и Жанибек. Они лично пришли к Абулхаиру чтобы просить о суде биев над Кобыланды. Но Абулхаир хан не мог отдать своего сильнейшего воина и ответил Жанибеку и Керею отказом. Существует мнение, что Абулхаир побоялся выдать батыра, потому что от него откочевали бы все кипчакские племена. Он предлагал султанам выплатить выкуп за троих. Аргынцы не согласились с этим предложением и в знак протеста тайно откочевали в сторону Могулистана. Так в 1465 году было образовано Казахское ханство.

Вместе с тем, Кобыланды продолжил свои ратные подвиги. В эпосе также рассказывается о его участии в политической жизни Ногайской орды, о его походах на Казань, о битве с потомком Едиге Альшагиром. Много врагов полегло от его меча, а сам он стал народным любимцем, покрывшим себя славой. И погиб Кобыланды как подобает батыру в битве в седле и с оружием в руках, которое он никогда не вкладывал в ножны. Его убийцей стал Орак батыр, сын Альшагира, который сразил его на территории современной Актюбинской области.

В 1969 годов останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобыланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобыланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.