Почему Алихан поверил фельдшеру
13.12.2018 1714
К 101-летию автономии Алаш портал NDH знакомит своих читателей со свежими сведениями из жизнедеятельности просветителей Алаша.

В продолжение статьи мы расскажем о семейной жизни медицинского деятеля Аманбая Шегирова, о судьбе его брата Жаманбая, а также поднимем вопросы популяризации забытых имен.

 

Читайте: Целитель Шегиров 

Родство с идеями Алаш. Письмо Алихана. Чрезмерная вера

Будучи работником медицинской сферы, какое же отношение к Алаш Орде имел Аманбай Шегиров? С кем из алашординцев он общался? Как развивались его отношения с лидером Алаш Орды Алиханом Бокейхановым? Всем известно, что помимо своей профессии каждый алашординец оставил след и в других сферах. Наряду с решением общественных вопросов,  они также решали вопросы народного просвещения. На это они шли осознанно и справедливости ради выполняли этот долг с честью. Врач Аманбай Шегиров и лидер алашординцев Алихан Бокейханов были в тесных отношениях. Характеризуемый как «Руководитель всего религиозно-политического движения Казахской степи» А.Бокейханов 8 января 1906 года был задержан и до 15 апреля находился в Павлодарской тюрьме. В тюрьме он написал письмо члену Государственной Думы А.М. Колюбакину. Полный текст письма приведен на 46 странице 5-го тома произведений Алихана Бокейханова, составленного и выпущенного ученым Султан Ханом Жусупом [1].  

Уважаемый Александр Михайлович!

 

Сердечно рад, что вы избежали беды от черносотенцев, остроумно их провели. Прошу напечатать в газете «Наша жизнь» 14 страницу этого письма. На страницах других подобных газет вы можете узнать о моих злоключениях. Вместо съезда К.Д. в качестве члена я попал в тюрьму. Передаю мой большой привет Д. И. Шаху.

 

Крепко жму Вашу руку

А. Букейханов

В конце письма, зная, что его переписка тщательно контролируется, пишет следующее: если пожелаете написать письмо, то пишите: Павлодар. Медицинскому фельдшеру Аманбаю Чегирову, а внутри Алихану Нурмухамедовичу Букейханову. До встречи в Думе. Это означает, что именно Аманбай Шегиров был тем посредником, кто передавал письма в тюрьму Алихану Бокейханову. Если судить по тому, что Алихан Бокейханов всецело полагался на фельдшера А. Шегирова при передаче полных секретов писем, то становится ясно, что Бокейханов возлагал большие надежды на Аманбая Шегирова. 

 

Становление лидером корифея казахского просветительства Алихана, вселило надежду в сердца каркаралинской молодежи. За ним последовали Алимхан Ермекулы, Мухамедия Оспанов, Жакай Байыров, Ныгмет Нурмаков, Мустафа Шантин, Аубакир Нурманов, Имам Алибекулы, Абжан Ногаев, Капал Кайсаков, Маннан Турганбайулы, Ракымбай Сапаков, Иманбек Тарабаев, и закономерно, что среди этой молодежи оказался и Аманбай Шегиров.

Любимые женщины. Семейное счастье. Оставленный след

Первая жена Аманбая Шегирова Балчекен Сарсенбайкызы также училась  в Томском медицинском техникуме. Акушеркой, которая была принята членом Общества фельдшеров Каркаралинского уезда, оказалась именно она. В исследованиях Е.Мустафина записано, что Балчекен Шегирова была освобождена от работы по собственному желанию и по инвалидности. Е.Мустафин опирается на архивный документ «Приказ № 110 от 21/II - 31 г. Акушерку помощи на дому Чигирову Бальчикен, зачисленную с 5/ VIII - 30 г. на работу и проработавшую до 1/I - 31 г., после болезни с 1/I - 31 г. по 20/II - 31 г. считать освобожденной от занимаемой должности по собственному желанию и инвалидности с 25 февраля 1931 года. Основание: заявление акушерки Чигировой от 10/I - 31 года» [2].

Вторая жена Аманбая Шегирова Дильшат родом из знатной купеческой семьи Бекметевых. Ее отец - Губайдулла хаджи Бекметев - был очень уважаемым, почтенным человеком. Хозяин синего дома Халиолла, где останавливался построивший мечеть в Каркаралинске Кунанбай, а позже и Абай, был двоюродным братом Губайдоллы. Отовсюду больные и немощные стекались к его дому. Губайдулла хаджи знал дороги к святым местам. Потерявшие зрение просили о прозрении, бездетные молили о ребенке. Привозили больных с уже запущенной болезнью, психических больных, парализованных. Сначала ночевали на могиле Кыз аулие, затем только можно было идти к Жиренсакал аулие. В противном случае, все усилия были напрасны. Приезжавшие ночевать в святых местах первым делом шли поздороваться с Губайдуллой хаджи. Приезжавших к нему он водил ночевать на могилы святых и потом толковал сны, которые они видели. Дильшат была среднего роста, худощавого телосложения, была хозяйственной, вкусно готовила, умела шить и вязать. Она умерла 27 мая 1977 года в Алматы, похоронена на Кенсайском кладбище.

От двух жен А. Шегиров не имел детей, поэтому он всячески помогал в воспитании детей своих братьев Жаманбая и Ибрая. Многие из них выросли в большом доме Аманбая. Например, сын рано умершего брата Ибрая - Нурпеис - воспитывался у него, а старшую дочку своего брата Жаманбая - Нуржамал - он удочерил, а впоследствии и ее дочку Искраиду, 1925 г.р., записал на свое имя, и она считалась дочерью Аманбая Чигирова. Вся это информация получена из статьи Е.Мустафина «Останется в памяти народа».

Нурпеис Ибраев учился в Алма-Ате в сельхозинституте, по окончании его забрали на фронт, 5 лет он был связистом, имел много боевых наград. Умер в 1998 году в Туркмении. А Нуржамал, достигнув брачного возраста, вышла замуж за Молдабаева Ташима Бухарбайулы. Некоторое время они жили в Ташкенте. 

Аманбай удочерил еще одну дочь Нуржамал в 1925 году и назвал ее Искраида. С успехом окончив юридический факультет, Искраида выходит замуж в 1947 году за Колчаева Курбана, который работал прокурором в Джалалабадской области. В 1955 году у нее умирает муж и она с детьми Батырланом, Светланой и Насипом возвращается в Казахстан. В 1961 году во второй выходит замуж, от этого брака рождается дочь Мая.

Искраида Аманбайкызы с 1965 года работала членом Алматинского областного суда, с 1970 по 1985 годы была председателем Каскеленского районного суда Алматинской области. Умерла в 1985 году.

Также сохранились сведения о двух братьях и сестре Аманбая. В те времена, когда Жаманбай с братом Аманбаем уезжали учиться, уезжавшим запрещалось носить одинаковую фамилию, и тогда Жаманбай записался на имя брата своего отца Манабая и стал Манабаевым. По ошибке в документах вместо Манабаева записали Мананбаев. Сейчас потомки носят фамилию Мананбаевы.

Жаманбай Мананбаев (на фото) родился в 1877 году (на фото), окончив в Томске лесной техникум, получил специальность технолога лесоводства и приехал в Каркаралинск. Работал в Кентском лесничестве технологом. Жаманбай Мананбаев как объездчик Боктинской лесной дачи (на территории Каркаралинского района) и лесник Кентской дачи Бектурсын Бекхожин в мае 1912 года были награждены императором Николаем ІІ серебряными нагрудными медалями «За усердие» на Станиславской ленте. 

В тяжелые годы всеобщего голода семья Жаманбая была вынуждена переехать в далекий Харьков. Он скончался там в 1941 году. О судьбе Ибрая известно лишь то, что у него от первой жены Дины родился сын Билял, который без вести пропал на войне. После смерти жены Ибрай женился вторично. От второй жены родились Нурпеис, Нургайша, Нургайн, Абдихан и Абдиахан. Ибрай, его вторая жена, все дети от второй жены, кроме Нурпеиса, умерли в голодные 1932-1933 года.
Что нам известно о сестре Аманбая – Уримбале? Она вышла замуж за Кутпанбая. Было у нее два сына – Ракым и Нурлан. Дочь Нурлана Анел-апа, 1929 г.р., ныне проживает в Астане.

Следует знать. Вернувшаяся удача. Итоги

Собранные данные полностью доказывают то, что фельдшер, первый руководитель Каркаралинского обдества фельдшеров, хозяин первой в округе аптеки, общественный деятель Аманбай Шегиров был участником национально-освободительного движения, а также деятелем Алаша, который неустанно служил во имя свободы. Здесь стоит учесть тот факт, что в списках участников движения Алаш есть фамилия «А. Шегиров». Также следует не путать Аманбая Шегирова с участником второго всеказахского съезда в Оренбурге Ахметом Шегировым. Ахмет – выходец из Нуринского округа Караганды. Это одна из причин путаницы, возникшей у одного из его потомков адвоката Станисловаса Томаса, проживающего в Париже. Из-за фамилии Шегиров Томас считает, что Ахмет и Аманбай братья [2]. Однако, я познаю Аманбая Шегирова, как пассионарная личность, которая угасая вновь возникла из небытия. Я намерен изучать его и далее. Его соратники К.Тогысов, Н.Кулжанов, некогда приверженцы идей Алаша, спустя время охладели к интересам Алаш, а то и вовсе были настроены враждебно, но нашему герою были чужды эти взгляды, потому-то мы и зовем его деятелем истинным Алаша.

Смотрите: Фельдшер Аманбай Шегиров

После закрытия партии Алаш Аманбай Шегиров до конца своих дней занимался своим любимым делом врачевания. Это и делает его личность весомее, а деятельность ценнее. Для достойного познания личности Аманбая Шегирулы и его популяризации предлагаю следующее:

- Включить имя Аманбая Шегирова в список участников национально-освободительного движения Алаш;

- Вписать имя личности в энциклопедические сборники, в справочники по Алашу;

- Включить в список персоналии энциклопедии «Қарқаралы»;

- Предложить на рассмотрение ономастической комиссии города Каркаралинск о присвоении одной из улиц города или медицинского учреждения имя Аманбая Шегирова;

- Установить памятную доску деревянному дому, где раньше проживал Аманбай Шегиров;

- Открыть пути для глубокого исследования жизни и деятельности Аманбая Шегирова, организовать специальные экспедиции по маршруту Каркаралинск–Томск–Алматы–Кызылорда–Семей;

- Найти место захоронения Аманбая Шегирова и установить надгробную плиту;

- Выпустить небольшую книгу о детях, потомках Аманбая Шегирова;

- Стимулировать труды Е.Мустафина, Ю.Попова и других краеведов ведущих исследования по фельдшеру Алаша.

 

Литература:

1. Жусуп С. Алихан Бокейхан. Произведения. – Астана, Сарыарка, 2016.

2. Житель Парижа оказался потомком знатных казахов. // tengrinews.kz