Целинный ветер перемен
27.09.2018 1619
Сейчас Астана поражает жителей и гостей города своей футуристической архитектурой, но раньше, 60 лет назад, видом города нельзя было похвастаться.

Сведения о том, как развивался город в целинную эпоху можно найти в архивах газеты «Акмолинская правда».

В старом Акмолинске было много ветхих домов, даже без коммунальных удобств. Государственные учреждения, школы, библиотеки, медучреждения, как правило, располагались в приспособленных помещениях. Как сообщал А. Дубицкий, на начало 1961 года в городе на 115 тыс человек приходилось не более 600 тысяч кв. метров жилого фонда. Зелени было немного. Об асфальтированных и освещенных улицах акмолинцы могли только мечтать.

Ветер перемен подул после того, как Президиум Верховного Совета Казахстана 20 марта 1961 года переименовал Акмолинск в Целиноград, а Совет Министров СССР 16 декабря 1961 года принял постановление «О развитии г. Целинограда». На основе этих решений Ленинградский проектный институт «Ленгорстройпроект» вместе с научно-исследовательским институтом градостроительства и другими ведущими проектными институтами страны приступил к разработке генерального плана города. К концу 1962 года план был готов и утвержден Советом Министров Казахской ССР.

Чтобы ускорить осуществление намеченного, руководители города обратились за помощью к москвичам и ленинградцам, умело использовали возможности местных строительных организаций.

Шефы отнеслись к просьбе целинников с пониманием, решив своими силами и из своих материалов возвести в Целинограде несколько многоэтажных домов. За полгода они предоставили 650 благоустроенных квартир и четыре пятиэтажных школьных здания. Широкое применение получило индустриальное крупнопанельное строительство. На главной площади города развернулась подготовка к сооружению Домов Советов, а в комсомольском парке начали рытье котлована для фундамента Дворца целинников. Жилье возводилось компактными крупными массивами, с учетом бытовых удобств для людей.

Первым микрорайоном Целинограда, застраиваемым по генеральному плану, была улица Мира – от центральной городской площади до пересечения улиц Монина. Пролегла она через пустыри и возвышенности бывшего Северного выгона, на которых в годы Великой Отечественной войны образовались кварталы из маленьких саманных избушек с плоскими заливными кровлями. Перед тем как начинать строительство новых многоэтажных домов, приходилось сносить старые саманные постройки, выравнивать территорию и засыпать землей низины, где обычно скапливалась вода, из-за чего появлялись небольшие болотца.

Ленинградцы передавали свой опыт местным строителям, знакомили с новой методикой. Например, ценные знания переняли целиноградцы у прославленной бригады монтажников Полюстровского домостроительного треста «Главленинградстрой» И.Г. Шаповалова. Шаповаловская бригада, состоящая из 36 человек, смонтировала за год в Целинограде 24 пятиэтажных жилых дома.

За один 1962 год жилой фонд Целинограда увеличился на 115 тысяч кв. метров, сеть детских школьных учреждений и школ – на 2270 мест, столовые могли обслужить 300 мест. Кроме того были посажены сотни тысяч молодых деревьев, освещены главные улицы.

В конце января 1963 года рабочие треста «Целиноградстрой» М. Королев, В. Федоров, В. Маковей, С. Паточка и В. Горобец приступили к сооружению подсобных помещений в открытой степи, где по генеральному проекту должен был строиться микрорайон нового города. Экскаваторщики В. Бойчук и В. Потанин – к рытью котлована, а шоферы А. Лаптев, И. Еременко и В. Цыбенко – подвезли первые блоки фундаментов. Строителям участка Э.Л. Маницкова предстояло возвести здесь 16 жилых 80-квартирных домов, школу на 960 мест, два детских сада, детские ясли, магазины, столовую. Каждая квартира должна была иметь газ, водопровод, канализацию, горячую воду. Через одиннадцать месяцев, то есть в декабре 1964 года, государственная комиссия уже приняла 15 жилых корпусов этого микрорайона или 1160 благоустроенных квартир.

Вскоре в Целинограде, не считая машиностроительных и металлообрабатывающих, появились предприятия по производству керамзита, силикатного кирпича, цемента, асфальта, шлакоблоков, железобетонных изделий и конструкций.

На общем фоне преобразований города просматривались отдельные наиболее заметные вехи его истории. 1 октября 1962 года начались занятия в заново созданном Целиноградском педагогическом институте; 20 октября 1962 года был сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал.

4 ноября 1963 года в новом Целиноградском аэропорту осуществил посадку первый турбовинтовой лайнер ИЛ-18. 6 ноября 1963 года состоялось открытие Дворца целинников, начал работать телецентр, на улице Комсомольской было завершено строительство железобетонного пешеходного моста через Ишим.

В январе 1964 года вступила в строй высоковольтная линия электропередачи Целиноград – Караганда; 1 сентября начались занятия в вновь созданном инженерно-строительном институте, а 4 декабря – во вновь созданном медицинском институте; 4 декабря – из Целинограда выехал первый поезд на электротяге; 31 декабря закончено строительство семиэтажного Дома Советов.

13 января 1966 года сдали в эксплуатацию здание нового Целиноградского аэропорта.

В 1968-1972 годы в черте города было углублено и расширено русло Ишима.

19 октября 1970 года было завершено строительство Вячеславского водохранилища.

В сентябре 1971 года завершили строительство полиграфкомбината.

1 октября 1975 года СМУ «Жилстрой» приступил к закладке фундамента первого 16-этажного дома на центральной площади.

Это далеко не все, что было сделано. Целиноград строился, уверенно смотрел в будущее.