Гульшахара Досымбекова, заведующая Петропавловским детдомом
02.08.2023 2474

Столетие назад число детдомов в Акмолинской губернии на севере республики неоднократно увеличилось, т.к. в начале второго десятилетия ХХ века край настиг сначала джут, к нему прибавилась продразверстка, и, в результате, голод. Детские учреждения нуждались в руководстве, ведь контингент их резко увеличился за счет беспризорников и членов семей жертв массового голода 1921-1922 годов. Кто же в них осуществлял учебно-методический процесс? Каковы судьбы первых руководителей детских учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения? 


Пришлось перебрать массу документов и книг, прежде чем удалось собрать воедино образ удивительной подвижницы, педагога, лидера и просто красивого человека. В этом нам помогли фонды Госархива Северо-Казахстанской области и Госархива Оренбургской области.

… Досымбекова Гульшахара (Гуля) приходилась родной сестрой жены (балдыз) Миржакыпа Дулатова, Гайнижамал. Известны годы жизни Гульшахары (1900-1933). Гуля, в отличие от старших сестер, получивших домашнее образование, окончила Оскую женскую гимназию и, перебравшись в Петропавловск, заведовала одним из детдомов (№ 6) Петропавловска в 1923-1924 гг. Эти данные публикуются впервые. 

Условия работы были стесненными; помещения детдомов зачастую располагались в экспроприированных монастырях и частных домах. Педагоги старались охватить детей заботой и занять их внимание, настроить на продуктивную творческую деятельность. Об одном из детдомов города Петропавловска, а именно: мусульманском детдоме № 3, даже писала краевая оренбургская газета «Советская степь» весной 1923 года:

«Одним из образцовых детских домов Петропавловска является несомненно мусульманский детский дом № 3, который твердо пережил и победил все лишения и недостатки, неоднократно преследовавшие его в течение трехлетнего существования. В этом доме имеется 85 детей, 1 заведующий, 2 руководительницы и один политрук. Технического персонала не имеется, так как все работы исполняются самими детьми. Детский дом постепенно переходит на самооплату. Организована вязальная и переплетная мастерская. Намечены к открытию сапожная мастерская и слесарная. Все дети грамотные, обучаются на родном языке и на русском. Ведутся и политические беседы активными работниками, которые прикреплены к детдому губкомом. Шесть воспитанников детдома готовятся в рабфак и две успешно занимаются в художественной студии. Дети, чувствуя постоянную заботу о себе, и сами стараются запастись необходимыми знаниями, чтобы в будущем стать достойными работниками республики. Пожелаем и в дальнейшем плодотворного процветания мусульманского детдома и наилучших успехов в воспитании детей тружеников». 

Мы попытались найти фамилии заведующего и руководителей детдома № 3, и удалось выяснить следующее: Заведующий детдомом № 3 Акчурин Карим (по 1 марта 1923 г.); руководитель детдома № 3 Сагдеева Бибинур; руководитель детдома № 3 Мустаев Исхак (по январь 1924); руководитель детдома № 3 Давлеткильдеева Зугра (по 1 октября 1924). 

Надо пояснить, что в 1920 годы нередко идентификация учреждений обозначалась как «мусульманские». Так, в Петропавловске 19 декабря 1919 года торжественно был открыт Мусульманский рабочий клуб. Хотя в списках числились представители самых разных национальностей: татары, казахи, башкиры, сарты (узбеки) и т.д. См. Сведения о Петропавловском Мусульманском Рабочем Клубе (мая 1920). 

 

 

Летом 2023 года автором этих строк был обнаружен в фондах Госархива Северо-Казахстанской области источник, из которого следует, что Досумбекова Гульшахара работала в 1923 году заведующей детским домом. Ранее об этом не было известно; биографы указывают лишь, что ее социальная активность связана с городом Омском до революции и в ранний советский период. 

До сих пор специалистам было известно лишь то, что Досымбекова Гүлшахара (Гуля) оставила яркий след в истории общественных объединений Западной Сибири, т.к. она – одна из создателей и член правления казахских молодежных обществ «Бирлик» и «Жас азамат» в 1918 году. Выпускница гимназии 1917 года, затем она продолжила учебу в Сельхозинституте, или Сибакадемии (Сибак). В этом учебном заведении некоторое время учился и Смагул Садвокасов, хорошо знавший Гулю. Возможно, через нее Смагул познакомился с будущей женой; Лиза Букейханова была старшей подругой Гули Досымбековой. Смагул в тот период работал в союзе кооперативов Западной Сибири «Центросибирь».

Что известно о ее воспитании и родителях? 

Родителей ее звали Баймурат и Канипа.  Баймурат Досымбеков был врачом, собирал по просьбе Алекторова казахский фольклор. Семья жила в Омске, на Любинском проспекте (ныне проспект Ленина), в деревянном доме, недалеко от зернового рынка. У   Досымбековых было трое дочерей: Сара (1892-1972), Гайнижамал (1895-1940), Гульшахра (1900-1933).  После смерти отца их дядя (Оматай) заботился о Канипе женге и девочках. Сара и Гайнижамал обучались дома у учителя, а младшая в 1917 году окончила гимназию и влилась в бурлящую общественную работу города.

В газете «Сары арка» за 20 февраля 1919 года сообщалось о благотворительности:

«Приход-расход выручки вечера на казахском языке, проведенного молодежью Омска. Весь доход 6 392 руб. 15 коп. Чистый доход 3 189 руб. 25 коп. Сделали подарки: Султан Абрахимов - 300 рублей, Аккагаз Досжанова - 50 рублей и одну серебряную турецкую монету, Шаяхмет Отегенов - 23 рубля, Балтабай Боранкулов - одну серебряную ложку с вилкой, Амина Куанышева - золотой перстень, Гуля Досымбекова - серебряный перстень, Газиза Досымбекова - одну серебряную монету, Асфандияр Черманов - четвертушку табаку, Муратбек Сеитов - один фунт сахару, Жамин Толемисов -  фунт чаю. Всем объявляю благодарность от имени общества «Тилек» («Пожелание»). Габбас Тогжанов».

 Здесь встречаются фамилии прекрасных казахских девушек, жертвовавших свои украшения на проведение мероприятия на родном языке, поддержки издания «Абай» (выходил в Семее, редактор Жусипбек Аймаутов) и для нуждающихся студентов. Об этом писал в своем романе «Тернистый путь» Сакен Сейфуллин. К слову, за счет пожертвований земляков тогда смог продолжить учебу в Омске Смагул Садвокасов.

 

 

Золотой перстень на том вечере благотворительности пожертвовала и 16-летняя Амина Куанышева (в замужестве Кемелева) Амина Смагуловна (1903-1981). В девичестве Амина Куанышева, жила в Петропавловске в семье зажиточного казахского купца Куанышева. О ней и ее сверстницах написал в своей книге «След поэта» о Магжане Жумабаева историк Кайролла Муканов. Как удалось ему установить, в 1920 годы молодые образованные (медресе) девушки-казашки Петропавловска: Амина Куанышева, Жамал Бакшилова, Амина Нурумова, Жамал Тастемирова, Гульшара Жалтырова посещали театральные постановки. Их приобщили к работе в редакции газеты «Бостандык туы» - органа ревкома Акмолинской губернии. Таким образом она в 1923-1930 гг. находилась на советской работе: инструктор Сибирского отдела инспекции, заведующая губернским женским отделом Акмолинской губернии. Как выше подчеркнуто, работала в редакции газеты «Бостандык Туы» в Петропавловске. В газете регулярно печатались статьи женотдела, Амина работала по совместительству адвокатом в коллегии защитников в г. Петропавловске. 

По роду своей работы Амина и Гульшахара хорошо знали многих деятелей Алаш: А. Байтурсынова, М. Дулатова, М.Жумабаева, С.Сейфуллина, Ж. Шанина, Б.Майлина, Ж.Аймауытова, С. Муканова и многих других. Амина нередко была для них первым читателем, рецензентом и критиком. Ее супруг - Кемелев Али (Галий), преподаватель высшей математики в алматинском вузе, был репрессирован. В 1942-1949 гг. Амина Смагуловна преподавала казахский язык и литературу в Казахском педагогическом институте, а затем перешла на работу в Академию наук Казахской ССР как блестящий знаток казахского языка и литературы, высокообразованный специалист.

Возвращаясь к педагогической карьере Г.Б.Досымбековой, более она к ней не возвращалась. В 1924 году Гульшахра вышла замуж, ее избранником стал знакомый многих лидеров Алаш, 29-летний Ахметсафа Юсупов.  Ахмет-Сафа Юсупов – уроженец Тургайской области, учитель, участник просветительской акции «Красный караван», сотрудник редакций газет «Ак жол» и «Енбекши казах». Они переехали в столицу Казахской республики. Здесь, в Оренбурге, она работала в секретариате КирСНК – Казахского правительства, тогда его возглавлял Сакен Сейфуллин. Соответственно, была знакома со многими руководителями наркоматов: Н.Нурмаковым, М.Саматовым и др., муж ее хорошо знал А.Джангильдина. 

Находка наша дополняет биографию Гули Досымбековой-Юсуповой, ведь она не прекратила активной деятельности и после замужества. К сожалению, очень мало известно о ее жизни после ареста мужа. Она пыталась скрываться, как и многие другие члены семей репрессированных, на территории соседней кыргызской республики. Известно лишь, что она скончалась в 1933 году от тифа, в Таласском районе Кыргызской республики. 

 

 

Туда она перебралась с дочерью после ареста мужа, намереваясь избежать преследований.

Супруг Гули был арестован в 1929 году и расстрелян вместе с Жусипбеком Аймауытовым, Хайретдином Болганбаевым и другими активистами Алаш. В его «деле» записано следующее: Юсупов Ахмет Сафа. 1895 г.р., казах. Уроженец Батбаккаринского района Кустанайского округа. Место проживания при аресте: г. Кызылорда, ул. Селиверстова, 28. Образование низшее, беспартийный (хотя ранее в анкете он указывал членство в партии с 1920 года). Работал в редакции «Энбекши казах». Служащий. Арестован 29 января 1929 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации и антисоветской агитации. Приговорен к расстрелу 4 апреля 1930 г. Приговор приведен к исполнению 21 апреля 1930 г. Реабилитирован 4 ноября 1988 г. Место захоронения в Москве - Ваганьковское кладбище. Место хранения дела - ФСБ РФ.

Таким образом, благодаря архивным записям установлен факт работы Г.Б.Досымбековой в Петропавловске в должности заведующей детского дома № 6 в 1923 году. Среди женщин-казашек в системе просвещения Акмолинской губернии Досумбекова Гульшахара, была одной из немногих, светски образованных, тогда как в основном в те годы на руководящие должности назначались мужчины. 

То была харизматичная, сильная и интересная личность, Гульшахара Досымбекова. Ведь не каждая молодая девушка переехала бы из Омска в Акмолинскую область, чтобы оказать помощь детям-сиротам. Она безусловно многое пережила, делясь с чужими детьми душевным теплом, открывая свет знаний, организовывая досуг для своих маленьких подопечных. Через ее открытое сердце и добрые руки прошли десятки юных ребятишек.

Живы ли потомки Гульшахары и Ахмет-Сафы? Из воспоминаний племянницы, Гульнар Дулатовой (дочь Миржакыпа и Гайнижамал) известно, что в 1929 году 24 июня, при отправке вагоном в Москву своих арестованных отцов, она была на станции Кызылорда с другими детьми, а именно: сыном Жусипбека Аймаутова Виктором (Бектуром) и дочерью Юсупова Фаридой. Пока не найдены следы дочери Юсуповых; возможно она сохранила фамилию и отчество отца - Юсупова (или Жусупова) Фарида Ахметсафаевна, (или Ахметовна, Ахметсафовна?) Неизвестно также, как она перенесла смерть отца и матери, кто ее приютил, где она проживала в Кыргызстане или Казахстане? Как сложилась ее судьба? Поиски продолжаются…

 

На фото из Интернета: 1) Досымбекова Гульшахара (Гуля); 2) Амина Куанышева-Кемелева; 3) Оренбург, 1924 год. Дулатовы Миржакып и Гайнижамал (сидят) с дочерью Гульнар и Юсуповы Ахмет-Сафа и Гульшахара (стоят). 

Ниже прилагаем 2 фото автора из фондов Гос архива Северо-Каз области, сделаны в мае 2023 года.

 

 

Фото (автора) документов из архивных материалов ГАСКО: запись о работе Г.Досымбековой зав.детским домом № 6, 1923 год. 

 

Муканова Гюльнар, 

кандидат исторических наук, профессор,

ВНС Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова