Прошлое и будущее геологии Казахстана
16.08.2022 4279

Минерально-сырьевой комплекс страны играет важную роль в экономике республики. Отчасти, благодаря богатству недр, Казахстан преодолел важный этап в своей истории – период становления, в настоящее же время он продолжает стремительно развиваться в этом направлении.




Наследие прошлого

 

История развития геологии Казахстана тесно связана с именем первого президента Академии наук К.Сатпаева, чей вклад в ее становление неоценим: благодаря его труду и труду единомышленников, удалось создать минерально-сырьевую базу, обеспечивающую внутренние потребности страны и позволившую вывести ее на лидирующие места в мировом рейтинге по запасам полезных ископаемых.

Вывести богатства недр земли Казахстана на такой высокий уровень удалось, прежде всего, благодаря его любознательности, настойчивости и целеустремленности. Каныш Имантаевич, будучи 20-летним юношей, в 1921 году познакомился с советским геологом Михаилом Антоновичем Усовым. Это была, действительно, судьбоносная встреча. Михаил Антонович настолько увлек молодого Каныша рассказами о важности полезных ископаемых, что спустя время он стал студентом технологического института в Томске, где получил диплом горного инженера.

Первой победой в плане работы было открытие перспективного месторождения в Атбасарском тресте, с которым связаны последующие 15 лет его трудовой деятельности. В 1927 году Сатпаев обосновал значение Джезказганского месторождения, как важнейшей базы медной промышленности СССР. Позже идею поддержали на государственном уровне. Выявленные запасы недр Джезказгана вывели месторождение на лидирующие позиции в стране.

В 40-е годы Каныш Имантаевич, являясь авторитетным организатором науки в КазССР, был заместителем председателя филиала АН СССР, получил орден Ленина и в 1946-м году его заслуженно избрали первым Президентом Академии наук КазССР.

Заслуги Сатпаева не ограничиваются этими фактами: при его непосредственном руководстве также была составлена карта полезных ископаемых Казахстана; он участвовал в воплощении глобального проекта - канал Иртыш - Караганда.

В феврале 1956 года было создано Министерство геологии и охраны недр КазССР, признавая важность и значение недр земли Казахстана. С этого момента начинается усиленная работа по поиску и разведке месторождений. Каныш Сатпаев взял под личный контроль развитие связей между наукой и производством. Слаженная работа позволила значительно увеличить минерально-сырьевую базу страны и поспособствовала новым открытиям (нефтяное Тенгизское, газоконденсатное Карачаганакское месторождения, Бозашинский и Южно-Торгайский нефтегазоносные районы и др.).

После объявления независимости, Республика Казахстан начала активное развитие собственной экономики, на успех которой во многом повлияла минерально-сырьевая база, ставшая главным источником пополнения бюджетных средств. К сожалению, для геологии страны в этот период не было уделено должного внимания в части рассмотрения проблем восполнения запасов и дальнейшего увеличения минерально-сырьевой базы. В настоящее же время государство направляет большие силы на развитие отрасли, о чем говорят предпринимаемые на перспективу программы.

 



Ресурсный потенциал страны

 

На сегодняшний день Казахстан находятся в мировых лидерах по запасам таких полезных ископаемых как цинк, свинец, хром, уран, вольфрам, марганец. В стране активно идет добыча драгоценных металлов (золото, серебро и др.). От того, насколько эффективно ведутся работы и насколько хорошо изучены месторождения зависит не только материально-сырьевая база, но и социально-экономическое развитие.

В 2021 году был принят национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», содержащий направление «Развитие геологической отрасли» на 2021-2025 годы. Согласно проекту, к 2026 году площадь исследований новых месторождений должна превысить 680 тыс.км2. Например, свинцово-цинковые месторождения могут быть открыты в Центральном и Южном Казахстане, Рудном Алтае, а также в приграничных площадях с Россией и Китаем. Есть и возможности открытия месторождений вольфрама, молибдена, алюминия, олова. Для раскрытия этого потенциала необходимы инвестиции, поэтому в настоящее время государство проводит ранние стадии геологического изучения недр: геологическое доизучение площадей, геолого-минерагеническое и глубинное геологическое картирования.

Государственным балансом полезных ископаемых учитываются 8 711 месторождений (углеводороды – 317, твердые полезные ископаемые – 910, общераспространенные полезные ископаемые – 3 160, месторождения подземных вод 4 324).

В частности, крупные запасы золота в основном сосредоточены в Восточно-Казахстанской и Абайской областях (Бакырчикское горнодобывающее предприятие (Polymetal), АО «АК Алтыналмас» и др.), Акмолинской и Карагадинской областях. По данным Всемирного совета по золоту, объемы на 1 августа 2022 года составили почти 384 тонны. Казахстан по запасам занимает 15-е место и расположился между Тайванем и Португалией.

Балансовые запасы нефти составляют 4,4 млрд тонн, газа – 2,1 трлн кубометров, конденсата – 416,2 млн тонн. Основная часть из них сосредоточена в Атырауской (Тенгизшевройл, АНПЗ и др.) и Мангистауской областях (Маңғыстаумұнайгаз, КазГПЗ, КазМунайТениз и т.д.). Углеводородное сырье в большей части преобладает на трех крупных месторождениях: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Большая часть запасов меди сосредоточена в Восточном и Центральном Казахстане, там же преобладают и цинковые месторождения.

Несмотря на хорошие показатели в целом, недра Казахстана все еще изучены не в полной мере, но, с уверенностью можно сказать, что перспектив в этом направлении много. Для того, чтобы раскрыть весь сырьевой потенциал страны, необходимо учитывать и кадровую политику, поэтому в стране отдельное внимание уделяется изучению геологической науки на практике, в частности это касается школьников и студентов.

 



Будущее геологии в надежных руках

 

Геологоразведка и комплексное изучение недр – приоритетные направления для развития экономики Казахстана, поэтому стране необходимы высокопрофессиональные специалисты-геологи, которых, так скажем, «выращивают» еще со школьной скамьи. Для учащихся регулярно организовывают различные конкурсы. Из последних и масштабных – проведение открытой полевой олимпиады юных геологов. Знаменательно, что ее возобновили в Год детей.

В соревновании принимали участие 16 команд, а это 160 человек, в числе которых школьники 7-11 классов. Это уже шестая по счету олимпиада. Самая первая проходила в 2010 году, тогда было всего восемь команд. В текущем же году их стало не только больше, расширилась и география участников. На VI полевую олимпиаду приехали команды из России, Беларуси и Узбекистана.

Школьники в течение недели соревновались в разных направлениях – радиометрии, минералогии, гидрологии, палеонтологии и по другим наукам геологического профиля. Тематика охватывала взаимосвязанные разделы естествознания, составляющие комплекс наук о Земле.

«Наверное, самым сложным для детей оказался геологический маршрут. Им предстояло сначала вынести точки на карту, описать их, провести геологические наблюдения, сделать отбор горных пород - в общем все то, что проводят геологи при поисковых работах. На это давалось максимум четыре часа. Если говорить о трудности задания, то, отмечу, мы в течение четырех дней трассу готовили, сами все испытывали – думаю, действительно, было нелегко», - рассказывает Алма Бекботаева.

В олимпиаде принимала участие команда-новичок «Хан Тенгри» из Алматы. Начиная с мая, ребята усердно готовились, можно даже сказать, ночами не спали – и это дало свой результат: два первых места и титул «Мисс Геология».

«Очень понравилось, что здесь была дружеская атмосфера, команды друг другу помогали. Например, участники из Костаная нам дали двускатную палатку для тренировки, из Мангыстау научили мыть шлих, из Кокшетау одолжили планшетный компас, Караганда помогла с чашками для мытья золота», - делится руководитель команды Ирина Спицына.

Сами же участники придерживаются того же мнения. При подведении итогов каждый радовался победе соперников и переживал не меньше, чем за своих. Тем более, подготовлены участники, как говорят судьи, практически на равных. Например, ученица 11 класса Таисия Лопатченко из этой же команды заняла первое место по палеонтологии, причем углублённо изучать геологию школьница начала только в январе текущего года.

«На прошедшей олимпиаде я почувствовала себя настоящим экспертом, решая тесты по стратиграфии, геохронологии, систематике и, определяя экземпляры животных. Вот, в последнем самым сложным было – определить голову трилобита. Она была замурована в породу, не было видно щек, глаз, щечных шипов, что делало похожим ее на ракушку», - говорит Таисия.

Еще одно первое место у Милены Шелкоплясовой, но уже в другом направлении – «Минералогия и петрография». Она описывала минералы и образцы горных пород. Сложность соревнования была в определении их свойств, которые необходимо указывать максимально точно. Даже цвет нужно назвать с уточняющими оттенками, вплоть до того, что блеск алмазный, а не неметаллический.

«Так как два из трех контрольных минералов были в составе породы, а в ней содержится, как правило, более одного минерального вида, я описала 4 минерала. Это были: флюорит, кварц, реальгар и аурипигмент. Сложнее всего для меня далось описание полированной горной породы. К сожалению, мне так и не удалось понять, что требовалось определить, поэтому будет над чем поработать», - делится Милена.

Олимпиада для Милены закончилась не только призовым местом, но и титулом «Мисс Геология».

По итогам соревнований среди казахстанских команд - победителем признана команда «Азимут» из Семея, среди зарубежных - сборная из Беларуси. В личном же зачете, четверо участников получили гранты на обучение в КазНИТУ им. Сатпаева (Satbayev University) и в Казахстанско-Британском техническом университете. В число счастливчиков, вошла и десятиклассница Милена Шелкоплясова. Вот такой он – первый практический дебют, завершившийся не только отличным результатом, но и грантом на обучение!

На закрытие VI казахстанской открытой полевой олимпиады приехал министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев, который подчеркнул высокий уровень подготовки ребят.

«Вы уже настоящие геологи. Умеете ставить палатки и разводить костры, прокладывать маршруты и мыть шлихи, строить геологические разрезы и многое другое. Знаете основы палеонтологии, петрографии, гидрологии, геологии полезных ископаемых и других направлений геологического профиля. Надеюсь, полученный здесь опыт поможет вам в будущем, когда вы придете в профессию, и будете открывать новые месторождения», - сказал министр.

В организации такой масштабной олимпиады были задействованы представители государственного сектора, горнодобывающей промышленности и образовательных учреждений (Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, Satbayev University, КБТУ, Polymetal, ТОО «Kazakhmys Barlau», ERG и др.). Сегодня с уверенностью можно сказать, что будущее геологической науки и развитие страны находится в руках школьников и, проводя такие конкурсы, поддерживая команды, появляется возможность вырастить новое поколение сильных геологов.

«Не впервые мы, как представители горнодобывающего сектора, поддерживаем юных геологов, - говорит заместитель директора по эксплуатационным работам компании «Полиметалл Евразия» Виктор Пчелка. – Например, в апреле проходила Алматинская открытая городская геологическая олимпиада, где мы были в числе не только спонсоров, но и в составе членов жюри. Многие из ребят показали себя еще там, и на республиканском уровне доказали свой, пусть и небольшой, но уже профессионализм. Все же, поддерживая их, мы способствуем становлению не просто будущих специалистов, а настоящих профессионалов. Считайте, ребята со школьной скамьи нарабатывают практические навыки. Это не может не радовать, потому что геология вызывает у них неподдельный интерес, видно, как глаза горят. А значит, в будущем нас ждут отличные специалисты. Думаю, завтра мы увидим этих же школьников, но уже в рядах настоящих геологов на месторождениях».

Организаторы говорят, что в планах есть расширение географии участников и увеличение их количества, ведь олимпиада не просто помогает школьникам понять геологию изнутри, но и погружает в настоящие полевые условия. Исходя из того, что ребята, как говорится, «уходят в изучение с головой», за будущее геологии можно не беспокоиться – оно в надежных руках.