Бухар жырау Калкаманулы
06.04.2022 5067

На историческую сцену в разные времена выходили казахские мудрые ораторы, которые своим сильным духом, крепким голосом воспитывали молодое поколение казахского народа, растили в них боевой дух, силу воли, так как кочевники часто подвергались нападениям со стороны вражеских племен и государств, призывали рода всех трех жузов к единству. Оглядываясь назад в прошлое, приходит понимание того, какое богатое духовное наследство они нам оставили, до сих пор бесценные слова и удивительные мысли степных ораторов и мыслителей, дошедшие до нас, радуют слух. Долгие годы мы не ценили того, что имели. Один из величайших мыслителей Казахской степи, оставивший после себя неизгладимый след, самобытный прорицатель, мудрейший предок – Бухар жырау Калкаманулы.


Дошедшие до наших дней легенды, передававшиеся из поколения в поколение, рассказывают о том, что Бухар, благодаря своему красноречию, довольно рано прославился среди своего окружения. Уже в юном возрасте он учился в медресе Кукельдаш в Бухаре, где считался одним из лучших учеников. Он набирался мудрости, наблюдая за учеными и ремесленниками этого средневекового мегаполиса. Затем Бухар учился в одном из ведущих учебных заведений Дамаска, после окончания которого, начал передавать священные знания ученикам в медресе в Карнаке, недалеко от Туркестана.

Жизнь Бухар жырау была тесно связана с Баянаулом. В годы «Актабан шубырынды» казахи подрода Каржас из рода Суюндик племени Аргын под началом Сати - прадеда Мусы Шорманова переехали с берегов Сырдарьи и в 1729 году достигли Баянаула.

Благодаря своим уникальным способностям он принял участие в создании знаменитого свода законов Тауке хана, известного как «Жеты жаргы». Степной кодекс представлял собой совокупность правовых норм казахского государства. Наряду с такими биями, как Толе би Алибекулы (1663-1756), Казыбек би Кельдибекулы и Айтеке би Байбекулы (1682-1766), Бухар жырау боролся за единство казахского народа во время правления Тауке хана (1680-1718). Это свидетельствует о том, что Бухар был не только жырау, но и носителем мудрости, философии, известным в широких общественных кругах, внесшим свой вклад в укрепление казахской государственности.

Однако после смерти Тауке-хана, в период с 1718 по 1771 годы, в степи правили такие ханы, как Кайып, Булат, Самеке, Абильмамбет, Кушык, Абулхаир и Барак, с которыми Бухар жырау не сумел найти общий язык. По словам Машхур-Жусупа Копеева, автора биографии Бухар жырау, собирателя его произведений, жырау не имел в собственности ни одной головы скота, так необходимого для жизни простого степного жителя, и был вынужден жить в нужде.



Когда Абылай стал ханом Среднего жуза старец-жырау, перешедший восьмой десяток лет, стал его ближайшим помощником. Надежный советник Абылай хана он активно участвовал в вопросах управления, проявил себя в качестве общественного деятеля, внес значительный вклад во многие сферы внутренней и внешней политики.

В те далекие времена, когда по инициативе Бухар жырау собрания на Культобе проходили практически каждый день, мыслители и мудрецы того времени Татикара, Умбетей жырау, Котеш акын, чьи слова имели большой вес в народе, также принимали участие в решении государственных дел и внесли определенный вклад в укрепление государственной власти.

В то время мудрый предок не только был организатором, призывавшим к объединению трех жузов против джунгар и китайцев, но и далека предсказывал будущее народа. В те тягостные времена Абылай возмущался и твердил, что не подпустит в казахские степи русских, готов был уничтожить каждого, посягнувшего на свободу казахского народа. Он советовал Абылай хану о необходимости дружбы с русскими, чтобы сохранить благополучие народа, когда с двух сторон стали притеснять враги.

 

Өкпеңменен қабынба,

Өтіңменен жарылма,

Орыспенен соғысып,

Басына мұнша көтерген

Жұртыңа жаулық сағынба,

 

Не гневайся обидами,

Не изливайся желчью,

Враждуя с русскими,

Не помышляй о вражде,

Подумай о своем многострадальном народе.

 

Бухар жырау отличался завидной дальновидностью! Очевидно, что его отношение к данному вопросу сыграло решающую роль в судьбе казахского народа, находившегося в тяжелом положении. Почему Бухар жырау предупреждал об опасности войны с Российской империей?

На этот вопрос академик Сабит Муканов ответил так:

«гениальный акын прекрасно понимал, что с началом войны казахский народ не сможет выдержать противостояние с Российской армией, вооруженной пушками и огнестрельным оружием, и будет обречен на поражение. Бухар жырау видел, что Россия не успокоится, пока не захватит Казахскую степь, он понимал, что казахи бессильны в этом противостоянии».

По сути, Абылай хан прекрасно понимал значение слов жырау «не воюй с русскими» и угрозу со стороны России. Когда Россия вошла в северную часть Казахской степи, долину Иртыша, Нуры, Каркаралы, Ишима, Кокшетауские озера, склоны Баянаула, Бухар жырау понял, что цель российской политики – полная колонизация казахской земли. Так он видел судьбу будущих поколений.

 

Орыстар келер ғалым боп,

Әулиедей көрінер.

Боптары болар сазандай,

Кiтабы болар қазандай,

Орыстарды пір тұтқан,

Сорлы болған қазағым,

Тартарсың содан жазаңды-ай!

 

Русские приедут как ученые,

Как святые, толстые попы с большими книгами,

Посчитав русского святым,

Бедный казах получит по заслугам!

 

После «Актабан шубырынды», как говорил Чокан Валиханов, «в эпоху мужества и гордости казахов», Бухар жырау предстал дипломатом, внесшим весомый вклад в консолидацию страны против внешнего врага и в обретении общего языка с соседями.

Бухар жырау прозвали «комекей Аулие (святая гортань)», потому что когда он начинал говорить, то из его уст лилась поэзия. Он обладал даром поэтической импровизации, которая считалась вещей. Никогда никого больше так не называли. Вот что об этом говорил Умбетей жырау:

Төре, қара қасында,

Бұлбұл құстай сайрадың.

Топты көрсең жайнадың.

Көріктей басқан күпілдеп,

Көмекейiң бүлкілдеп,

Сөйлер сөзден таймадың.

 

Ты пел торе как соловей.

Ты сиял, увидев толпу.

Ты сдержал свое слово,

Бахвалясь словно задул горн,

А желание петь било ключом.

 

О месте рождения, родословной и году рождения Бухар жырау подробно рассказал Умбетей жырау.

 

Соғыста қалмақ жеңiп босып келген,

Белгiсiз келген жанның қанша саны.

Бастап келген Қалқаман – сенiң әкең,

Батырды қарсы алыпты Бұхар ханы.

Екі жылда елiне қайтарыпты,

Босатып Ембі-Жайсаң екі араны.

Сонда сенің бiр жасар бала күнiң,

Қазақта Әз-Тәукенің хан заманы.

 

Из этого отрывка становится понятно, что отец нашего великого предка Бухар жырау – Калкаман батыр, прославился в битвах с джунгарами. Его сын родился в Бухаре, поэтому по старой традиции ему дали имя Бухар. В разных источниках приводятся разные даты рождения –1668, 1685, 1693 годы. Опираясь на слова Умбетей жырау, можно сказать наверняка, что Бухар жырау прожил долгую жизнь и умер в 92 года при жизни Абылай хана:

 

Асқар тауды құлатып,

Тоқсан екі жасында.

Арыстанды сұлатып,

Отырмыз бiз басында...

Өткiр тiлi жоғалған,

Тұрсақта тосып қасында.

Зияпатын жiберген

Хан Абылай асына.

Үйiрлеп жылқы жiберткен

Сойылсын деп асына...

 

Бухар жырау был похоронен в местности Шалкар у подножия горы Далба в Бухаржырауском районе Карагандинской области. В 1927 году Машхур Жусуп Копеев нашел могилу жырау и первым установил над его могилой деревянный памятник, который со временем разрушился. Потомки Бухара-жырау на месте его погребения водрузили деревянный щит с именем и датой жизни покойного. Долг потомков был исполнен в 1993 году. К 325-летию Бухар жырау был построен мавзолей с тремя опорами (стойки), похожими на казахский традиционный головной убор. На шпиле купола установлен полумесяц, а стены выполнены из белого мрамора. В сентябре 2014 года в поселке Ботакара Бухаржырауского района Карагандинской области был открыт памятник великому предку.

Творчество Бухар жырау изучали Машхур Жусуп Копеев, К. Халид, Г. Потанин, Ш. Уалиханов, М. Ауезов, С. Сейфуллин, С. Муканов, К. Жумалиев, М. Магауин, Р. Сыздыкова и многие другие ученые. Институтом литературы и искусства им. М.О. Ауезова были изданы отдельно произведения жырау.