Дети Абая. Как сложились их судьбы?
12.11.2021 13137

Моя статья «Дети Абая» была опубликована в «Казахстанской правде» 11 июня 1994 г. Тогда было много откликов по теме. Странно, но и по сегодняшний день очень много неизученного в биографии как самого поэта, его окружения, судьбы его потомков. Например, до сих пор Абая показывают только как поэта и мыслителя, а он ведь активно занимался и политикой, избирался волостным и привлекался к ответу за политическую «неблагонадежность». В его доме царской жандармерией проводились обыски. Также не исследована в полной мере и судьба его потомков. А она была трагичной.







Трудно найти в истории Казахстана человека, который оказал бы столь громадное воздействие на общественно-политическую мысль казахов новейшего времени, как Абай Кунанбаев.

Гениальный самородок, родившийся далеких степях Восточного Казахстана, он вобрал в себя всю боль, тревоги и надежды казахского народа, оказавшегося концу ХIХ века и весьма тяжелом социальном и политическом положении. Как мыслитель, он подверг обстоятельному и критическому анализу культуру, быт, обычаи степняков; как поэт, он воспел в своих стихах природу Казахстана и поднял на новую высоту поэтическое искусство своего народа. Он едко и беспощадно высмеял все пороки и недостатки, присущие человеческой натуре.

Великий Абай проявил себя и как тончайший лирик. Имя поэта и мыслителя сегодня у многих на устах. Ему поставлен памятник в Алматы, его именем названы город, университет, поселки и улицы. Жизнь поэта полное отражение нашла в романе выдающегося писателя современности М. Ауэзова. Труды Абая - сына Кунанбая, постоянно изучаются и переводятся на многие языки мира.

Но речь сегодня пойдет не о нем самом, а о его детях. Говоря чуть ли не ежедневно об Абая, мы порой совершенно упускаем из виду, что он тоже был человеком земным, что, и как всякий другой, он мог глубоко страдать, ненавидеть, гордиться и любить. Особой любовью Абай любил детей.

Мало кто из казахстанцев знает, что Советская власть, позволяя говорить об Абае, тем не менее тщательно скрывала об общественности судьбу его детей. Мало кто задумывается над тем, почему в Семипалатинской области, в районе, названном именем Абая, не осталось его потомков. Почему так случилось? И что заставило их покинуть родные места?

Родители, даря жизнь детям, не в силах предугадать их участь. От двух жен, Дильды и Айгерим, Абай имел десять детей, из них семеро сыновей и три дочери. Дети Абая росли в особой поэтической и музыкальной атмосфере. Неспроста первенец Абая Ақылбай проявил себя в поэзии. Хорошо знавший и восточную, и европейскую культуру, Ақылбай, будучи еще совсем молодым человеком, пишет поэму «Дагестан».

В этом произведении, где явственно были слышны кавказские мотивы, Ақылбай донес до своих соотечественников неукротимый дух и свободолюбие народов Кавказа. Не припомню, чтобы, кто-то другой смог бы с такой убедительностью и выразительностью донести до степняков суть философии и культуры горских народов.

Поэма «Дагестан» вышла в свет в 1918 году в журнале «Абай» с подписью: Акылбай, сын Абая. Следующая его поэма – «Зулус», написанная по сюжетам известного английского писателя и публициста Г. Хаггарда «Копи царя Соломона», печатается в журнале «Сана» («Интеллект»). Это все, что вышло свет, так как практически целый список произведений Акылбая был утерян в последующие годы, оказавшиеся трагическими для потомков Кунанбая.

Акылбай искусно играл на музыкальных инструментах и хорошо пел. Сохранились его песни, переложенные в свое время на музыкальные ноты Мухтаром Ауэзовым. От Акылбая остались трое сыновей и три дочери. Сегодня его потомки живут в Алматы и в Восточно-Казахстанской области.

Талант деда и отца унаследовал старший сын Акылбая Аубакир. Аубакиром были написан ряд интересных вещей, среди которых поэма «Мамай батыр», где описываются исторические события, посвященные войнам с джунгарами и возвращению казахских племен на свои исконные земли-зимовья Абралы и Каркаралы.

Особо большие надежды Абай возлагал на третьего своего сына Абдрахмана (Абиша). После окончании русской школы в Семипалатинске Абиш поступает в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Закончив учебу, юноша возвращается в родные края, но вскоре тяжело заболевает и умирает.

Тяжело пережив смерть Абдрахмана, Абай всю свою любовь теперь переносит на Магауию (Магиша). Абай часто берет его с собой в поездки, обучает поэтическому мастерству, но вскоре и Магиш умирает от чахотки. Горю и страданиям Абая не было предела. Вот как описывает Мухтар Ауезов состояние Абая после смерти Магауи: «...Абай, тяжело дыша, почти упал на край постели умирающего. Глаза его, испугавшие Айгерим, по-прежнему смотрели безжизненно, из этих широко раскрытых глаз непрерывно катились крупные, словно зерна пшеницы, слезы». Ранняя гибель детей ускорила смерть и самого поэта. Абай умер на следующий день после сорокадневных поминок по Магишу.

От Магиша остались поэма «Медгат-Касим» и ряд песен. Сохранились и фрагменты поэмы» Енлик-Кебек» и «Абылай».

К духовным наследникам поэта, безо всякого преувеличения, нужно отнести и Шакарима, сына старшего брата Абая – Кудайберды. После смерти поэта Шакарим, выполняя заветы Абая, отправляется в путешествие по Турции и странам Ближнего Востока. Он посещает Мекку, Медину, работает в крупнейших библиотеках и архивах. Шакарим хорошо знал арабский, турецкий и русский языки. Он находился в переписке со многими крупными мыслителями, и частности со Львом Толстым.

От Айгерим Абай имел трех сыновей и трех дочерей. Старший сын Абая от Айгерим Турагул родился в 1875 году. У Турагула тоже рано проявился литературный дар, он переводит на казахский язык рассказы Джека Лондона, «Челкаша» Максим Горького, повесть А. Неверова «Я хочу жить». Турагул прекрасно играл на домбре, сочинял стихи и был непревзойденным оратором. Кроме того, Турагул был тесно связан с лидерами растущей казахской интеллигенции Алиханом Букейхановым, Миржакупом Дулатовым, композитором Амре Кашаубаевым, известным борцом Хаджимуканом и был в числе участников движения Алаш-Орда.

Смерть Абая словно смела защитную стену, которой он ограждал семью. Удары, один другого тяжелее, посыпались на его близких, и прежде всего на детей и уже внуков. Тяжелым бременем легли на степняков годы первой мировой войны, затем грянула революция 1917 года. Короткое затишье сменилось пламенем гражданской войны, дутовщиной и анненковщиной.

Касаясь судьбы детей Абая, невозможно обойти трагические страницы 30-х годов и годы Великой Отечественной войны. Особо тяжело ударили по детям Абая начавшаяся в Казахстане борьба с так называемыми «байско-кулацкими элементами» и последовавшая за ней коллективизация. После подавления Абралинского восстания все дети имущих слоев, в том числе дети и внуки Абая подверглись тотальным преследованиям.

Политика преследования рассеяла детей Абая по всему свету.

В русле этой политики все потомки Кунанбая автоматически были причислены к «феодальным элементам» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Начались бесконечные преследования, придирки и ограничения в правах. Чтобы уберечься от дальнейших преследований, практически весь род Кунанбаевых был вынужден уехать подальше от родных мест. В 30-м году сын Магауи Жагипар переезжает под Усть-Каменогорск, в Шемонаиху. Там 1934 году он умирает.

В Южный Казахстан переезжает семья Турагула. В 1934 году он умирает. Некоторые дети Абая были вынуждены искать защиту вне пределов Казахстана – в Кыргызстане и Сибири. Некоторые оседают в Алматы.

Особо трагичной оказалась судьба самого Шакарима. Как сильный и образованный человек, Шакарим не мог понять и принять антигуманную политику коллективизации. Вполне возможно, что он открыто выражал свое несогласие с бесчеловечной политикой советской власти. Тогда, наверное, родились у него эти горькие признания:

Так куда же душа девалась,

что природа им дала?

Только войско и оружие

да торговые дела –

Вот чем заняты «науки»

все столетья до сих пор,

Позабыв о состраданье

в дебрях яростного зла...

(Перевод В.Цыбина).

Известно, что ряд внуков Кунанбая стали во главе крестьянских волнений в Абралинской волости. Как представители имущих классов, загоняются в тюрьмы Семипалатинска сыновья Шакарима Гафур и Ахат и внук Баязит. Не выдержав унижений и истязаний, Гафур и Баязит оканчивают свою жизнь самоубийством.

Осенью 1931 года Шакарим без суда и следствия был зверски убит работниками ГПУ. Известны и фамилии этих палачей. Тело мыслителя и поэта бросили в сухой колодец, а имя предали анафеме. Сейчас мало кто помнит, что вплоть до 1989 года было запрещено не только издавать труды Шакарима, запрещалось даже просто упоминать имя его как заклятого «врага народа». Под запретом оказался и его бесценный труд по истории казахов и шежире.

Несмотря на предупреждения властей, оставшийся в живых Ахат в 1961 году выкапывает из колодца останки Шакарима и переносит их в урочище Жидебай и хоронит рядом с Абаем. Рассказывают, что когда Ахат перевозил останки своего невинно убитого отца, то улицы районного центра –поселка Караул были запружены людьми. Но не было среди них ни одного партийного работника, любивших, как известно, посещать любые массовые мероприятия.

Оставшиеся в живых внуки и правнуки Абая пережили все то, что выпало на долю обычного советского человека. Из девяти внуков и правнуков Абая, участвовавших в Великой Отечественной войне, только двое вернулись домой. Дети Магауи Мекаил, Изкаил, потомки Акылбая Берекехан, Жошыхан, Кузаир, Калышер, Токташ, Капсалям, Альхан погибли смертью храбрых на войне. Могилы их остались на Украине, в Белоруссии и на русских равнинах.

Вернувшиеся с войны Алпаш Оспанов и Ишан Жагипарова жили в Алматы. Ишан ушла на фронт добровольцем и служила в авиационных частях. Алпаш Оспанов воевал под Москвой в составе 34-й стрелковой бригады. Это только часть информации, которые мы имеем, но нужны конечно и другие поиски.

Имя Абая стало восстанавливаться только в 40-50 годы, благодаря усилиям Мухтара Ауэезова, Каныша Сатпаева, Каима Мухамедханова и их соратников. Стало изучаться и творчество поэта. И уже в 60-е годы ему был поставлен памятник в Алматы, его именем назывались улицы, но по -прежнему замалчивалась судьба его потомков.

Судьба детей Абая – это по большому счету, повторение и отражение трагической судьбы всего народа. Бесконечные эксперименты над человеком, над природой и нескончаемое при этом восхваление достижений «социализма, области национальной политики, успешного преодоления пережитков феодализма; мифотворчество»; двойная мораль на государственном уровне – и одновременно отчуждение и отторжение самого человека от его истинного назначения и смысла бытия.

И все же как-то светло на душе от того, что, несмотря на все невзгоды, дети Абая не сломались и не изменили принципам, которые проповедовал их великий предок. И сегодня, когда согласно Указа Президента Республики Казахстан К.К. Токаева работает комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессии, есть необходимость восстановления всей правды о детях великого поэта и мыслителя.

Б. Г. Аяған