Гражданское общество Казахстана
04.10.2021 8976

Одним из важнейших достижений независимости является образование активного и независимого сообществ неправительственных организаций. Сообщества неправительственных организации Казахстана начало динамично развиваться с конца 1990-х годов в условиях тяжелой социально-экономической ситуации.

О становлении и развитии неправительственного сектора за годы независимости Казахстана порталу Qazaqstan Tarihy рассказал кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК Б.Р. Шериязданов.


 

В ответ на изменяющиеся условия общественных отношений, изменению внутриполитической ситуации государство приступает к формированию соответствующей правовой и институциональной базы. Взаимодействие с институтами гражданского общества осуществляется через совершенствование инструментов государственной поддержки, создание условий для устойчивости гражданского сектора. Гражданское общество, как и любой институт, требует, прежде всего, законодательного регулирования для обеспечения его деятельности. За эти годы приняты основополагающие законы РК в сфере гражданского общества – это Законы РК «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О некоммерческих организациях», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в РК», «Об общественных советах», «О мирных собраниях». Становление гражданского общества в стране было отражено в Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы. Она стала основой для совершенствования, дальнейшей разработки и принятия законодательных и иных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. Вышеперечисленные документы позволили реализовать лучшие практики и внедрить традиции, которые поддерживаются на сегодняшний день.

С момента обретения независимости гражданское общество Казахстана прошло путь от нескольких организаций до целого института, который стал надежным партнером государства в сохранении стабильности и институциональных традиций. Формирование гражданского общества представляет собой одну из важнейших стратегических задач государственной политики, что было заложено Елбасы Н. Назарбаевым и постоянно развивается Главой государства К.Ж. Токаевым. Важно определить - что подразумевается под гражданским сектором. Как такового определения «гражданский сектор» в национальном законодательстве нет. Обычно данное понятие используется как синоним таких определений, как «неправительственный сектор», «третий сектор», «НПО-сектор» и т.п. Возникает вопрос, почему третий сектор? Потому что равный по значению с двумя другими - государственным и коммерческим. Гражданский он еще и потому, что включает в себя институты гражданского общество и НПО. В концепции развития гражданского общества на 2020-2025 годы под гражданским обществом понимается система негосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовывать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности и интересы членов общества. Гражданское общество – это совокупность экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных и других отношении индивидов, свободно и добровольно объединившихся в объединения, ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. По определению Всемирного банка:

«Гражданское общество относится к широкому кругу организаций общинных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, групп коренного населения, благотворительных и религиозных организаций, профессиональных ассоциаций и фондов».

Соответственно гражданское общество – это важная составляющая часть успешного развития любого государства.

За последние 30 лет сеть неправительственных организаций выросла от 100 НПО до 22 тысяч. В стране появились новые и достаточно сильные инициативы НПО, большинство из которых функционируют успешно, реализуя широкий спектр услуг для общества. В практическом плане институты гражданского общества с каждым годом находят свое применение в политических, социальных, экономических, культурно-гуманитарных сферах жизни государства и общества. Любое современное государство нуждается в надежных партнерах внутри самого общества, которые способны эффективно содействовать решению существующих проблем. Их отсутствие, как известно, исключает всякое прогрессивное развитие общества.

Созданы и продолжают совершенствоваться правовые основы для деятельности организаций гражданского общества. Указом Президента утвержден новый стратегический документ, определяющий основные направления развития гражданского сектора в долгосрочной перспективе – Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2020-2030 гг. Документ определяет основные задачи и приоритеты в сфере взаимодействия гражданского общества и органов власти. В Концепции предусмотрены новые подходы по трансформации деятельности гражданского сектора. Реализация комплекса мер, заложенных в Концепции, определена до 2030 года. Концепция будет реализована в двух этапах: первый этап с 2020-2025 годы и второй этап с 2026-2030 годы. В Концепции развития гражданского общества состоит из 6 разделов, выделены 5 ключевых направлений.

1) создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов, в том числе в общественно-политической сфере;

2) поддержка и развитие гражданской активности;

3) повышение уровня участия граждан и институтов гражданского общества в процессе принятия решений и управлении государственными делами;

4) укрепление потенциала институтов гражданского общества;

5) вовлечение гражданского общества в имплементацию целей устойчивого развития ООН в Казахстане.

Важно отметить, что данная концепция скоординирована с другими важными парадигмами развития общества. Например, последнее время государство уделяет особое внимание развитию местного самоуправления – как основы развития любого гражданского общества. Об этом свидетельствует принятия новой концепции развития МСУ в Казахстане до 2030 года и соответствующие изменения в Законе «О местном государственном управлении и самоуправлении». Государством принимаются меры по установлению партнерских отношений со всеми субъектами гражданского общества вовлечению их к решению актуальных проблем общества. В настоящее время в республике действуют различные диалоговые форматы взаимодействия с НПО. В целях эффективной работы государственных органов с НПО сформирован ряд механизмов. Основной формой сотрудничества между неправительственными организациями и государственными органами является реализация социально значимых проектов в рамках государственного социального заказа, перечень которых формируется с учетом основных направлений государственных программ, международного опыта, а также предложений, поступающих от неправительственных организаций.

Инструментами финансовой поддержки институтов гражданского общества также являются государственные премии и грантовое финансирование. Государственной поддержки НПО в виде премий в этом году удостоились 38 НПО на общую сумму 83 млн 340 тыс. тенге. Финансирование проектов НПО было увеличено с 1 млн тг до 27 млрд тенге.

С 2003 года на постоянной основе проводится Гражданский форум, который рассматривает стратегические вопросы развития сотрудничества государства и гражданского общества. В ноябре 2020 года прошел IX Гражданский форум «Общество и государство: 30 лет партнерства и развития «Birgemiz». В рамках форума было организовано более 40 разноформатных диалоговых площадок. Проведены отраслевые встречи 12 руководителей центральных государственных органов, на которых в формате «свободный микрофон» представители НПО смогли задать волнующие их вопросы. По итогам IX Гражданского форума поступило более 650 предложений и рекомендаций от представителей гражданского общества. В ходе форума были обсуждены самые актуальные вопросы общества. В частности, развитие профессиональных подходов для НПО, развитие экологического образования, обеспечение прозрачности госсоцзаказа, вовлечение НПО к проведению мониторинга, отношение между государственными органами, НПО и бизнесом, повышение уровня цифровизации в деятельности НПО, деятельность международных организаций в Казахстане и другие. Работа Гражданского форума показала, несмотря на разные позиции по многим ключевым вопросам, по большинству взгляды сближаются.

Безусловно, без этого невозможно эффективно работать и гражданскому обществу, и государству. В государственных органах определены Уполномоченные лица по взаимодействию с НПО. Действует Координационный совет по взаимодействию с НПО, являющийся консультативно-совещательным органом в сфере взаимодействия с НПО, где рассматриваются вопросы совершенствования законодательства в сфере НПО, заслушивает отчеты министерств, акиматов областей о реализации стратегических документов, рекомендаций. Наряду с этим, действуют региональные советы по взаимодействию с НПО на областном, городском и районном уровнях, где обсуждаются вопросы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества. Реализуются совместные социальные проекты, направленные на повышение качества жизни граждан посредством финансовых инструментов государственной поддержки гражданских инициатив: государственный социальный заказ, грантовое финансирование, премии для НПО.

В рамках укрепления потенциала институтов гражданского общества принимаются меры по профессионализации НПО. В этой связи, запущен проект «Академия НПО». Это первый систематизированный курс необходимых правовых и управленческих знаний для руководителей НПО Казахстана.

Впервые за всю историю независимости страны будет внедрен институт общественного контроля. Это свидетельствует о высоком уровне взаимодействия с гражданским обществом. Согласно инициативе, общественный контроль должен стать альтернативой государственному. В настоящее время разрабатывается законопроект «Об общественном контроле», который обсуждается на многих площадках. Ожидается, что общественный контроль будет напрямую влиять на транспарентность государственного и квазигосударственного сектора страны.

Вместе с тем, планируется усиление статуса общественных советов путем внедрения его в квазигосударственный сектор. На сегодняшний день общественные советы имеются во всех государственных органах. Анализ показывает активизацию НПО в структуре общественных советов, на 10% увеличилась доля членов НПО в составах общественных советов.

В целях создания эффективной формы сотрудничества между государством, НПО и бизнесом, а также для развития трехстороннего сотрудничества и социальной ответственности в стране создана трехсторонняя диалоговая - «ASAR». Год волонтера объединил абсолютное большинство граждан вокруг движения добрых дел. Об этом говорит множество благотворительных и волонтерских проектов, которые появились по инициативе казахстанцев. В рамках Года волонтера создана инфраструктура поддержка волонтерства, в том числе и в регионах. В частности, созданы Республиканский фронт-офис и 17 региональных центров поддержки волонтерства, которые смогли объединить более 500 организаций. Всего в рамках Года волонтера оказана помощь более 1 млн. нуждающимся. В текущем году запланировано проведение масштабного волонтерского социального проекта «Караван помощи», также стартовал общенациональный проект «Марафон добрых дел». Продолжится организация деятельности Республиканского Фронт-офиса «Birgemiz», как консультационного, методического и информационного центра по вопросам волонтерства. На постоянной основе проводятся встречи с представителями международных неправительственных организаций в Казахстане, в целях обсуждения текущих гражданских инициатив, совершенствования законодательства, обмена опытом по развитию гражданского общества и т.д. Все эти меры направлены на развитие гражданского общества, защиту прав, свобод и законных интересов граждан Республики Казахстан.

Вместе с тем много еще не решенных проблем. Проблема текущего развития неправительственного сектора в том, что в базе зарегистрированных юридических лиц слишком много так называемых «висящих» НПО- бездействующие либо приостановившие работу. Также мешают конструктивным отношениям государства и НПО иждивенческие настроения некоторых объединений, слабая связь населения с НПО, дефицит квалифицированных кадров, высокая концентрация НПО в городах и низкая в малых поселениях, нехватка литературы и пособий о деятельности НПО, слабые партнерские связи между различными НПО и другие.

Резюмируя всё вышеизложенное, со всей определённостью можно сказать, что укрепление институтов гражданского общества является важнейшим условием реализации конституционных положений об утверждении Казахстана демократическим, правовым, светским и социальным государством.