Ингуши в Казахстане: проблемы социализации и интеграции в постдепортационный период
Поделиться:
03.07.20212033
После развала СССР политика нового руководства Казахстана направленная на дружбу народов Казахстана волей судьбы оказавшихся там и соединивших свои судьбы с историей Республики Казахстан имела самые благоприятные результаты. Обрести вторую родину на земле в которой остались лежать десятки тысяч их сородичей помогли искренние чувства братства и дружбы, проявленные к ранее депортированным народам. Те, кто вернулись на историческую родину, имеют возможность поклониться могилам безвинно погибших родственников в годы сталинских репрессий. Сострадание казахов к депортированным выразил известный поэт Олжас Сулейменов в своем стихотворении «Дикое поле» словами «…О ингуш, мою землю прости!».
Указом Президиума ВС СССР от 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в составе РСФСР[1], Постановлением Оргкомитета по ЧИАССР № 18 от 8 марта1957 г. утверждена инструкция «О порядке возвращения чечено-ингушского населения из Казахской ССР и Киргизской ССР в Чечено-Ингушскую АССР»[2].
После организованного в 1957-1960 гг. планового переселения на историческую родину ингушей и чеченцев, более 30 тысяч оставались еще в Казахстане. В последующие годы самостоятельно отдельные семьи выезжали на Северный Кавказ, но значительная часть осталась и до сих пор живут в семье народов Казахстана. С этого времени стали формироваться диаспоры депортированных народов, в том числе ингушского и чеченского, формирование которых можно структурировать на советский период (1957-1991 гг.) и постсоветский период (с 1991 г.).
Способность адаптации ингушского и чеченского народов в новых условиях с начала спецпоселения во многом черпалась из опыта, культурных традиций и накопленных знаний. Вся эта система ценностей дала возможность приспособиться, выжить, а в дальнейшем активно включиться в общественно-политическую и экономическую жизнь страны, ставшей второй родиной. Важнейшим показателем в этом является политика руководства Республики Казахстан по отношению к его диаспорам, позволяющая рассматривать развитие в рамках реализации национальных интересов, выраженных также в поддержке культурного и языкового развития. Для этого все условия созданы при национально-культурных центрах во всех областях республики.
Формирование новой диаспопрольной ингушской общности начинается с 1957 года, когда началось возвращение чеченского и ингушского населения, производившееся на добровольных началах строго по плану утвержденному Советом Министров Казахской ССР, согласованному с оргкомитетом по Чечено-Ингушской АССР. Облисполкомами были разработаны месячные и квартальные планы организованной отправки граждан чеченской и ингушской национальности в ЧИАССР. Преимущественным правом внеочередной отправки в ЧИАССР были наделены рабочие, служащие, колхозники, предовики и новаторы промышленности и сельского хозяйства, а также работники партийного, советского, хозяйственного, комсомольского и профсоюзного актива[3]. Основанием для выдачи разрешений на выезд в ЧИАССР являлось телеграфное распоряжение Совета Министров Казахской ССР от 18 июля 1957 года № 22 и письмо Оргкомитета по ЧИАССР от 16 июля 1957 года, по которым выдавались разрешения. В восьми пунктах были прописаны условия, при которых они могли получить разрешение на выезд, в том числе: вызов от Оргкомитета по ЧИАССР на постоянную работу, членам разобщенных семей, при наличии документов подтверждающих наличие свободной жилой площади и предоставления работы для данного лица, направленным на постоянную работу по окончании ВУЗа или СУЗа, выезжающим по вызову на учебу в ВУЗы и СУЗы, выезжающим в санатории и дома отдыха при анличии путевок, командировочным при наличии командировочного удостоверения и лицам, которым предоставлены очередные трудовые отпуска при наличии выписки из приказа.[4] (Рис.2) Разумеется, не все могли воспользоваться указанными основаниями, следовательно многие желающие выехать получали отказ и начались годы ожидания.
В августе 1957 года была отменена выдача разрешений на выезд в ЧИАССР Алма-Атинским облисполкомом, в сентябре того же года всем остальным облисполкомам.[5] Железнодорожная администрация отказывала в выдаче проездных билетов без разрешения на выед.
Получив отказ они вернулись к прежней жизни, многие ингуши и чеченцы оказались вовлеченными в процесс освоения целинных земель, где показывали высокие трудовые успехи. Одним из первых в 1956 году медалью «За освоение целинных земель» был награжден Газдиев З.Ц. (Рис.1)
Для организации работы по переселению по всем областям был проведен учет чеченского и ингушского населения проживающего в 15 областях Казахстана по состоянию на март 1956 года эта численность составляла 366679 человек, на 1 августа 1956 года - 314925 человек. Рис. 2,3. Люди самовольно стали выезжать на родину. Было установлено, что к тому времени, значительная часть населения, около 40%, практически уже подготовились к выезду, продали недвижимость, скот, получили расчет в колхозах, предприятиях и учреждениях. Узнав о том, что до конца года получат разрешение и смогут выехать только 15% к общей численности и переезд растянется до 1960 года они стали выражать недовольство.[6] Неся большие материальные расходы, многие поспешили на вокзалы, чтобы выехать на Северный Кавказ. На вокзалах были отмечены большие скопления людей. В связи с этим, были приняты решения о возвращении людей в свои дома и на работу в Казахстане.
Рис. 2. Список возвратившихся по Джамбульской области
Рис.3. Сведения о наличии чеченцев и ингушей, расселенных на территории Казахстана
В конце 80-х годов прошлого столетия в Казахстане стали создаваться национально-культурные объединения ингушей и чеченцев, в составе республиканской Ассоциации развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах». В свою очередь Ассоциация стала структурной единицей Ассамблеи народа Казахстана.
В 1995 году была создана Ассоциация «Вайнах» и в июне 2013 года перерегистрирована как «Ассоциация чеченцев и ингушей Казахстана». В ее состав вошли шестнадцать ЭКО ингушей и чеченцев из Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей и города Алматы. Первыми руководителями Ассоциации «Вайнах» были избраны профессор, доктор философских наук Яндаров Андарбек Дудаевич и член-корреспондент НАН РК, профессор Оздоев С.М. С января 1997 г. сопредседателями являются Мурадов Ахмет Сейдарахманович – чеченского этноса, Оздоев Султан Мажитович – ингушского этноса.
Заложенные в годы депортации традиции взаимодействия культур разных народов, в том числе ингушского, чеченского и казахского дали свои положительные результаты в последующем. Ингушская диаспора в Казахстане активно включилась в общественную и политическую жизнь страны. Вместе со всеми народами Казахстана решают задачи сохранения межнационального согласия, активно участвуют в культурной и экономической жизни государства. Сайфудин Хамхоев, Башир Солсанов являются депутатами маслихата (местного представительного органа) столицы, Салман Героев и Сайфудин Хамхоев – члены Политсовета столичного филиала партии власти – Народно-Демократической партии «Нур Отан», Салман Героев, Сайфудин Хамхоев, Юсуп Келигов – члены Ассамблеи народа Казахстана.
Активисты диаспоры участвуют в публичных дискуссиях и круглых столах по актуальным проблемам формирования гражданского общества в РК.
По данным переписи населения 1999 г., численность чеченцев и ингушей, проживающих в Казахстане составляла 31799 и 16900 соответственно[7]. По данным национальной переписи населения 2009 года численность чеченцев составляла 31421, ингушей - 15120 человек.[8]
До сих пор представители народов, переживших депортацию, не перестают выражать чувства уважения и благодарности к казахскому народу за проявленные им помощь и поддержку в тяжелые дни. Главы Ресблики Ингушетия в разные годы посещали с официальным визитом Республику Казахстан. На одной из церемоний инаугурации Президента Казахстана будучи Президентом Ингушетии Руслан Аушев, который родился и вырос в Казахстане, вручил Нурсултану Назарбаеву орден «За заслуги» в знак благодарности казахстанцам за помощь и поддержку ингушского народа во времена сталинских репрессий[9]. Проявляя уважение к казахскому народу одна из центральных улиц столицы Ингушетии г. Магаса названа в честь Нурсултана Назарбаева. В г. Назрань улицы названы именами Динмухамеда Ахметовича Кунаева и Олжаса Сулейменова.
Достижения представителей диаспор отмечены во всех отраслях народного хозяйства. Тем не менее, история формирования, социализации и адаптации ингушской и чеченской диаспор, к сожалению, недостаточно представлена в исторических исследованиях. Назовем авторов, которые исследовали диаспоральную проблематику. Например, в российской историографии это монография З.С. Исакиевой «Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957гг.»[10], в казахстанской историографии - Ж.А. Ермекбаева «Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы» и др.
Все без исключения центры диаспор содействуют взаимному обогащению национальных культур, активно вовлекают представителей своей нации, проживающих на всей территории Казахстана, в процесс демократических преобразований страны, осуществляют культурно-просветительскую деятельность по возрождению и развитию национального самосознания.
Подводя итоги необходимо отметить, что гуманизм и человеческое понимание боли десятков народов, депортированных в годы Великой отечественной войны из разных регионов СССР в Казахстан, помогли им обрести в Казахстане второй дом.
Как отметил в своем выступлении видный общественный деятель, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана г. Астаны Салман Сайдарович Героев «Казахстан на деле стал для депортированных ингушей не просто местом, где они нашли пристанище в лихую годину массовых репрессий, здесь мы обрели родину для себя и своих потомков. О таком по-человечески душевно теплом отношении казахов к ингушам в тяжелейшие для нас годы, мы никогда не забудем. Именно поэтому мы всецело поддерживаем позитивную национальную политику главы государства Нурсултана Назарбаева»[11].
Арапханова Лейла Якубовна – канд. полит. наук,
зав. отделом социально-политических исследований ИнгНИИ ГН им. Ч.Э. Ахриева,
доц. каф. истории ИнгГУ (Магас, Республика Ингушетия, Россия); Araphanova@mail.ru
ГБУ «Ингушский НИИ ГН им. Ч.Э. Ахриева», 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, ул.Д.Мальсагова,11.
Ингушский государственный университет, 386001, Республика Ингушетия, г. Магас, пр-т И.Зязикова,7
[1] ГАРФ Ф. А- 259.Оп. 7. Д.9236. Л. 151.
[2] АПРК Ф.708.Оп.30.Д.449.Лл.54-57.
[3] ЦГА РК Ф. 1137. Оп.23. Д.756. Л.1. Материалы по переселению чечено-ингушского населения. Дело № б/н, т. II.
[4] Там же. Л.9.
[5] Там же. Л. 10.
[6] Там же. Л.19
[7] Народы Казахстана. Энциклопедический справочник. Алматы: «Арыс», 2003. 352 с.
[9]Кыдыралина Ж.У. Особенности этнокультурной идентичности чеченцев и ингушей в Казахстане. Вестник Академии наук Чеченской Республики, № 1 (26), 2015. С.39.
[10]Исакиева З.С. «Вклад чеченцев и ингушей в развитие горнодобывающей промышленности Казахстана 1944-1957гг. Грозный. 2018. 204 с.
[11] Из выступления С.С. Героева на международной научно-практической конференции «Наша вторая родина – Казахстан», Магас. 2010 г.