Талас Омарбеков: Точное количество жертв голода еще не установлено
23.02.2021 1951

В столице прошел круглый стол, посвященный одному из белых пятен казахской истории – голоду 20-х годов. Мероприятие на тему «Тернистый путь к свободе: исторический взгляд на последствия Ашаршылық» было организовано Сенатом Парламента Республики Казахстан, Институтом истории государства, а также Институтом истории и этнологии имени Ч. Валиханова.





«Очевидно, что одним из страшных периодов, которые не стираются из памяти нации, является голод начала прошлого века. Стоит отметить, что глава государства Касым-Жомарт Токаев уделяет этому вопросу особое внимание. «Эти страницы нашей истории до сих пор не изучены. Даже среди ученых нет единого мнения о реальном количестве жертв голода. Различные взгляды на факты и их причины вводят общество в заблуждение. Необходимо собрать соответствующие исторические документы и более внимательно изучить собранные данные», говорил Касым-Жомарт Кемелевич. Поэтому мы сегодня специально пригласили вас, чтобы обсудить эту тему. В целом, голод был одной из закрытых тем в советское время», - отметил Председатель Сената Маулен Ашимбаев, открывая мероприятие.

«Ашаршылық – это трагедия, через которую прошел не только казахский народ, это страшное гуманитарное бедствие для всех стран бывшего Союза. По этой причине мы к проблеме Ашаршылық должны подходить, прежде всего, с научной точки зрения, не придавая вопросу политическую окраску. И наш долг почитать память жертв тех страшных лет. С этой целью 31 мая был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий и голода.




В этом году исполняется 100 лет голоду 1921-1922 гг. И голоду 30-х годов исполняется 90 лет. Очень важно, что этот вопрос вновь становится приоритетным со стороны государства в юбилейный год Независимости», - сказал он, отмечая важность изучения вопросов голода.

«В этой связи возникает закономерный вопрос, зачем нам поднимать тему голода. Это необходимо, прежде всего, для укрепления нашей священной независимости. Причина, по которой мы по-новому изучаем тему голода, кроется в этих факторах. В этом и заключается ключевое значение этого вопроса, поднятого нашим президентом. При этом, в первую очередь, мы должны отдавать приоритет научному подходу. Потому что только наши ученые могут раскрыть и аргументированно донести до народа горькую правду голода. В целом, общественная мысль, касающаяся исторических тем, должна основываться на научном мнении», - отметил он.

На мероприятии под модераторством Председателя Комитета социально-культурного развития и науки Сената Парламента РК Мурата Бактиярулы приняли участие министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова, министр информации и общественного развития РК Аида Балаева, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, а также ученые-исследователи.

В ходе мероприятия ученые делились своим мнением по вопросам голода. С докладом выступили такие историки, как директор Республиканского научного центра по изучению традиционных цивилизаций Центральной Азии при КазНУ им. Аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Талас Омарбеков, директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, доктор исторических наук, профессор Зиябек Кабульдинов, депутат Мажилиса Парламента РК, кандидат политических наук Берик Абдыгалиулы, профессор Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова, писатель, кинодраматург, член Союза писателей, Заслуженный деятель Казахстана Смагул Елубай и другие. Кроме того, свое мнение высказали и зарубежные ученые.

К примеру, директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор Еркин Абиль отметил, что вопросы, связанные с голодом, очень политизированы. По его словам, тема голода 1921-1922 годов в советской исторической литературе была наполнена множеством мифов и сильно политизирована. «Конечно, для казахского народа и для представителей других этносов, живших на казахской земле, голод был большой трагедией. Но для объективного изучения проблемы необходимо оставить эмоции и исследовать голод как научный феномен. Как социальное явление – какое влияние оно оказало на социальную систему, его роль в распаде традиционной общины, влияние на возникновение новых социальных групп. Как экономическое явление – влияние на процесс ликвидации традиционного животноводства, его роль в модернизации экономики. Как политическое явление – его роль в ходе становления советской власти, в ослаблении традиционных элит. Как этнографическое явление – традиционные стратегии преодоления голода, их доступность при изучении. В целом, вместе с обилием архивных материалов и других данных мы вынуждены констатировать, что тема голода 20-х годов и сопутствующих ему событий далека от раскрытия», - говорит он.




В свою очередь, директор Центра изучения традиционных цивилизаций в Центральной Азии при КазНУ им. Аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Талас Омарбеков обратил внимание на то, что материалы по голоду еще не изучены в полной мере. По его словам, еще точно не установлено количество жертв голода.

«Говоря о голоде в Казахстане, надо начинать с голода 1921-1922 гг. Этот вопрос не был секретом в исторической науке, поскольку происходил в то время, когда советская тоталитарная система еще не сформировалась. Правда, не было никакого рвения определить количество погибших. Истина была искажена. В разжигании Гражданской войны на казахской земле, прежде всего, были виноваты сами большевики. В исторической литературе этот вопрос не упоминался. Другими словами, несмотря на то, что численность населения сократилось почти на 1 миллион человек, никто не ищет однозначного ответа на вопрос, сколько же человек погибло при этом. Демографические расчеты показывают, что численность умерших казахов при этом превышает 700 тыс. человек. Советская власть также уклонялась от упоминания о том, что этот голод тяжело дался, прежде всего, казахам, занимавшимся традиционным скотоводством».

 



К слову, во время встречи ученые отметили, что информации о голоде очень много, но доступ к ней затруднен.

В конце встречи, продолжавшейся несколько часов, участники подготовили специальные предложения.

Как пишет сайт Бақ.кз, обсуждая последствия голода в Казахстане, произошедшего между 1921-1922 и 1931-1933 годами, и с учетом вышеизложенного, участниками были сделаны следующие рекомендации:

1. Министерству культуры и спорта совместно с Министерством образования и науки:

1.1. Осуществление систематического сбора данных по городам Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областям для определения фактического количества жертв голода начала ХХ века с привлечением всех архивных и статистических учреждений страны и поручением подготовки сборника документов по этому вопросу (в разрезе областей).

Вносить предложения в компетентные государственные органы для ознакомления с материалами всех архивов и решения вопроса получения необходимого доступа к архивам для исследовательской работы и проведения комплексной работы по снятию грифа секретности архивов;

1.2. Разработка цифровой базы данных жертв голода на государственном уровне совместно с учеными и историками.

2. Министерству культуры и спорта совместно с Министерствами информации и общественного развития, образования и науки:

2.1. Ежегодно 31 мая – в День памяти жертв политических репрессий и голода- проработать возможность реализации мероприятия «Минута молчания» на государственном уровне;

2.2. Проработать вопрос о строительстве мемориального комплекса «Аза сарайы» (Дворец Скорби) с целью сохранения в памяти нации, в сознании молодежи трагедии в Казахстане;

2.3. К 30-летию Независимости Казахстана и в целях сохранения в памяти нации, в сознании молодежи рассмотреть возможность выпуска книг, театральных постановок и фильмов на основе исторических, научно-исследовательских данных об ужасах голода, имевших место в Казахстане.

3. Министерству образования и науки, совместно с Министерством культуры и спорта и МИД:

3.1. Рассмотреть возможность проведения учеными исследований материалов из архивов Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и других государств, связанных с голодом в Казахстане в начале ХХ века;

3.2. Рассмотреть возможность проведения поисковой работы архивных документов по голоду начала ХХ века в архивах российских городов - Москвы, Омска, Оренбурга, Новосибирска, Свердлова, Уфы, Казани, Барнаула, Тюмени.

 

4. Министерству образования и науки:

4.1. Разработать программу научных исследований и рассмотреть возможность ее финансирования для выявления последствий голода начала ХХ века, в том числе уточнить, сколько было зафиксировано джута в казахской степи за тот же период, и изучения судьбы тех, кто бежал от голода заграницу;

4.2. Дополнить интерактивную научно-историческую карту «Народ Казахстана», наглядно демонстрирующую историю переселения и расселения народов, депортированных в казахские степи с Дальнего Востока, Поволжья, Кавказа и др. регионов СССР, т.е. как народ Казахстана приобрел полиэтнический характер, данными о последствиях голода начала ХХ века.