Есет батыр. Повстанец, которого простили
22.09.2020 3036

Имена казахских батыров Кабанбая, Богенбая, Наурызбая и Райымбека известно всем. Однако в истории казахского народа было немало других прославленных батыров, которые также внесли немало сил и труда в становление и развитие казахской государственности. Они не меньше уже названных батыров заслуживают славы и почета будущих поколений. Портал Qazaqstan Tarihy хочет познакомить читателей с биографией Есет батыра Котибарулы, всю свою жизнь посвятившего борьбе против захватнической политики Хивы, Коканда и царской России; с биографией человека, который боролся, но проиграл, сумев сохранить при этом жизнь, свою и тысяч других казахов


О точной дате рождения Есета Котибарулы говорить трудно, однако в открытых источниках, среди прочего, встречаются 1803 и 1807 года. Однако историки едины во мнении, что будущий защитник казахов Младшего жуза родился на берегу Акши, что в десяти километрах от озера Шалкар в Актюбинской области. Существует предположение, что Есет батыр происходил из семьи потомков военачальника Золотой Орды и основателя Ногайской Орды Едиге, к которому также имеет отношение батыр Калдыбай, возглавлявший 17-тысячное войско сарбазов во время боев за Сайрам (1681-1683 гг.) и похороненный в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. Отцом Есет батыра был батыр Котибар Басенулы, ближайший сподвижник Сырыма Датова. Известно, что героические подвиги отца Есета увековечены в произведении устного народного творчества «Айман-Шолпан».

Вместе с тем, военный востоковед и генерал-лейтенант М.А. Терентьев в своих трудах утверждал, что Котибар батыр промышлял барымтой и к тому же ремеслу приучил своего сына Есета:

 

«Достойный сынъ не менъе извъстнаго въ своё время барантача Кутебара, Исетъ былъ всегдашним его товарищемъ, а послъ его смерти неуклонно шелъ по его слъдамъ»

 

К толпам протестующих против колониального насилия Есет батыр Котибарулы примкнул в 1830-х годах и, возглавив многочисленное войско племени Шекти, быстро стал одним из самых влиятельных батыров Младшего жуза. Уже в 1838 году Есет батыр выступил единым фронтом с Жоламан батыр Тленшиевым и ударил по Елецкому укреплению. Ответ властей последовал незамедлительно: выступили карательные отряды, которым удалось нанести ощутимый удар по повстанцам.

Согласно исследованиям М. Койгелдиева и Т. Журтбаева, Есет Котибарулы также принимал непосредственное участие в нескольких эпизодах восстания Кенесары Касымова, исход которого оказался трагичен. Историки считают, что задача Есет батыра в восстании Кенесары ограничивалась систематическими набегами и грабежами партизанских отрядов батыра на торговые пути русских купцов и нападения на русские села. К слову, источники сообщают, что набеги прекратилось в 1842 году.

В 1846 году, как сказано в трудах Л. Мейера, восставшие ненадолго приостановил агрессию против царской администрации. Мейер сообщал, что виной тому стали переговоры местной администрации с повстанцами на предмет доступности кочевий в верховьях Эмбы и в Мугоджарах, что было одним из основных требований восставших. Поэтому следующие несколько лет Есет батыр вел войска Младшего жуза против Кокандского и Хивинского ханств.

Переговоры с российской стороной, впрочем, ни к чему не привели. Требование о кочевьях, равно как и другие требования были отклонены, что сделало вероятность новых столкновений самым логичным исходом конфликта. В 1847 году Есет батыр начал руководить восставшими казахами Младшего жуза, а в 1853 году – начались бои с войсками местной царской администрации. Требования восставших были справедливы и заключались в том, чтобы Россия прекратила мобилизацию карательных отрядов, готовящихся выступать в земли казахов Младшего жуза, и предоставила казахам исключительные права пользования землей у побережья Жем, Мугоджар, Елек, Кобда и Жайык.

Как бы то ни было, но власти не выполнили требования. Более того, весной 1853 года в сторону земель племен Младшего жуза выступили два казачьих карательных отряда, а также порядка восьми сотен воинов во главе с султанами Жантуриным, Таукиным и Касымовым. Однако прознавший о об этих планах Есет батыр устроил засаду из восьми сотен своих воинов, которые обратили в бегство царские отряды, не дав им продвинуться к Приаралью.

Однако ключевое противостояние произошло позже. Несмотря на многочисленные акты неповиновения, царская администрация не отменила штрафы, налоги и следовавшие за ними тяжелые повинности. Летом 1853 года у казахов были изъяты свыше восьми тысяч голов верблюдов, которые были нужны царскому правительству в ходе русско-кокандской войны. К тому моменту численность войск Котибарулы достигла полторы тысячи человек. Началось восстание, на подавление которого был отправлен карательный отряд Врангеля. В конце концов, мятежники потерпели серьезное поражение, а Есет батыр дал обещание добровольно явиться к генерал-губернатору области.

Однако Есет батыр сдаваться не собирался. Спустя некоторое время он снова стал готовиться к войне: вскоре восставшие отправились грабить укрепления и отбирать скот. Так, только в 1853-1855 гг. Есет батыр уничтожил несколько казачьих отрядов, посланных против него. Также известно о нападении родных братьев Есет батыра Матая и Сатая с полусотней бойцов на Уральск и разгром казачьего отряда Ткачева Ерназаром Кенжалиным.

Локальные успехи Есет батыра Котибарулы вызывали негодование русских властей. Не сумев в открытой битве разбить войска батыра, каратели под руководством Арслана Жантурина вдоволь поизмывались над стариками, женщинами и детьми среди мирного населения. Когда весть о зверствах карателей достигла ушей Есета, он теряя времени выступил против войска Жантурина и осадил его. Есет батыр приказал дать казахам в составе войска врага возможность покинуть их ряды, а остальные восемьдесят человек вместе с Жантуриным приказал казнить.

В конце концов колонизаторы нашли верный способ сломить волю войска Есета. Им удалось схватить и казнить троих наиболее близких к батыру участников восстания Ерубая Айнакулова, Актыбая Есмамбетова и Кулшыка Карина, еще свыше двух тысяч человек, в т.ч. Бекет Серкебаев и Ерназар Кенжалин, были сосланы в Сибирь, что в то время также приравнивалась к смертному приговору. Эта жестокость, по мнение части историков, и заставила батыра вступить в переговоры.

Они начались осенью 1858 года. По их результатам, батыр взамен на снижение налогов для казахов Младшего жуза и возможности кочевать по берегам Эмбы и Жайыка был вынужден признать власть русского царя и сложить оружие. Генерал-губернатор Оренбургской области А.А. Катенин амнистировал батыра. Интересно, но вопрос о том, почему Есет батыр принял решение капитулировать до сих пор остается открытым. Михаил Терентьев, к примеру, говорил, что батыр сдался потому, что «…был окружён с одной стороны отрядами самого Катенина и Игнатьева (шедшего в Хиву), а с другой Скрябина (штабс-капитан корпуса топографов)». Существует и другое мнение:

 

«Этот человек, который в 1859 году в течение своего визита в Санкт-Петербург привлёк огромное внимание публики, в течение 20-и лет держал степь в беспрерывном состоянии страха и нервного напряжения. […] Катенин, следовавший за Перовским, увидел трудность и почти невозможность поимки Котибарова на Устюрте русскими отрядами особого назначения (спецназа), рассмотрел эти события надлежащим образом и решил достигнуть примирения с мятежным лидером и пообещал ему прощение…»

Капитан Ч. Валиханов, М. Венюков и др. Есет Котибаров — рыцарь степи // 

Русские в Средней Азии. — Лондон, 1865. — С. 367—406.

 

Другой интересный факт. Согласно докладной записке султана Сейдалина о награждении знатных биев…» от октября 1863 года, Есет батыр до и после амнистии был многократным лауреатом государственных наград:

 

«…Бий Исет Кутебаров — влиятельнейший бий в целом чиклинском роде, в последние годы преследовался за мятеж, произведенный им между киргизами, но в 1858 г. по высочайшей благости прощен. Он получал награды: а) в 1857 г. от генерал-адъютанта Катенина — бархатный кафтан с позументом; б) в 1859 г. от него же — 300 руб. сер; в) в 1860 г. от нынешнего г-на генерал-губернатора генерал-адъютанта Безака — серебряную чашку для кумыза и 100 руб. сер., в 1861 г. от него же — серебряный поднос и чашку для кумыза, а в 1862 г. — золотые часы. Кроме того, при представлении в 1859 г. в числе прочих ордынцев к высочайшему двору, Кутебаров избавлен лично от взноса кибиточной подати…»

 

После подавления восстания Есет батыр сохранил свое влияние среди казахского народа. Как уже сказано выше, 24 августа 1859 года он в составе казахской делегации был на приеме у российского императора Александра II в Санкт-Петербурге. Чуть позже, в 1861 году, Есет батыра назначили главой рода Кабак, а в 1869 он был назначен помощником Ыргызского уездного начальника. А в 1873 году Есет батыр, уже будучи старцем, принял участие в завоевании Хивы русскими войсками и в зачет своей службы получил золотую медаль.

Несмотря на то, что восстание Есет батыра против колонизаторов так и не привело к безоговорочной капитуляции последних, его историческая роль огромна. Во-первых, именно благодаря ему казахи сумели отстоять в борьбе с узбеками земли западного Казахстана. Во-вторых, столь немногочисленные войска повстанцев вынудила колонизаторов из Российской империи считаться с требованиями казахов. Более того, корона также была вынуждена (к сожалению, временно) отказаться от методов жестокой эксплуатации казахских аулов. В-третьих, восстание Есет батыра является первым освободительным движением казахского народа, которое получило широкую огласку. Так, об этом восстании говорилось не только в российских средствах массовой информации («Всемирная иллюстрация», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Русский художественный листок» и «Современник»), но и в немецкой газете «Augsburg» и английской газете «Колокол».