Мурын жырау, поведавший миру эпопею о сорока батырах Крыма
15.06.2020 2915

Позже, уже будучи восьмидесятидвухлетним аксакалом, он рассказал тридцать семь сказаний этого эпоса, тем самым приняв самое непосредственное участие в увековечивании этого цикла дастанов. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет об одном из самых ярких представителей устного народного творчества Казахстана ХХ века

Мурын Сенгирбекулы родился в 1859 году в местечке Конырорпа на полуострове Бузачи нынешней Мангистауской области. Отец Мурына Сенгирбек происходил из семьи кузнецов, потому и всю свою жизнь посвятил кузнечному делу. Мать Мурын жырау звали Калдыкыз (в иных источниках Калдыкоз). У четы был сын Толеген и, как гласит история, после его рождения Сенгирбек и Калдыкыз долгое время не могли завести ребенка. Удалось это только через десять лет, а потому долгожданному ребенку было дано имя Тлеген («Желаемый»). С подачи отца ребенок долгое время учился ювелирному и кузнечному делу, но сам он все же больше тяготел к музыке. Первой это увлечение сына заметила мать Калдыкыз, которая и сама была искусным рассказчиком. Она и стала первым учителем Тлегена, под диктовку которой он часто слушал легенды и мифы, учил многочисленные песни и сказания.

В 60-х годах ХІХ века Российская империя развернула большую административно-управленческую реформу на своих восточных владениях. 21 октября 1868 года вышел указ царя о «Временном положении об управлении в степных областях Оренбурга и Западно-Сибирском генерал-губернаторстве». С усилением колониальной политики царизма увеличились налоги, которые тяжелым грузом легли на плечи простого народа. Совсем скоро в ответ на это представители рода Адай подняли восстание, вошедшее в отечественные летописи как Адаевское восстание 1870 года. Всеобъемлющий успех первых месяцев мятежа вынудил местную русскую администрацию просить помощи для подавления повстанцев. Так, вскоре в регион прибыли войска из Дагестана и Баку. Вслед за подавлением мятежа, войско царя приступило к откровенным грабежам. В этот период Сенгирбек вместе с соплеменниками принял решение перекочевать в каракалпакские, туркменские, узбекские и таджикские владения Хивинского ханства. Кроме того, царское правительство отдельно преследовало и кузнецов, готовивших для мятежников оружие. На новом месте положение бежавшего от репрессий народа было тяжелым. В этот период будущему жырау было примерно 12-13 лет.

С ранних лет Мурын работал в кузнице своего отца, а все свободное время посвящал былинам и песенным сказаниям. В 1875 году в возрасте шестнадцати лет жырау женился на Даметкен. Год спустя умер его отец, а потому все заботы о хозяйстве и кузнечном деле легли на плечи совсем еще юного Мурына. Однако вскоре страсть к стихосложению все же победила: он отдал все доставшееся ему от отца хозяйство своему брату и вместе с группой акынов отправился странствовать.

В 1880 году он вернулся в свой родной аул Бузачи. Там он познакомился с акыном Кашаганом и следующие пять лет они странствовали вместе.

В 1897-1899 гг. сорокалетний жырау осел в Ходжейли (Каракалпакстан). Здесь известного жырау постигло великое горе. Дело в том, что он вместе с супругой Даметкен произвели на свет шестерых детей: двух сыновей и четырех дочерей. Трое из его дочерей умерли в разное время, а уже в Ходжейли друг за другом погибли двое сыновей Мурына. Это событие сильно ударило по самочувствию жырау. От горя он перестал петь и странствовать по аулам, много времени уделял своей семье и вернулся к кузнечному делу. Он снова вернулся в Мангистау.

В 1899 году он переехал в город Форт-Шевченко. Там он построил из ракушечника небольшой трехкомнатный домик и кузницу, а песни исполнял только на специальных собраниях.

В 1907 году умерла супруга жырау Даметкен. Мурын недолгое время жил вместе с дочерью Турлан, а потом снова женился на Жанше (Жансалкам).

Когда и вторая супруга жырау умерла в 1940 году, к нему переехали его дочь Турлан и зять Дуйсенбай. Они помогали ему в хозяйстве, часто утешали его, даже дали на воспитание к жырау своего сына Дауытбая, к которому Мурын жырау относился как к родному сыну.

Мурын жырау был известным акыном, но по-настоящему знаменитым стал лишь в 1941 году, после того, как Айтбай Хангельдин со слова акына записал тридцать семь эпосов цикла дастанов «Сорок батыров Крыма». Уже в следующем 1942 году президент Академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев и директор Института языка, литературы и истории КазФАН СССР Ныгмет Сауранбаев написали письмо на имя председателя Совета Министров КазССР Нуртаса Ондасынова о необходимости пригласить жырау в Алма-Ату и создать для него все условия.

11 июля 1942 года Мурын Сенгирбекулы прибыл в Алма-Ату. К тому момент жырау было уже восемьдесят три года. В этом возрасте он выступил на сцене филармонии с песнями «Орак-Мамай», «Карасай-Кази». В зрительском зале в тот день было порядка шестидесяти человек, среди которых были классик советской казахской литературы Сабит Муканов, академик Каныш Сатпаев, писатели Мухтар Ауэзов, Габиден Мустафин, Габит Мусрепов поэты Абдильда Тажибаев, Аскар Токмагамбетов и Кажым Жумалиев, литературовед Есмагамбет Исмаилов, языковед-тюрколог Ныгмет Сауранбаев, музыковед Ахмет Жубанов, ученый Алькей Маргулан и другие представители народной интеллигенции. В том же году и был впервые опубликован цикл дастанов «Сорок батыров Крыма».

В 1947 году Мурын жырау передал в Фонд научной академии свою полную биографию и еще четыре эпоса про батыров. В том же году его пригласили в Республиканский дом народного творчества в Алма-Ате, где в течение нескольких дней он развлекал слушателей сказаниями и былинами.

28 апреля 1948 года Советом Министров КазССР был издан приказ о необходимости записать все творческое наследие Мурын жырау, собрать его и систематизировать. Но считать, что этот приказ был исполнен в полной мере не приходится. В списке записанных со слов жырау песен присутствуют рассказы и сказания о «Сорока батырах Крыма», о туркменском батыре Кероглу, об арабских правителях Рамузе и Ысырау, о «Жеті жұрт», некогда населявших территорию Мангистау, об истории обживания адайцами Мангистауской области, о перекочевке Беймамбета, об истории жизни акынов Нурыма Шыршыгулулы, Актана Керейулы и Кашагана Куржиманулы.

Сам Мурын жырау Сенгирбекулы скончался 29 августа 1954 года в городе Форт-Шевченко после продолжительной болезни. Его тело было похоронено на кладбище Сисем ата вблизи города. Последние годы жизни жырау провел с домброй в руках, возвеличивая героизм ногайских батыров.