В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект был направлен главам государств, а затем опубликован в прессе.
Впервые в официальном документе новое интеграционное
объединение было названо Евразийским союзом.
В настоящее
время все страны СНГ продолжают испытывать глубокий кризис во всех сферах
общественной жизни – экономике, политике, идеологии, межнациональных
отношениях, нарастает социально-экономическое напряжение. Это происходит в
условиях, когда развитие Содружества Независимых Государств определяется двумя
тенденциями. С одной стороны, происходит дальнейшее становление национальной
государственности, а с другой – наблюдается тенденция к интеграции стран
Содружества.
СНГ
как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении
межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ не
исчерпан. Тем не менее, существующая в настоящеевремя структура
органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в
полном объеме. На это обращают внимание не только руководители стран
Содружества, но и большая часть населения этих государств.
Опыт
прошлых лет функционирования СНГ показывает необходимость перехода на новый
уровень интеграции, который будет гарантировать соблюдение совместно принятых
обязательств всеми государствами-участниками.
Международная
практика показывает, что любое межгосударственное объединение переживает
различные этапы в своем развитии, дополняется новыми формами сотрудничества.
СНГ имеет существенные преимущества – высокую степень интегрированности
экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, а
также многонациональный состав большинства республик, общие исторические
традиции.
Все это
свидетельствует о необходимости сочетания процесса национально-государственного строительства с
сохранением и развитием на этой основе межгосударственных интеграционных
процессов. Логика истории такова, что интеграция в мировое сообщество возможна
лишь совместными усилиями всех стран Содружества, использующих сформированный
десятилетиями мощный интеграционный потенциал.
Сложившиеся
условия показывают, что наряду с совершенствованием механизмов СНГ не следует
рассматривать его как единственную форму
объединения. Как показала практика, дальнейшее развитие стран СНГ сдерживается
недостаточностью внутреннего потенциала каждой из них. Развитие последнего
возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства
на новой, рыночной основе.
Оставшиеся
в наследство структуры единого народнохозяйственного комплекса продолжают коррозировать.
Объективно отмирают отжившие формы экономических связей. Вместе с тем
нарушаются отработанные технологические связи, отвечающие экономическим
интересам наших стран в ближней и дальней перспективе.
Рыночные
реформации имеют универсальные закономерности. Ни одна страна не может их
игнорировать, не впадая при этом в экономический романтизм. Целесообразно
соединить усилия по рыночному реформированию экономик стран бывшего Союза на
основе уже сформировавшихся в течение десятилетий тесных хозяйственных
отношений.
Как показывает мировая практика, только при
коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную
модернизацию. В то же время мы видим, что продолжающиеся попытки решить эту
задачу отдельными странами СНГ в одиночку по-прежнему безуспешны. Они
останутся таковыми до реализации экономической интеграции на новых условиях. С
другой стороны, стала очевидной нереалистичность попыток переориентации в
какие-либо региональные экономические объединения в дальнем зарубежье.
ЕАС – союз
равноправных независимых государств,
направленный на
реализацию национально-государственных
интересов каждой
страны-участницы и имеющегося
совокупного
интеграционного потенциала. ЕАС является
формой
интеграции суверенных государств с целью
укрепления
стабильности и безопасности,
социально-экономической
модернизации в постсоветском
пространстве.
Серьезной
проблемой государств стала несогласованность ценовой
политики на экспортируемое
сырье, негативно отражающаяся на их экономическом положении. С другой
стороны, это вносит элемент нестабильности в устоявшиеся мирохозяйственные
связи, вынуждает третьи страны принимать жесткие санкции. Экспорт сырья и
энергоресурсов является наиболее важной статьей доходов наших государств. В
связи с этим назрела необходимость единой системы экспортной политики стран
СНГ в интересах всех государств-участников с принятием серьезных мер в случае
несоблюдения какой-либо страной согласованных квот и цен.
Важным
элементом обеспечения успешного проведения рыночных реформ является совершенствование национальных
законодательств стран СНГ.
Дальнейшая
модернизация невозможна без сближения законодательных основ хозяйственной
деятельности, поскольку существующие различия между ними становятся серьезным
препятствием интегративных процессов в экономике.
Учитывая
различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации
политических процессов, мы предлагаем формирование дополнительной
интеграционной структуры – Евразийского союза, сочетающейся с деятельностью СНГ.
При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы,
неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ. Это дает
основания говорить о настоятельной потребности в формировании нового
экономического порядка в СНГ. Цель – согласование экономической политики и принятие
обязательных для исполнения государствами-участниками совместных Программ
проведения экономических реформ.
Социально-экономический и политический
кризис протекает на фоне многонационального состава населения практически всех
государств СНГ. Вследствие этого растет межэтническое напряжение, приводящее не
только к внутригосударственной напряженности, но и в ряде случаев
перерастающее в межгосударственные конфликты. Такая ситуация подрывает сам институт
Содружества Независимых Государств. Следовательно, совместными усилиями
необходимо разработать механизмы сдерживания, локализации и погашения
конфликтов разного типа.
В
настоящее время все страны СНГ находятся в поисках форм государственного
устройства, адекватных внутренним условиям. Но, как показывает
практика, ни унитарные,
ни федеративные государства СНГ не могут быть признаны в полной мере
стабильными.
Решение
вопросов экономической интеграции диктует необходимость создания политических
институтов, обладающих достаточным объемом полномочий. Они должны включать в
себя функции регулирования взаимоотношений государств в собственно
экономической, политической, правовой, экологической, культурной,
образовательной сферах.
Таким
образом, настало время устранения препятствий для взаимодействия на более
высоком уровне и одновременном создании его инструментов.
В
настоящий момент происходит процесс дезинтеграции в сфере науки, культуры,
образования. Некогда единое культурно-образовательное пространство оказывается
разобщенным. В этих условиях утверждение, что «наука не имеет границ», оказывается
просто несостоятельным.
На
фоне усугубляющихся социально-экономических трудностей резко усиливается отток
специалистов из сферы науки, культуры, образования, снижение интеллектуального
потенциала, падение уровня и качества образования. Данные процессы приводят не
только к разрыву некогда единой системы, но и к изоляции от культурно-научных
достижений мировой цивилизации.
В то же
время стремление интенсифицировать интеграционные процессы в экономике и
политике должно опираться на сохранение и развитие согласованной политики в
сфере культуры, образования и науки. Необходимо сохранить и укрепить
интернационализацию процессов получения и практического использования новых
знаний. Интеграция исследований и разработок в научно-технической сфере стала
неотъемлемой частью глобализации промышленной деятельности вообще.
Изоляция
постсоветского пространства от мирового культурного и научного сообщества
чревата новым этапом отставания в технологической сфере.
Одной
из ключевых задач для новых государств является обеспечение территориальной
целостности и безопасности. В настоящее время постсоветское пространство
является зоной нестабильности, сочетания конфликтов различного типа, а также
испытывает воздействие очагов напряженности вне СНГ. Охрана внешних границ и
стабилизация ситуации в конфликтных регионах может осуществляться только
совместными усилиями всех заинтересованных государств, требует согласованного
подхода участников
к кругу вопросов оборонного характера.
Проблема
экологической безопасности остается одной из наболевших и нерешенных в
странах СНГ. Экологическая напряженность вызвана рядом причин. К ним можно
отнести последствия испытаний ядерного оружия, деятельности атомных
электростанций, загрязнение окружающей среды промышленными отходами,
деградацию природной среды в результате хозяйственной деятельности.
Эти
проблемы актуальны практически для всех стран СНГ, тем более что основные зоны
экологического бедствия, как правило, расположены в пограничных районах. Они
вызваны общностью сложившейся технологической базы, методов ведения
хозяйственной деятельности, в основе которых была заложена экстенсивная
направленность. Сегодня нельзя решить ни одну из этих проблем самостоятельными
усилиями одного, даже самого крупного государства. Сохранение окружающей среды
является глобальной задачей, требующей крупных капиталовложений, соединения
усилий всех государств.
Для
обсуждения предлагается проект создания нового интегративного объединения с
условным названием «Евразийский союз» (ЕАС).
Н.А.
Назарбаев
Президент
Республики Казахстан
Материал предоставлен Международным
научно-популярным журналом «Евразис»