Великая Победа всегда с нами!
07.05.2020 1801
Великой Победе 75 лет. К сожалению, с каждым годом все меньше остается живых участников Великой Отечественной войны – главных героев, принесших нашему народу эту Победу.

Есть общепринятый принцип: время лечит. Безусловно, с течением времени раны рубцуются, те неимоверно тяжелые всенародные страдания и горе, возможно, сглаживаются, притихают. Но эта война для народов всего постсоветского пространства никогда не станет забытой и оконченной. Для этого есть много оснований. Приведу лишь главные из них.

Во-первых, Великая Отечественная война 1941-1945 годов для всех народов СССР была освободительной, поэтому справедливой и благородной. Советский Союз ни на кого не нападал. Общеизвестно, вероломное нападение на нашу страну совершила фашистская Германия 22 июня 1941 года. С этого дня для каждого советского солдата и офицера, для каждого казахстанца и всего советского народа главным девизом стали слова «Наше дело правое, победа будет за нами». Мы победили. Какой ценой досталась нам эта Победа, будут помнить ещё многие и многие поколения. Они сквозь годы пронесут как Святыню 9 мая. В истории немало случаев, когда, к сожалению, и агрессоры празднуют свою победу в войне в виде пресловутых триумфальных арок, начало которым положил римский император Тит в 81 году, который был болен страстью демонстрировать свою легионерскую мощь. Весьма символично, что выдающийся немецкий писатель, антифашист, пацифист Э.М. Ремарк своё разочарование политикой западных провокаторов во второй мировой войне, имевших приверженность к таким пафосным маршам, запечатлел в своем романе именно под названием «Триумфальная арка». Победа советского народа в Великой Отечественной войне – это не пафос. Победа Советского народа в справедливой освободительной войне – это символ мужества и героизма, это святое наследие и величайшая духовная ценность. Это – Победа миллионов – миллионов героев «Бессмертного полка». Представители этого полка и сегодня памятны практически в каждой семье нашей страны как прадед, дедушка, отец, брат. Победа наша незабываема.

Во-вторых, Великая Отечественная война для советского народа была не просто столкновением двух армий. Эта война для нас с первых дней стала всенародной. В ноябре 1940 года зловещий тиран, преступник номер один в мире Гитлер, начав «План Барбаросса» - свой план нападения на СССР, самодовольно мудрствовал: «Как только мы начнем войну, в СССР все мужчины и парни будут мобилизованы на фронт. На заводах, фабриках, селах некому станет работать. Экономика СССР рухнет». Но этого не случилось. Кровавому тирану не дано было понять тогда, на кого он руку поднял. Как только началась война, страна стала единым фронтом, война стала всенародной. Седые, сгорбленные старцы, дедушки и бабушки, молодые матери, девушки в ватных фуфайках с туго затянутыми поясами, мальчики и девочки с совсем ещё не окрепшими суставами встали на место тех, кто ушел на фронт. Среди них был и я, автор этих строк.

Детство мое, опаленное войной, проходило в селе Полтавка, в колхозе имени Ворошилова Мартукского района нашей Актюбинской области. Отец ушел на фронт в январе 1942 года. Наш колхоз работал как безостановочный конвейер. Тяжелейшая участь особенно выпала на плечи молодых матерей и взрослых девушек. Один из примеров из жизни того времени. В мае месяце 1943 года женщины и дети сажали на картошку. Поле пахали на коровах. По сегодняшний день картина одна у меня перед глазами: одна женщина тянет веревку, привязанную за рога коровы, другая палкой подгоняет животное, третья двумя руками держит плуг, и так напряженно, чтобы плуг не пошел поверх земли. Основной колхозный гужевой скот: быки, лошади были заняты на главной, более важной работе – на пахоте и севе зерновых. А дети клали в борозду семенной картофель, не кидали, не бросали семена, а осторожно, как их учили, клали их на дно борозды. А другая группа детей вслед засыпала, закрывала борозду.

А ещё одну группу мальчиков и девочек сажали в строгий ряд для чистки картофеля. Возле каждого ребенка ставили чашку с картошкой, ведро воды и ножи. Дети чистили как могли и бросали картошку в ведро. Из этой картошки варили для всех обед. С тех пор я стал мастером по чистке картошки. Если сейчас проводились бы соревнования по чистке картошки, уверен, я стал бы чемпионом.

Конечно, не все получалось тогда у детей. Но хныкать, плакать было не принято. Если такое случалось, тут же следовало наказание, при том не обязательно от своей родной матери. Цель была общая – выстоять, выжить. А выстоять можно было только вместе. Изможденные наши матери, успокаивая своих детей, часто говорили: «Вот кончится война!».

А мальчики старше 9 лет считались уже взрослыми, их занимали более сложной работой: по очистке скотобазы, подготовке инвентаря на весенний сев. Наш колхоз планово сдавал государству скот, зерно. Особую торжественность придавали сдаче зерна с нового урожая. Помню, в конце августа, сентябре в нашем селе комплектовали длинный обоз из повозок, заполненных до верха зерном. Повозки были запряжены лошадьми, быками. На каждой повозке сидели по одной девушке: русские, украинки, казашки, одна из них была моей 17-летней сестрой. Все они были в красных косынках. На первой повозке был прикреплен транспарант из красного полотна с белой надписью: «За нашу Победу!». Провожали обоз сельские старцы, мужчины-инвалиды, заплаканные мамы и дети. Старцы давали напутствие как по пути выпасать тягловый скот, когда и куда водить их на водопой. Выехав за село, девушки сразу же хором запевали песню. Зов молодых сердец неукротим, он предвещал Победу.

Работа для фронта шла не только на колхозном поле, но и в каждой семье. Моя мать дома постоянно дубила кожу, сочетая с работой на колхозных фермах и полях. Дело в том, что в нашем сельсовете узнали, что она владеет технологией обработки кожи, и дали ей задание обработать для нужд фронта около двух десятков овечьих шкур. Результат: получалась белая как вата, мягкая как бархат кожа, которую сельсовет включал в собираемый фронтовой фонд. Позже, увидев в военных кинофильмах советских офицеров в белых полушубках, думал: «А может быть этот полушубок из той шкуры, которую сделала моя мама?».

Общая борьба за Победу облагораживала наши души, поэтому даже самое малое, сделанное в пользу фронта, воспринималось нами как высокая честь. Тем более, у нас было ощущение, и даже был опыт, что мы хотя и дети, тоже что-то можем. В связи с этим вспоминаю одну нашу работу в детстве. Это был март 1943 года. Мне было немногим более 6-ти лет, когда меня вместе с 6-8 летними мальчиками привлекли на работу по спасению колхозного скота, являющегося одним из основных источников выживания. В колхозе закончилось сено, начался падеж скота. Стадо коров и других животных вывели на проталины, где они могли пастись остатками прошлогодней травы. Нас, детей, как часовых, расставляли вокруг стада, чтобы оно не разбрелось. Закутывали нас во всё, что могли найти наши многострадальные мамы: старые, огромные размером ватные фуфайки, несколько слоев женских платков. Дети стояли по полдня, их меняли посменно. Колхозный скот был спасен. Это был ещё один вклад в нашу Победу. Каждый такой вклад достигался изнурительным трудом.

Но было одно мощное вдохновение, которое постоянно двигало нашими стараниями. Это подвиги наших отцов и братьев на войне. Мы слышали о победах нашей армии, наверное, это была победа под Москвой, наверное, это была победа в Сталинградской битве. У детей сияли глаза, когда они находили что-то рассказать о каком-либо подвиге своих отцов на фронте. Но нередки, совсем нередки были и такие дети, которые впадали в безутешное горе и молчали. Такая участь не миновала и меня. К лету 1943 года пришло извещение (қара кағаз) о гибели моего отца на фронте. Детство мое закончилось окончательно. У почитаемого нами казахского поэта Сырбая Мауленова есть такие строки:

«Есімде, бес әріп сөз – Жеңіс деген

У бар ма сол сөз үшін мен ішпеген?!»

(«Помню, слово из пяти букв –Жеңіс [Победа]

Разве есть яд, который я не испил ради этого слова»)

Да, сполна испили горький яд этой войны наши отцы и братья на полях и сражений, и весь народ, и стар, и млад в цехах и полях тыла.

Статистика о жертвах этой войны давно черной тяжестью теребит наши сердца. Сознание того, что жизнь каждого человека – это уникальная, неповторимая ценность, утрачивает смысл показывать эту статистику о десятках миллионов жизней, погибших в этой войне. Это не природная стихия, не цунами, не землетрясение. И поэтому трудно понять сегодня умом, что у истоков этой мировой трагедии стояли люди, носящие имя Человек. К сожалению, да. Это - авантюристическая кучка крестоносцев ХХ века.

В 30-40-ые годы ХХ века были все возможности не допустить войну. Но крупные державы (по духу тогда именуемые империалистическими) обуреваемы были одной мыслью: столкнуть Германию и Советский Союз. Их не устраивало усиление Германии и начавшееся усиление СССР. И поэтому весь период второй мировой войны и время, когда уже началась война между Германией и СССР, со стороны их западных зачинщиков были полны провокаций, нечистоплотных действий, двурушничества и грязной политической игры. Сразу же после начала Великой Отечественной войны президент США Рузвельт и премьер-министр Англии Черчилль пообещали открыть второй фронт против Германии. Но как стало понятно потом, обещания были сделаны вовсе не для выполнения. Как бы руководство Советского Союза не просило на всех встречах, конференциях об открытии второго фронта, в ответ произносились только обещания. Истинные причины такого поведения Англии и США были ясны. «Союзники» стремились максимально обескровить Советский Союз, против которого постоянно действовала подавляющая часть немецко-фашистских войск.

Политическую позицию западных держав того времени предельно ясно показывает следующий факт. Сразу же после начала войны между Германией и СССР сенатор Гарри Трумэн (ставший впоследствии президентом США) в газете «Нью-Йорк таймс» опубликовал своё заявление, в котором сообщалось, что США в этой войне будут помогать той стороне, которая будет терпеть поражение, чтобы они побольше убивали друг друга. Заявление поражает своим цинизмом. Но именно по такому сценарию и развертывались события: советские войска в одиночку вели кровопролитные сражения с германскими войсками. Англия и США, ограничившись обещаниями открыть второй фронт, заняли выжидательную позицию, высматривая как бы из-за кулис.

Между тем, советские войска все больше наносили тяжелые поражения врагу. После разгрома немцев под Москвой в декабре 1941 года Советские вооруженные силы одержали победу в Сталинградской битве. Летом 1943 года окончилась провалом попытка Германии перейти в наступление в районе Курска. После Курской битвы правящие круги США и Англии начали понимать, что Советский Союз и один может довести войну против Германии и её союзников до победного конца. Рузвельт, уговаривая Черчилля о необходимости открывать второй фронт, сказал следующее: «Если дела СССР пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится».

Англию и США совсем не устраивала перспектива оказаться в стороне от победы над фашистской Германией. На Тегеранской конференции глав государств СССР, Англии и США (28 ноября - 1 декабря 1943 года) Рузвельт и Черчилль сделали заявление, что они откроют второй фронт против Германии в мае 1944 года. Но обещанный срок и на этот раз не был выдержан. И только 6 июня 1944 года, т.е. когда до окончания войны оставалось уже меньше года, Англия и США объявив на весь мир, что открывают второй фронт против Германии, начали операцию высадки десанта на севере Франции в Нормандии. Десант с неба прикрывали 11 тысяч самолетов, что было похоже на демонстрацию силы.

Нормандская операция не оказала существенного влияния на ход войны. Немецкие войска не оказывали заметного сопротивления. Да и сопротивления и быть не могло, потому что три четверти германских вооруженных сил воевали на востоке против советских войск. Высадка войск Англии и США больше была похожа на военные учения, а не на военную операцию. Но тем не менее Запад не забывает помпезно отмечать юбилеи этой высадки, устраивая политические спектакли, торжественные Триумфальные арки, без всякого смущения объявляя себя победителями Второй мировой войны. В 1984 году во время празднования 40-летия Нормандской высадки некоторые американские профессиональные военные честно признались: «Фактически Германия проиграла войну не в рощах Нормандии, а на равнинах СССР». Советские войска не ощутили взаимодействия с «союзниками» - английскими и американскими войсками, составляющими второй фронт. На территории Германии немецкие воинские подразделения поголовно сдавались в плен англичанам и американцам. Они только успевали принимать сдающихся в плен немецкие части.

В немецких воинских частях повсюду произносились призывы, что война не на Западе, а на Востоке все силы нужно направлять против Красной Армии. Германия теперь всю оставшуюся военную силу направила против подступающих к Берлину советских войск, надеясь на достижение перелома. Вот почему сражения на подступах к Берлину и в самом Берлине были массированными и особо ожесточенными.

К тому же нацистские главари все ещё надеялись на сепаратный сговор с США и Англией. Так, в марте 1945 года в Швейцарии их доверенные лица вели через Аллена Даллеса (руководителя политической разведки США в Европе) секретные переговоры с США. Это было пособничество германскому фашизму со стороны западных держав не только в 1945 году, но и начиная с 1920-х годов к нацистской фашистской партии Адольфа Гитлера.

Но судьбу и этой войны, и Германии решали уже подступившие к Берлину советские войска. 8 мая 1945 года в Берлине под председательством маршала Г.К. Жукова состоялось торжественное подписание Акта о капитуляции Германии. 9 мая в СССР провозглашено Днем Победы.

Победа над агрессором – это мужество и героизм, это слава героев отчизны, святое наследие и величайшая духовная ценность народа, являющиеся основой прочности общества и национального кода. Из-за этого много в мире претендентов на такую Победу, желающих обесценить или вообще лишить нас нашей святой ценности. В политике и идеологии бывших наших «союзников» второй мировой войны постоянно проводится умаление роли советского народа и непомерное преувеличение роли западных государств в разгроме фашизма. В этих целях фальсифицируется история и переиначиваются её события. Ситуация такова, что после битвы на поле боя разворачивается война в истории, и в ней после войны из укрытий вылезают новые «герои». Политики и идеологи ряда стран, чтобы предать забвению причины военного безумия того времени, свои нечестные политические игры, нечистоплотные, неблаговидные действия пытаются уничтожить героическое наследие нашей Великой Отечественной войны, сносят памятники героям этой войны. Что может быть кощунственнее этого в политике. Оно невольно подводит нас к выводу: фашизм ещё не ушел в прошлое. Значит, проблема борьбы против войны все ещё остается актуальной. А против войны надо бороться пока она не началась.

Я уверен, человечество может жить без войн в полном мире. Такую надежду как бы это не казалось парадоксальным, вселяет мировой прецедент: пандемия коронавируса. Она принесла человечеству колоссальные бедствия. Мир ещё долго будет преодолевать её разрушительные последствия. Но сегодня буквально на глазах, в течение нескольких недель меняется формат межгосударственных отношений. Ещё вчера государства создавали взаимные барьеры, вступали в санкционные «войны», а теперь проблема гегемонии, власти, богатства, военного паритета отошли в сторону. Главной заботой для всех государств стала человеческая жизнь. Только для этой высшей ценности государства протягивают друг другу руки помощи.

Победа в Великой Отечественной войне была одержана советским народом во имя жизни Человека на земле. Наш долг – беречь это завоевание. Особо хотел бы обратить на это внимание нашей молодежи. Старшее поколение сделало всё возможное для вас, а ваш долг – беречь и сохранить это завоевание. А для этого нужно знать Отечественную историю – духовную ценность нашего народа. С этой целью в данной статье мы стремимся по возможности максимально рельефно и зримо отразить тот масштаб подвига, который был совершен советским народом в годы войны. Победа должна быть всегда с нами.

Бактыбай Утемисов,

профессор Казахско-Русского Международного университета (г. Актобе), кандидат исторических наук,

ветеран трудового фронта Великой Отечественной войны.