«Золотая нить истории» в национальных изделиях Айжан Абдубаит
05.02.2015 1783
В Музее Первого Президента в Астане состоялось открытие выставки художницы-зергера Айжан Абдубаит «Золотая нить истории», посвященной празднованию 550-летия Казахского ханства.

Айжан Абдубаит по крупицам восстанавливает забытые виды и жанры национального казахского прикладного искусства. Она дает новую жизнь древним традициям золотого шитья. За годы кропотливого труда ей удалось восстановить технику знаменитой золотой вышивки казахских мастериц - «зерлеу». Изделия с вышивкой позолоченными нитями изготавливались исключительно для представителей знати: ханов, биев, султанов.

Мужской чапан (бархат, канитель, золотое шитье «зер»)

Присутствующий на открытии выставки Калиолла Ахметжан, известный в Казахстане художник, историк и этнограф, высоко оценил золотошвейные работы Айжан Абдубаит: «Работа Айжан очень хорошая. Надо сказать, что искусство золотой вышивки начало теряться в XIX веке. Если тамбурная вышивка, также одна из разновидностей национальной вышивки, дошла до XX века, то золотая вышивка стала быстро забываться. Все потому, что пропали потребители этого искусства. Такую одежду носили только ханы, султаны, для них расшивали постельные принадлежности. После ликвидации ханской власти и уравнения султанов с простыми казахами, естественно, такие изделия некому стало потреблять».

Золотая вышивка в технике «зерлеу»

Калиолла Ахметжан уверен, что благодаря таким художникам-энтузиастам, как Айжан Абдубаит, нашему национальному искусству возвращается былое величие. «Айжан давно поставила перед собой задачу возродить казахскую золотую вышивку. Восстановление такого забытого вида искусства требует не только большого труда и таланта, но и исследовательской работы, потому что школа зерлеу утеряна, и нужно восстанавливать технику самостоятельно».

Платье и бешмет 


Свадебный наряд и головной убор невесты

Слева чапан Аблайхана

Камзол ханши Фатимы

Посетители выставки золотошвейных изделий отметили очень хороший вкус художницы. «Нет современной аляповатости, к которой мы уже начинаем привыкать и воспринимать как национальные вещи. На самом деле вот они сегодня здесь. Вышивка очень гармонично сочетается с материалами. Талант, вкус, профессионализм характеризуют работы Айжан. Ей удалось возродить забытое искусство, ее работы выполнены точь-в-точь как в музеях. Я рассмотрел все экспонаты: уровень исполнительского мастерства очень высок. Было бы очень хорошо, если бы и сейчас появились люди, которые начали использовать изделия с золотой вышивкой. Конечно, такие дорогие вещи не всем по карману. Но, покупая их, люди бы оказывали поддержку и нашему искусству, и нашим художникам», — делится мнением Калиолла Саматович.

Такой узор встречается на ханских халатах, до наших дней дошло всего 10 подобных экземпляров, и все они сегодня хранятся в музеях России. «На спине вышит символ космогонического характера. Мы видим изображение мирового древа, которое очень часто встречается на ханских халатах. Узнать здесь мировое древо сложно, потому что изображение художественно обработано. Вероятно, этот орнамент имел ритуальное значение. Сейчас мы, конечно, уже не знаем смысла. Но то, что этот узор имеет космический смысл, это очевидно», — продолжает комментировать золотошвейные изделия с точки зрения истории и этнографии эксперт Калиолла Ахметжан.

Думается, после увиденной роскоши, вкуса и богатства, многие задались вопросом: откуда пришла техника золотого шитья в казахскую степь? Сейчас очень трудно ответить на этот вопрос, но этнографы и историки полагают, что золотое шитье было у всех народов и есть подтверждения тому, что мастера учились друг у друга. «В золотой вышивке можно встретить и европейские, и русские элементы. Иногда на национальных коврах XX века можно увидеть вышитую розу. И естественно, это не казахский мотив. Происходило взаимовлияние искусства разных народов. Сама же техника зерлеу зародилась на Востоке, потому что именно там одежда и утварь знати отличалась пышностью. С Востока золотое шитье пришло в Европу и на Запад. Русское и бухарское золотое шитье из-за близкого соседства также могло оказать влияние на казахских золотошвеек».

Панно. Аят из суры Аль-Бакара

Серия «Родовые знаки»

Калта, подушки, детская одежда 

Воссоздание надгробного покрывала Ходжа Ахмеда Яссави — отдельная страница и гордость в работе мастерицы Айжан Абдубаит. Ей удалось провести реконструкцию национальной святыни. Месяцы кропотливой работы, стежок за стежком — и полотно удивительной красоты и истории вернулось на свое место в мавзолей. К слову, на открытии выставки директор Музея Первого Президента РК Алма Сагынгали вручила художнице благодарственное письмо от кластерного бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстан, Таджикистану и Узбекистану, где Айжан Абдубаит выражается благодарность за проделанную работу по реставрации и воссозданию покрывала надгробия Ахмеда Яссави, памятника Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО».

Фрагмент реконструкции надгробного покрывала Ахмеда Яссави 

Айжан Абдубаит — единственная в Казахстане художница-зергер, работающая в технике зерлеу. Она продолжает традиции золотошвейного шитья, дошедшего до нас из глубины веков. Техника золотого шитья зерлеу — это поистине культурное достояние казахского народа. В этом смогут убедиться все посетители выставки «Золотая нить истории» Айжан Абдубаит.