В картинной галерее «Астана» открылся зал графики и скульптуры
30.01.2015 1913
В Национальной картинной галерее «Астана» состоялось торжественное открытие зала графики и скульптуры, где представлены работы авторов, внесших колоссальный вклад в национальное искусство.

«Оттепель» 60-х годов прошлого столетия подарила искусству Казахстана целую плеяду одаренных художников, графистов, скульпторов. Это художники Кулахмет Ходжиков, Евгений Сидоркин, Макум Кисамединов, Исатай Исабаев, Хасен Абаев, Валентин Антощенко-Оленев, Михаил Антонюк, Константин Баранов, Николай Гаев, Николай Аштема, Шокан Толеш, скульпторы Хакимжан Наурызбаев, Анатолий Билык, Гюнтер Гуммель, Ескен Сергебаев, Еркин Мергенов. Их имена гремели в свое время на весь Казахстан, они становились лауреатами всесоюзных выставок, их работы получали признание на крупнейших европейских симпозиумах.

Работы этих художников и скульпторов стали классическими и пополнили золотой фонд изобразительного искусства Казахстана. Произведения перечисленных классиков представлены в новом открывшемся зале графики и скульптуры картинной галереи «Астана». Все они выполнены в различных техниках и на различные тематики. Очень многие работы посвящены истории, культуре и литературе Казахстана.

Валентин Антощенко-Оленев

Михаил Антонюк

Исатай Исабаев

Одним из посетителей выставки оказался Бахытбек Мухаметжанов, ученик первого профессионального скульптора Казахстана, основателя казахстанской школы скульптуры Хакимжана Наурызбаева. «Хакимжан аксакал добился открытия отделения скульптуры в художественном училище. Я поступал в АГТХИ имени Жургенова на отделение скульптуры художественного факультета, где преподавал Наурызбаев. Он стал руководителем моего диплома. Он был очень хорошим учителем», — рассказывает скульптор, профессор Бахытбек Мухаметжанов. 

Бахытбек Мухаметжанов рядом со скульптурой Хакимжана Наурызбаева «Портрет Джамбула»

Хакимжан Наурызбаев является автором более 300 произведений, в числе которых знаменитые памятники Абаю Кунанбаеву и Чокану Валиханову в Алматы. «У Наурызбаева было очень много работ, в основном это большие памятники. К примеру, памятник Абая в Алматы на пересечении улиц Абая и Достык. Считаю, что это лучший памятник в Казахстане, установленный поэту. Хакимжан аксакал смог создать именно образ Абая, а не просто портрет. У него также есть скульптуры Жамбыла, Ауэзова, Сейфуллина. Он в основном работал в портретном жанре, эти его работы очень сильные», — считает Бахытбек Мухаметжанов.

Это скульптура знаменитого Анатолия Билыка, человека-легенды. Его скульптуры являются визитной карточкой Караганды и неотделимы от истории строительства и развития этого города. Анатолий Билык вместе с супругой приехал из Украины в Караганду, когда она представляла собой всего только несколько улиц. Так и остался, вся его жизнь связана с шахтерским городом и Казахстаном. Памятник «Шахтерская слава», монумент металлургам — это лишь малая доля среди шедевров мастера.

На выставке представлено большое количество графических листов, линогравюр, литографий талантливейших художников Казахстана. К сожалению, сегодня издательства больше не нуждаются в художниках-графистах, постепенно литературная графика как жанр исчезает. Нет сегодня таких профессионалов, как Сидоркин, Исабаев, Кисамединов, Абаев.

Очень интересны графические работы Евгения Сидоркина. Он оказался в Казахстане, будучи взрослым человеком, окончившим Ленинградский художественный институт имени Репина вместе с супругой, знаменитой художницей Гульфайрус Исмаиловой. Никогда прежде не имея дела с казахской культурой, историей и литературой, он будет создавать шедевры, как если бы он был настоящим сыном казахского народа. Сидоркин нашел свою тему и поистине достиг в ней совершенства. Он создавал образы, передавал дух и свое видение прочитанных литературных произведений.

Емкость, выразительность, образность видения — все это почерк литографий Евгения Сидоркина. Он автор иллюстраций к роману-эпопее М. Ауэзова «Абай», «Казахскому эпосу», «Народных игр», сборнику сказок «Веселые обманщики», серии «Читая Сакена Сейфуллина». За двадцать с лишним лет работы, как говорил сам художник, он проиллюстрировал практически все легенды казахского народа. Это и «Козы-Корпеш и Баян-Слу», и «Кыз-Жибек», и «Камбар-батыр», и «Кобланды», и «Айман-Шолпан», и «Алпамыс-батыр».

Имя еще одного непревзойденного художника-графика Макум Кисамединов. Он создал цикл графических работ, посвященных Махамбету Утемисову. Ему удалось передать мужественный и одновременно трагический образ великого поэта-бунтаря. Эти графические работы вошли в книгу «Мое имя — Махамбет», посвященную 200-летию поэта. Блистательна его серия графических работ к «Фаусту» Гете. Она отмечена высшей наградой на международном конкурсе в Лейпциге.

В золотой фонд изобразительного искусства Казахстана по праву входят и произведения известного художника Исатая Исабаева. Он является автором более тысячи станковых, графических и живописных работ, которыми проиллюстрированы сто произведений.

Работы скульпторов и художников-графистов, вышедших из 60-х годов XX века, являются достоянием культуры Казахстана. Они настолько живы, талантливы, образны, осмыслены и богаты, что превращались в классические произведения национального искусства, едва родившись в руках своих авторов.