Кылыштасу — возрожденное казахское боевое искусство
16.01.2015 2875
Спустя сотни лет этот забытый вид боевого искусства вернулся в Казахстан.

В казахских степях будущих воинов с малолетства обучали владению оружием. Юношам необходимо было овладеть пятью видами оружия, или бес кару. Юные батыры осваивали стрельбу из лука, метание копья и топорика, фехтование на мечах (кылыштасу), удары палицей (балта). Только те джигиты, кто овладел всеми пятью видами оружия, готовы были к сражениям с врагами.

Кылыштасу — древнее казахское искусство боя. С течением времени оно исчезло из народной памяти и традиций. Но сегодня кылыштасу активно возрождается людьми небезразличными к истории своего народа, теми, кто дорожит богатыми национальными традициями. С 90-х годов группой профессиональных каратистов во главе с вице-президентом Федерации каратэ-до РК Жасталапом Санауовым кылыштасу, или традиционное казахское искусство владения мечом, возвращается в Казахстан.

— Жасталап Абдиканович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой кылыштасу как разновидность казахского боевого искусства.

— Кылыштасу — это разновидность боевого искусства казахов. Это фехтование на мечах или как их еще называют кылышах. В старину это были стальные мечи, сегодня используются нетравматические спортивные варианты. 

Соревнования по кылыштасу, 2014 год 

Боевое искусство казахов называется бес кару — владение пятью видами оружия. Это стрельба из лука, метании копья, кылыш (меч), балта (разновидность палицы) и топорики. Воин должен был владеть всем этим оружием. У тюрков кылыши были очень массивными, тяжелыми, длинными и требовали определенной технической подготовки. С появлением булатной стали меч стал уменьшаться в размерах.

Мы занимались прикладным каратэ — кобудо, где используются нунчаку, тонфа. Все они когда-то были сельскохозяйственными орудиями жителей Акинавии, которым не разрешалось использовать оружие после захвата острова японцами.

Так получилось, что нунчаку среди наших детей «не пошли». Поэтому вместо них мы решили дополнительно ввести свой национальный элемент.

Тренировка, 2001 год 

Первый большой турнир мы провели в 2001 году в Алматы во Дворце спорта имени Балуана  год Шолака, он назывался «Снежные барсы». Тогда же мы сделали официальную презентацию кылыштасу. С тех пор ежегодно проходит чемпионат по каратэ, в программу которого обязательно включены соревнования по кылыштасу для детей 8–9, 10–11, 12–13 лет. Это командные соревнования, когда каждая область выставляет «стенку» — троих спортсменов разных возрастных групп, которые соревнуются с представителями других областей.

Чемпионат, 2001 год

Обучая детей кылыштасу, мы также рассказываем им об истории казахского народа, Кодексе батыров. Если мужчина становился батыром, то он являлся им до конца своей жизни. Существовало профессиональное войско для защиты своей территории от врагов. Эти воины очень чтили Кодекс батыров. Чаще всего это были потомственные батыры. С малых лет к мальчику приставляли наставника, известного родственника или друга батыра, который вел его по жизни. Такой человек обучал юношу владению оружием сначала на деревянных мечах, копьях, палице. Потом, естественно, было настоящее оружие, и дети в 12–13 лет уже участвовали в сражениях, получая первое боевое крещение.

— Какими еще методами происходила подготовка профессиональных воинов?

— Мальчиков готовили с детства. Также очень многие национальные игры, например, кокпар, кылыштасу, найзаласу (схватка на копьях) способствовали развитию тех или иных качеств будущего воина. Очень много было игр на меткость, развитие дальности и глазомера, к примеру, асык. Очень многие детские игры с течением времени, к сожалению, забылись.

— Можно казакша курес рассматривать как часть подготовки будущих воинов?

— Отчасти, да. Но все же это было состязание, которое устраивали на торжествах, поминках, свадьбах. Кроме казакша курес, еще одной ритуальной игрой у казахов был сайыз — своего рода рыцарский поединок. Позже такие турниры были утеряны, были даже запрещены какое-то время, потому что во время них погибало много людей. В сайыз участвовали даже женщины.

Когда мы занялись возрождением кылыштасу, то столкнулись с трудностями. В первую очередь это был большой временной разрыв, за который было забыто очень многое в этом искусстве. Аналогичное произошло и в Японии. После многочисленных запретов и искоренения японские боевые искусства начали возрождаться только после поражения во Второй мировой войне. В то время, когда необходимо было восстанавливать дух японцев.

Мы начали работать над техническими приемами кылыштасу, обращались к мастерам. Нам очень помог археолог Стас Потапов, который недалеко от Тамгалы открыл паломническое воинское место Каракыр, где проходили ритуалы для воинов. В этом месте собирались старейшины, решалось воевать или не воевать, посвящали в воинов, выбирали главнокомандующего. Здесь же остались многочисленные древние наскальные изображения воинов. Все это очень помогло нам в восстановлении техники кылыштасу. Также художник, историк, специалист по оружию Ахметжан Калиолла очень помог нам в восстановлении исторической основы кылыштасу.

— В каком году вы занялись возрождением кылыштасу?

— Это были 1990-е года. Всю жизнь я занимался каратэ, в какой-то момент мне стало интересно, какие боевые искусства существовали когда-то у нас. Мы предполагали в то время, что у казахов были кулачные бои наподобие каратэ, ушу. Чем больше мы углублялись в поиски подтверждений, тем становилось понятнее, что этот вид у нас никогда не был распространен, потому что у нас всегда использовалось оружие. А каратэ и ушу, как известно, развивалось в условиях запрета оружия.

— В кылыштасу сегодня действуют те же правила, что и много веков назад?

— Да, мы восстановили правила и самое главное технику.

— Какие еще виды боевого искусства сегодня возрождаются?

— Мы пробуем сейчас заниматься найзаласу, следует также заняться айбалта — боем на топорах, который, как говорят историки, сыграл большую роль в сражениях с джунгарами. Джунгары были очень сильны в монгольской технике владения длинным копьем, которую применяли и казахи. Айбалта — очень древний вид оружия, который запечатлен и в наскальных рисунках. Помимо пик, казахское войско вооружилось еще и топориками. Особенность их техники такова, что когда крутишь топориком, непонятно в какую сторону он полетит. Этот прием сбивал внимание врага. Мне очень понравилось, что это нашло отражение в сцене сражения с джунгарами в фильме «Жаужүрек Мың бала». Если вы увидите изображения ханов конца XIX — начала XX века — у всех у них есть айбалта, который часто висит на поясе.


Людмила Выходченко

Похожие статьи: 

«Я считаю, что қазақ күресі была всегда». Интервью с Сарсеном Куранбеком

Когда появилась одежда казахских палуанов?