Угрозы социальной безопасности Республике Казахстан, исходящие из региона Центральной Азии
25.09.2013 1883
Основными составляющими социальной безопасности являются: этнокультурная, конфес­сиональная, социально-демографическая (в которую так ­же входит защита здоровья населения).

На сегодняшний день секторы безопасности, особенно сектор социальной безопасности, является одним из наиболее актуальных и изучаемых проблем в современном мире. Наряду с государственными деятелями и военными стратегами, на освещение и прогнозирование проблем безопасности стали претендовать экономисты, международники, социологи, правоведы, экологи, медики, программисты, культурологи, представители духовенства, СМИ и др.

Данный сектор безопасности включает в себя множество различных аспектов, угрозы для него напрямую связаны с человеческим фактором, имеют отношение ко всему обществу, к отдельным социальным группам, личности.

Основными составляющими социальной безопасности являются: этнокультурная, конфес­сиональная, социально-демографическая (в которую так­же входит защита здоровья населения). Коротко остановимся на каждой из них.

К одной из особенностей республики относится пестрый этнический состав ее населения. На формирование этни­ческой структуры народонаселения Казахста­на существенное влияние оказали устойчивые миграционные процессы, вызванные столы­пинской реформой начала XX века, коллекти­визацией 1920-х, депор­тацией и военной эвакуацией 1940-х, освоением целинных земель 1950-60-х гг., миграциями 1990-начала 2000-х гг.

По данным за 2005 год наиболее значительны­ми по численности этносами Казахстана явля­ются: казахи (58,9%), русские (25,9%), украин­цы (2,9%), узбеки (2,8%), уйгуры (1,5%), татары (1.4%), немцы (1,2%).

В условиях социально-экономической нестабильности, порождающей недовольство среди населения, полиэтнические сообщества зачастую являются наиболее подверженными общественным волнениям и катаклизмам.

Конфессиональная составляющая безопасности выражается в обеспечении права конкретного человека на свободу совести и выбора вероисповедания. В Казахстане две традиционные религии: ислам и православное христианство, которые играют стабилизирую­щую роль во внутренней жизни государства. Но значительную угрозу сложившемуся балансу может вызвать появление радикально-клерикальных группировок, многие из которых выступают против светской формы правления, посредством популистских лозунгов активно вербуют в свои ряды новых членов.  Питательной почвой для множества нетра­диционных религиозных сект является сущест­вующий кризис идейных ценностей, неуверен­ность в завтрашнем дне, социальная депрес­сия, которая охватила значительную часть на­селения и, в первую очередь, молодежь. В частности, подобного рода угрозу представляет импорт идей ваххабизма как крайней, непримиримой ветви ислама, которая уже вызывает серьезные опасения в сопредельных Узбекистане и Кыргызстане.

Как и во многих иных регионах мира, угрозы социальной безопасности тесно связаны с такими внутренними для ЦА проблемами как ухудшение социально-экономического положения широких масс, имущественное и социально-правовое расслоение общества, сложная демографическая ситуация, нехватка жизненно важных ресурсов, утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, рост коррупции и криминализация общества, слабая работа правоохранительных органов, государственных и общественных органи­заций по защите прав граждан.

В 1990-е гг. острой для РК проблемой являлось сокращение численности населения страны. Миграционный отток в 1990-е годы стал одним из главных факторов снижения численности населения Казахстана. За период с 1992 по 2003 годы страну покинуло, по официаль­ным данным, 2,9 млн. человек. Среди выбыв­ших в 1990-е годы 63-65% составили группы трудоспособного возраста;около 45% населения (старше 15-ти лет) - люди с высшим и средним специальным образованием. Однако после 1999 года, когда основная масса эмигрантов уже покинула страну, наметилась тенденция некоторого роста (на 0,8% в 1999-2005 годах). При этоминтенсивность роста казахского населения в южном и западном регионах была почти в два раза выше, чем в северном, восточном, и центральном. Таким образом, стала прослеживаться условная этническая поляризация населения: казахи концентрируются на западе и юге, русские — на северо-востоке Казахстана.

На фоне наметившейся в начале нового века тенденции естественного прироста населения страны, гораздо менее оптимистичными выглядят многие показатели качества жизни людей. Продолжительность жизни в Казахстане находится на крайне низком уровне. Начиная с 1993 года, она не поднималась выше 66 лет, а в 1995 году составляла всего 63,5 года, что ниже продолжительности жизни даже в развивающихся странах, в которых она согласно всемирному Отчету о человеческом развитии за 2005 год составляла 64,4 года. В странах Центральной и Восточной Европы и СНГ средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении была на уровне 69,3 года, в развитых странах – в среднем 77 лет.

Растут по­казатели материнской и младенческой смерт­ности. По данным Минздрава РК показатель материнской смертности за пять месяцев 2007 года составил 48,9 на 100 тыс. рожениц, против 43,2 за аналогичный период 2006 года. Отрицательная динамика отмечается за счет роста данного показателя в Мангистауской, Атырауской, Павлодарской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях и в Астане.
Показатель младенческой смертности за пять месяцев 2007 года составил 15,1 на 1000 родившихся живыми, против 14,5 за аналогичный период 2006 года. Высокие показатели смертности детей первого года жизни зарегистрированы в Кызылординской (20,4), Мангистауской (18,8), Южно-Казахстанской (18,7) и Жамбылской (17,9) областях. Опасность укрепления данной негативной тенден­ции тем более реальна, если принять во вни­мание нынешнее состояние системы здраво­охранения. За последние 8-9 лет идет процесс не­уклонного снижения количества лечебных заведений и ухудшения качества медицин­ских услуг. Особенно сильны эти тенденции в сельской местности, где еще проживает почти половина населения Казахстана (7 млн. 112 тыс.). Здесь более 1500 сел и аулов не имеют никакого медицинского учреждения, что ставит под угрозу жизнь многих граж­дан Казахстана и создает благоприятные ус­ловия для ухудшения эпидемиологической обстановки.

По совокупному охвату обучением населения (отношение всех обучающихся в любом возрасте к населению в возрасте 5–24 года) Казахстан занимает только 4 место в СНГ (85%). Кроме того, эксперты отмечают низкое качество получаемого среднего и высшего образования. По показателю доступности высшего образования Казахстан в мировом рейтинге находится на 36 месте, а по качеству и доступности образования в целом – на 59.

Одной из острейших угроз социальной безопасности Казахстана, физическому и моральному здоровью его населения, является транзит через территорию страны наркотиков.

Наркотики стали одним из наиболее круп­ных объектов мировой торговли. Объем незаконно­го оборота наркотиков оценивается в 500 млрд. долл. США, что составляет свыше 8% мировой торговли - больше, чем, например, торговля автомобилями. По мнению специалистов, около 90 млрд. долл. США доходов от наркобизнеса ежегод­но отмывается на финансовых рынках. Наркомания несет человечеству огромные бедствия. Нелегальное производство и торговля наркотиками порождают преступность и насилие.

Крупнейшим производителем наркотиков опийной группы сегодня является Афганистан. Целый ряд соседних с Афганистаном государств, в том чис­ле и бывших союзных республик, превра­тились в коридор для поставки наркоти­ков в Европу. Сегодня в ЦА, по оценкам независимых экспертов, число так или иначе вовле­ченных в сферу оборота наркотиков пре­высило миллион человек.

Маршруты афганских наркотиков на Вос­ток по Каракорумскому шоссе в Китай и на запад через Иран в Европу осложнены тем, что руководство КНР и Ирана весь­ма жестко противодействуют деятель­ности наркобизнеса на своих террито­риях. В Китае за торговлю или провоз 1 кг опия или 50 г героина преступнику гро­зит смертная казнь. В Иране смертная казнь предусмот­рена за обнаружение 30 г героина или 5 кг опиума, хотя в последние годы, под давлением мировой общественности, исполнение смертных приговоров суще­ственно сократилось. Очевидная неадекватность мер противодействия наркобизнесу (в том числе законодательных) со стороны центрально-азиатских стран, коррупция государственных органов, массовое вовлечение в этот бизнес местного населения, относительно отлаженная система коммуникаций, оставшаяся с советских времен, способствуют тому, что основным путем транспортировки наркотиков из Афганистана в Россию и Европу является ЦА, и в частности, Казахстан.

В Казахстане данная про­блема проявляется на трех уровнях: во-первых, территория республики исполь­зуется как транзитный коридор для транспортировки «тяжелых» опиатов из государств Юго-Западной Азии через Россию в Европу; во-вторых, Казахстан сам является сегментом мирового наркорынка (по оценкам экс­пертов, объемы наркотранзита через территорию республики составляют около 100-150 т ежегодно, из которых примерно 30% реализуется на его территории) и, в-третьих, Казахстан призна­ется международными экспертами как страна - производитель каннабиса (ко­нопли), объем мирового производства которого составляет около 30 тыс. тонн. Этот вид природного нар­котика распространен в 120 странах, в том числе и в центрально-азиатских.

Ситуация осложняется тем, что проблема борьбы с наркотрафиком тесно связана с организованной преступно­стью и трансграничной контрабандой.

Еще одной угрозой, имеющей отношение к социальной безопасности страны, является незаконная миграция граждан центрально-азиатских  республик и других стран на территорию Казахстана.

   В настоящее время проблема нелегальной миграции стоит перед многими странами мира. Поскольку страны находятся на различных ступенях экономического развития, люди из менее развитых стран едут на заработки в другие более экономически развитые государства и готовы выполнять практически любую работу за низкую плату. В планетарном масштабе в числе причин называют экономические (стремление больше зарабатывать, поменять стиль жизни, имея в виду, прежде всего, ее материально-финансовый аспект), политические (вследствие войн, вооруженных конфликтов), экологические (в связи с небывалой засухой), демографические (направленные на воссоединение семей мигрантов).

Эти люди зачастую становятся рабами, подвергаются угнетению и чрезмерной эксплуатации, практически не имеют никаких средств защиты своих прав. В подавляющем большинстве случаев нелегальные перевозки людей осуществляются при непосредственном участии организованных преступных групп. Многие страны, в том числе Казахстан, являются одновременно странами и эмиграции, и иммиграции, а также транзита мигрантов, т.е. в этот опасный контрабандно-миграционный водоворот вовлекается и ЦА, включая Республику Казахстан. По данным МВД РК, за последние три года за различные нарушения правил въезда и пребывания было привлечено к административной ответственности более 100 тысяч иностранцев, из которых за злостные нарушения выдворены за пределы Казахстана около 50 тысяч человек. По оценкам экспертов, в Казахстане по итогам 2005 года количество нелегальных трудовых мигрантов составило около 300 тыс. человек. Это в основном граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Литература

 1.  Основные показатели Республики Казахстан. – Алматы: «Азия-Инвест», 2005. – С.9.

2.   Соин Д.Ю. Этнополитические конфликты: аналитический обзор // Социологический журнал, 1998. №3.

3.  Тусупбаева Г.А. Геополитические факторы обеспечения национальной безопасности – составные параметры государственной политики Республики Казахстан // Казахстан – спектр, 2005. №2. – С.23.

4.  Султанов Б.К. Территориально – пограничные проблемы в Центральной Азии // (www.kisi.kz).

5.  Данные по: Алексеенко А. Население Казахстана между прошлым и будущим (http://www.polit.ru).

6.  Там же.

7.  Данные по: Шокаманов Ю.К., Ильясова А.К. Бедность в Казахстане и развитие (http://www.idc.nursat.kz).

8.  UNDP. HumanDevelopmentReport 2005. - NewYork: OxfordUniversityPress, 2003. – р.117.

9.  Показатели материнской и младенческой смертности в Казахстане остаются высокими (http://www.kz-today.kz).

10.  Там же.

11.  Шокоманов Ю. Развитие человеческого потенциала: войдет ли Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира? // Kazakhstan, 2006. №1. – С.38.

12.  Тажбенова Н. Дефицит гениев // Эксперт, 30 октября 2006. №40. – С.24.

13.  Жатканбаев Е. Международный экстремизм и терроризм как угроза национальным интересам Казахстана.// Саясат – policy, 2005. №1.

14.  Олкотт М.Б., Удалова-Эварт Н. Наркотраффик на великом шелковом пути: безопасность в Центральной Азии. - М.: Центр Карнеги, 2000. - С.5.

15.  Куртов А. Наркобизнес в Центральной Азии: история болезни и пути лечения // ANALYTIC, 2004.№1. – С.15.

16.  Там же. – С.18.

17.  Байсалбаева Ж.А. Наркотрафик как угроза национальной безопасности Республики Казахстан // ANALYTIC, 2004.№1.

18.  По данным МВД РК, за последние три года была пресечена деятельность 82 преступных группировок, специализировавшихся на организации нелегальных перевозок граждан Узбекистана, Таджикистана и Киргизии на территорию Казахстана и далее в Россию и страны Западной Европы (http://www.mvd.kz).

19.  Сарсембаев М.А. Борьба с контрабандой мигрантов, незаконной миграцией в Казахстане и международное право // «Казахстан – Спектр», 2005. №3.

20.  Сайт МВД РК ( http://www.mvd.kz).

21.  В Казахстане по итогам 2005 года количество нелегальных трудовых  мигрантов составило около 300 тыс. человек (http://www.altaiinter.info).


Сахиев Саулет Ерназарович ст. преподователь КГУ им. Коркыт Ата