Социально-экономическое положение государств Центральной Азии (1990-е – начало 2000-х гг.)
16.03.2018 3687
В статье рассматривается социально-экономическое положение государств Центральной Азии, формирование и основные приоритеты Союза Центрально-Азиатских государств.

В статье рассматривается социально-экономическое положение государств Центральной  Азии, формирование и основные приоритеты Союза Центрально-Азиатских государств, тенденции регионального сотрудничества.

К концу ХХв. страны Центральной Азии имели все необходимые предпосылки региональной экономической интеграции, а это открывало широкие возможности для решения комплекса экономических, социальных и экологических проблем региона. Тем более геополотическое положение Центрально-Азиатского региона имело важнейшее стратегическое значение. Защита национальных экономик внутри одного географического пространства становится тенденцией глобального развития.Создана организационная структура для углубления взаимодействия стран Центрально-Азиатского региона. Страны региона развиваются неравномерно, но тем не менее открывается путь к реальной интеграции. В последние годы политика развития стала приоритетным направлением во многих странах Центральной Азии.

К концу ХХ в. стало очевидным, что потенциал индустриальной эпохи в значительной степени исчерпан, технический прогресс уже не дает ожидаемых высоких темпов роста производительности труда и экономической динамики. Большинство стран ощутили острую нехватку ресурсов для решения назревших экономических и социальных задач. Мировая валютно-финансовая система создала основу затяжного и глубокого современного глобального технологического кризиса. Предстояла важнейшая задача – поворот технологической политики в целях использования лучших интеллектуальных достижений и ресурсов не для создания оружия уничтожения и самоуничтожения, а для преодоления технологического кризиса, который охватил мир в начале ХХI в. На планете накопилось немало противоречий, крупные глобальные проблемы, которые могут быть решены на базе партнерства стран и цивилизаций. Это борьба с международным терроризмом, угрозой потепления климата, мировые эпидемии, преодоление отсталости многих стран, обеспечение энергетической безопасности.Современный мир начала  ХХI в. – это мир локальных цивилизаций, показывающих пространственное разнообразие исторического наследия и современного бытия человечества. И только сохранение и развитие этого разнообразия на принципах партнерства может гарантировать процветание в будущем этих цивилизаций [1, с. 24]. Защита национальных экономик внутри одного географического пространства становится тенденцией глобального развития. В связи с этим, анализируя возможные пути решения наиболее животрепещущих проблем, Глава государства Республики Казахстан был убежден, «…только сообща можно обеспечить устойчивое экономическое развитие государств. Что важной тенденцией современного мира является трансформация однополярной системы мироустройства в многополярную» [1, с. 253].

Центрально-Азиатский регион в силу своего геополитического положения имеет важнейшее стратегическое значение. В условиях интеграции в мировое сообщество была вырабатана стратегия межгосударственного взаимодействия стран ЦАР и путем проведения государствами Центральной Азии согласованной экономической политики, сформировано Единое экономическое пространство. Основные приоритеты – вопросы формирования общего энергетического рынка, взаимодействия транспортных комплексов и развития транзитного потенциала, эффективного использования водных ресурсов, повышения продуктивности орашаемого земледелия и внедрения современных технологий в сельском хозяйстве.

В 1990-е годы страны Центрально-Азиатского региона (и в том числе Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан) пережили период глубоких структурных изменений, что отразилось на развитии их экономического потенциала. Экономическое развитие государств Центральной Азии в первое десятилетие независимости состоит из двух периодов: резкий спад в первой половине 90-х гг. и робкий, небольшой подъем во второй половине. Экономическая ситуация в Центральной Азии польностью зависела от мировых цен на сырьевые ресурсы и металлы, а также от притока иностранных инвестиций. Во всех государствах в начале 1990-х годов наблюдался спад экономики, и лишь с 1996 года отмечается тенденция стабилизации и экономического роста. Проведенный анализ структуры экономики государств позволил сделать вывод, что более 20% объема ВВП в этих странах приходилось на промышленность. В частности, для Узбекистана и Казахстана приоритетными отраслями экономики являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, атомная промышленность, для Кыргызстана – гидроэнергетика. Казахстан обладает коммерческими запасами 3 черных металлов, 29 цветных, 2 драгоценных, 84 видов промышленных минералов, а также энергоносителями. Является крупнейшим в мире производителем бериллия, ниобия, галлия, титановой губки, рения. По производству урана республика занимает 7 место, серебра – 9 место, цинка и глинозема – 10 место в мире [2, 45 л.]. Природные ресурсы Узбекистана также достаточно многообразны и создают благоприятные условия для развития отраслей минерально-сырьевого комплекса экономики. Узбекистан находится в числе мировых лидеров по обеспеченности запасами серебра, вольфрама и фосфоритов, калийной соли, редкоземельных металлов и других ценных минералов, в частности, по разведанным запасам золота, урана, молибдена, по подтвержденным запасам меди, природного газа. По добыче кадмия Узбекистан занимает третье место в мире, урана – шестое, золота и природного газа – восьмое. Кроме того, республика входит в число 15 крупнейших стран по добыче молибдена, полевого шпата и ряда других видов промышленного сырья [2, 46 л.].

Кыргызстан стал первой страной из постсоветских государств, принявшей участие в финансовой реструктуризации. Кыргызстан располагает уникальными гидроэнергетическими ресурсами. Их рациональное использование позволит решить задачу обеспечения соседних регионов Казахстана и Узбекистана дешевой электроэнергией и водными ресурсами взамен поставок экибастузского угля и узбекского газа, создания нормальных технологических условий для работы Центрально-Азиатских энергосистем в параллельном режиме и увеличения экспорта электроэнергии на внешний рынок. Мировое сообщество проявляло особое отношение к Центрально-Азиатскому региону, расположенному в центре Евразийского пространства и представляющему большие возможности с точки зрения транзитного потенциала, насыщенности энергоресурсами, а также емкости и перспективности рынка. Именно эти годы все государства региона избрали различные модели развития. Республика Казахстан выбрала «Казахстанский путь» развития. Перед Республикой Казахстан встала необходимость поиска ресурсов, способных поддержать переход от плановой централизованной экономики к рыночной. Необходимо было определить и  создать совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, влияющих на привлекательность инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска, т.е. благоприятный инвестиционный климат [3, с. 270].

Одной из самых важных экономических идей Президента, нацеленных на экономический прорыв Казахстана, является Стратегия «Казахстан-2030». В этом документе он определил и научно обосновал ключевые направления государственной политики в области последовательного проведения реформ во всех сферах экономической, социальной и общественной жизни, укрепления государственности Казахстана и общеполитического единства народа. Стратегия стала масштабным проектом дальнейшего пути развития страны в долгосрочной перспективе и выдержала вызов времени [4, с. 7]. Мировой экономический кризис выявил острейшую необходимость диверсификации национальных экономик. Уже в начале 2000 года Казахстан приобрел реально работающую рыночную экономику. В конце 2004 года ВВП на душу населения достиг двух тысяч семисот долларов, увеличившись на 9,3% по сравнению с 2003 годом, что вывело страну на лидирующие позиции в мире по темпам экономического роста. Казахстан создал самый сильный банковский сектор. Чтобы не оставаться частью мировой «дуги нестабильности» [5, с. 7],  в странах Центральной Азии имелись все условия для устойчивого развития, повышения конкурентоспособности национальных экономик, формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг и успешного вхождения в мировое сообщество. Необходимым условием реализации выше указанных целей является углубление интеграционного взаимодействия Центрально-Азиатских государств, проведение согласованной экономической политики, принятие совместных действий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, наркобизнесом. Поэтому было необходимо создать механизм, который эффективно решил все вопросы интеграционного сотрудничества в политическом и экономическом плане. Развитие интеграционных процессов в рамках Центрально-Азиатского региона позволило определить следующие положительные тенденции регионального сотрудничества [2, 47-48 лл.]: 

Сформирована нормативно-правовая база развития интеграционного сотрудничества государств в Центрально-Азиатском регионе. Заключены договоры о вечной дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. 30 апреля 1994 г. между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном подписан Договор о создании Единого экономического пространства. Он заложил правовой фундамент экономического сотрудничества Центрально-Азиатских государств и предполагал обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и проведение согласованной расчетной, бюджетной, налоговой, тарифной, таможенной и валютной политики. В целях реализации указанного Договора на межгосударственном уровне были разработаны Программа действий по формированию Единого экономического пространства и Программа экономической интеграции государств ЦАЭС до 2000 г., где были определены меры по углублению интеграционного взаимодействия государств-участников во всех отраслях экономики. В целях активизации интеграционных процессов в реальном секторе экономики на межправительственном уровне был подписан ряд соглашений и договоров, важными из которых являются:

·  Соглашение об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов Центрально-Азиатского региона;

·   Соглашение между правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья;

·   Договор о параллельной работе энергосистем Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан. В социальной сфере утверждена Программа сотрудничества в области миграции населения, по созданию правовых, экономических и организационных условий для свободного перемещения рабочей силы.

Создана организационная структура для углубления взаимодействия стран Центрально-Азиатского региона. В целях реализации Договора о создании Единого экономического пространства созданы Межгосударственный совет, в состав которого входят главы государств и правительств, Советы премьер-министров, министров иностранных дел, обороны, а также их рабочий орган – Исполнительный комитет, который осуществлял организационные, координационно-консультативные, прогнозно-аналитические, информационные функции, подготовку и контроль за ходом выполнения принятых решений Межгосударственного совета и его структур, межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. С преобразованием 28 февраля 2002 года ЦАЭС в организацию ЦАС (Центрально-Азиатское сотрудничество) Исполнительный комитет был ликвидирован, и вместо него создан Комитет национальных координаторов – по одному от каждой страны. Координаторы непосредственно подчинены главам своих государств и в работе сотрудничают с аппаратами МИД своих республик.

Реализуются совместные проекты в области энергетики, транспорта, связи, здравоохранения и науки. Одним из основных факторов устойчивого экономического развития государств Центральной Азии является проведение согласованной энергетической политики. Важное значение в области энергетики имеет переход электроэнергетических систем стран ЦАР на параллельный режим работы, что будет способствовать повышению общего уровня их надежности и экономичности, удовлетворению спроса на электроэнергию в каждой энергосистеме, поддержанию стандартной частоты в согласованных диапазонах, эффективному использованию транзитного потенциала государств Центральной Азии. Покрытие потребностей стран Центрально-Азиатского региона и других государств СНГ в газовых ресурсах осуществляется за счет эксплуатации газопроводной системы Средняя Азия – Центр (САЦ) и газопроводов Бухара-Урал, Бухара-Ташкент-Бишкек-Алматы. Позитивные результаты сотрудничества имеют в совместном использовании межгосударственных автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, обеспечении транзита грузов для выхода на рынки третьих стран. Активная работа ведется министерствами здравоохранения государств ЦАС по интеграции в вопросах производства и обеспечения населения медикаментами и медпрепаратами. Выработаны и действуют на территории трех государств Единые правила проведения контроля качества, сертификации и стандартизации медпрепаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, производимых в странах ЦАС.

Расширяются связи государств Центральной Азии с международными организациями. Углубленному анализу политических и экономических процессов, протекающих в Центрально-Азиатском регионе, способствовало сотрудничество государств ЦАС с международными организациями. В решении проблем Центрально-Азиатской интеграции участвовали ПРООН, Европейская экспертная служба Европейского Союза (ЕЭС ЕС), Германский фонд международного развития, Американское Агентство по международному развитию (ЮСАИД). Актуальным проблемам интеграционного сотрудничества государств ЦАС посвящена Специальная программа ООН для экономика Центральной Азии (СПЕКА). Однако наряду с некоторыми положительными тенденциями регионального сотрудничества стран ЦАР в целом наблюдалось существенное замедление темпов интеграционных процессов в Сообществе. Нерешенными оставался следующие проблемы [2, 53 л.]:

- Отсутствие механизма реализации принимаемых решений.

- Различный уровень рыночных преобразований экономики в государствах ЦАР. 

- Сокращение объема взаимной торговли стран Центрально-Азиатского региона. Различия в темпах и масштабах экономической либерализации, низкий уровень экономического взаимодействия государств ЦАС стали основным фактором сокращения объема внутрирегиональной торговли. За 1994-2003 годы доля торговли между странами ЦАР в суммарном объеме их экспортно-импортных операций и в торговле со странами СНГ соответственно сократилась с 15,6% до 7,2% и с 25,6% до 18,1%.

- Низкий уровень инвестиционной активности государств ЦАС. Не получило существенного развития и внутрирегиональное инвестиционное сотрудничество, в том числе и в предпринимательском секторе.

Вместе с тем приоритетного решения в регионе требуют более серьезные проблемы современности: борьба с терроризмом и экстремизмом, увеличение оборота наркотиков. От их реализации зависело устойчивое и стабильное развитие стран Центральной Азии. Поэтому в ближайшей перспективе деятельность ЦАС должна быть ориентирована на укрепление региональной безопасности и расширение политического сотрудничества. Вопросы общеэкономического взаимодействия и формирования Единого экономического пространства, должны будут рассматриваться через создание реально действующей зоны свободной торговли, развитие предпринимательства и инвестиционного сотрудничества, проведение государствами ЦАР согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики, гармонизацию денежно-кредитных и валютных отношений, принятие активных мер по унификации национальных законодательств. Основной механизмом реализации указанных направлений станет создание Союза Центрально-Азиатских государств. Но для создания Союза Центрально-Азиатских государств необходимо будет предусмотреть меры по реализации конкретных направлений взаимодействия в сфере экономической интеграции:

-Формирование согласованных принципов таможенной, тарифной, торговой политики;

-Создание общего финансового рынка;

-Формирование общего рынка товаров и услуг;

-Создание общего энергетического рынка;

-Рациональное использование водно-энергетических ресурсов;

-Создание Единого транспортного пространства;

-Формирование общего аграрного рынка;

-Создание свободных экономических зон.

В начале 2000-х гг.  на развитие стран и секторов мирового хозяйства все большее влияние оказывал процесс глобализации, который втягивал в орбиту своего влияния страны Центрально-Азиатского региона. Однако преимущества глобализации реализуются именно на интеграционном и региональном уровнях. Проведенный анализ развития сотрудничества стран Центральной Азии позволил сделать вывод о том, что интеграционный процессы в регионе не достигли желаемых темпов. Нерешенными остаются многие вопросы взаимодействия государств в реальном секторе экономики, социальной и культурной сферах. Поэтому реализация идеи создания Союза Центрально-Азиатских государств в условиях усиления угроз безопасности и стабильности региона приобретает  особо актуальное значение.

18 февраля 2005 г. в своем ежегодном послании к народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев высказал предложение о создании Союза Центрально-Азиатских Государств, отметив что, «дальнейшая интеграция – это путь к стабильности, прогрессу региона, экономической и военно-политической независимости... Только так обеспечим безопасность и будем эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом. Такое объединение, наконец, отвечает интересам простых людей, живущих в нашем регионе».  Инициатива Н.А. Назарбаева имел объективную основу, включающую в себя культурную идентичность народов, принадлежность к единой языковой группе, взаимодополняемость экономик, наличие развитой транспортной инфраструктуры и общей границы. Эти республики является участниками СНГ. Страны Центральной Азии имели все необходимые предпосылки региональной экономической интеграции, а это открывало широкие возможности для решения комплекса экономических, социальных и экологических проблем региона. Регион в 2000-2009 гг. активизировал интеграцию в глобальную экономику, осуществлял торгово-экономические связи со 192 странами мира. Более 60% объема внешней торговли стран Центральной Азии приходится на ЕС (30%), Россию (18%), Китай (13%).  При этом темпы роста внешнеторгового оборота с Китаем опередил как ЕС, так и Россию. Самыми востребованными товарами, поставляемыми из региона, являлся нефть, газ, уголь, металлы и другие ресурсы добывающей промышленности, а также пшеница, хлопок, кожа, овощи [6, c. 108].

Узбекистан настойчиво стремится диверсифицировать экономику. Страна занимает 6 место в мире по добыче урана, ежегодно добывается порядка 90 т золота. По итогам 2008 г. страна заняла 3 место в мире по экспорту и 6 место по производству хлопка.

Кыргызстан, не смотря на стабилизацию экономического положения, не в полном объеме восстановил свой потенциал. Основные экспортоориентированные отрасли – горнодобывающая и энергетика. Одно из крупнейших в мире месторождений золота «Кумтор», общие запасы которого оцениваются в 716 т, а добыча обеспечивает значительную часть валютных поступлений, 40% промышленного производства и около половины экспорта. 1 место в мире республика занимает по запасам и производству ртути, обладает большими запасами энергоресурсов.

Туркменистан обладает значительными запасами природного газа. Нефтегазовый комплекс обеспечивает более 40% ВВП. В стране вырабатывается порядка 15 млрд. кВт.ч. электроэнергии, развивается текстильная промышленность.

В Афганистане растущие отрасли – телекоммуникационная и строительство, производятся зерновые, фрукты, овощи, хлопок. Поголовье овец и коз достигло (в 2009 г.) 20 млн. [6, с. 126].

Казахстан намерен оказывать помощь странам Центральной Азии, в частности Кыргызстану и Таджикистану, и уделять особое внимание восстановлению экономики Афганистана. В то же время регион испытывает ряд сложностей. Наиболее болезненные – растущий оборот наркотиков, теневая экономика, значительные масштабы нищеты. Крупнейшим производителем наркотиков опийной группы в мире в настоящее время является Афганистан (93%) [6, с. 132]. Сравнительный анализ свидетельствовал, что население Афганистана существенно отстает от проживающих в развитых и среднеразвитых государствах по уровню жизни, среднедушевым доходам и производству ВВП.

Несмотря на кризис, наблюдался рост показателей внешней торговли в регионе. Так, внешней торговой  оборот Казахстана со странами Центральной Азии за 2008 г. составил более 2 млрд. евро, в 2007 г. – 1,5 млрд., в 2006 г. – 1 млрд. [6, с. 160].Одним из путей выхода из кризиса является объединение возможностей государств по обеспечению стабильного развития экономики региона путем расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества.Именно в условиях экономического кризиса активизировались интеграционные связи на уровне предприятий. В 2000 г. в Казахстане действовало 144 СП, в том числе 53 казахско-киргизских, 91 – казахско-узбекское предприятие. А в 2008 г. с участием капитала стран ЦА в Казахстане функционировало 570 компаний [2, с. 135]. В промежутке с 2000 по 2007 гг. казахстанская экономика росла со средними темпами 10,2% [7, с. 73]. По мнению Американского эксперта Уильям Кортни: «Казахстан – самая процветающая страна в Центральной Азии. Межэтническая толерантность в целом стабильная. Казахстанские правители и дипломаты обладают навыками регионального лидерства… У Казахстана хорошие связи с Россией, Китаем, Западом и всеми центральноазиатскими соседями. Эти отношения помогают защитить Казахстан от недолжного влияния с любого направления. Земля Абая станет одной из наиболее важных средних держав в мире. Приступив к демократическим преобразованиям, Казахстан ускорит свой прогресс и поможет вести Центральную Азию к более безопасному и справедливому будущему» [8].

Страны региона развиваются неравномерно, но тем не менее открывается путь к реальной интеграции. В последние годы политика развития стала приоритетным направлением во многих странах Центральной Азии. Чтобы повысить конкурентоспособность, поднимать уровень благосостояния людей и добиваться в перспективе существенного улучшения региона,  экономическая политика государств ЦА должна базироваться на целостно-обобщенной концепции. Импульс развития экономики: приобретение технологий, расширение знаний вокруг альтернативной энергетики, перевод внутреннего потребления на альтернативные источники [9]. Одним из главных направлений Казахстана является укрепление региональной и глобальной стабильности. По масштабам макроэкономики и ВВП на душу населения (12 тыс. долл. США) республика занимает лидирующие позиции в ЦАР. С 1994 г. по 2011 г. ВВП на душу населения страны вырос более чем в 12 раз, что значительно выше темпов роста этого показателя за первые двадцать лет суверенного развития таких азиатских государств как Южная Корея, Сингапур и Малайзия [10].

Преимущества и особенности РК заключаются, в продвижении концепции евразийской интеграции. В рамках этой концепции Казахстан осуществляет региональное сотрудничество в формате Таможенного союза, ЕврАзЭС, СНГ, ШОС и других международных организаций. В составе этих организаций Казахстан имеет дополнительные возможности для углубления азиатского вектора интеграции и решения общих экономических проблем диверсификации структуры экономики, экспорта, инвестиционных и технологических потоков. Перед Казахстаном стоит курс развития сельскохозяйственной отрасли в стране и альтернативных источников энергии. Главная задача – предлагать традиционно-национальное достояние глобальному рынку.

Кундызай ЕРИМБЕТОВА,

главный научный сотрудник ИИГ КН МОН РК

Литература

1. Нурсултан Назарбаев. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций.-Астана: ТОО АРКО, 2009. -264 с.

2. НА РК. Ф.136, оп.1, д. 299

3. Казахстан сегодня: монография Под общ. ред. Б.К. Султанова.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. -416 с.

4. Президент Н.А. Назарбаев и современный Казахстан. Том I. Н.А Назарбаев и социально-экономическое развитие Казахстана: сборник документов и материалов в трех томах/Отв.ред. Б.К. Султанов.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. -256 с. 

5. Исмагамбетов Т. Структурирование нового геополитического пространства Центральной Азии: Региональные особенности и перспективы.//Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. № 2(20), 2002 г. -с.7-25.

6. Центральная Азия в условиях геополитической трансформации и мирового экономического кризиса: материалы VII Ежегод.Алмат.конф. (г.Алматы, 9 июня 2009г.)/Отв.ред.Б.К. Султанов.-Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. -340с.

7. Социально-экономическое развитие Республики Казахстан. Январь-декабрь 2008г. т.1-Агентство Республики Казахстан по статистике, 2009. -с.73.

8. Кортни У. Выступление на конференции «Казахстан – США: 20 лет партнерства во имя безопасности и развития», которая состоялась в Астане 18 мая 2012года. URL: http://rus.azattyq.org/content/kazakhstan_and_central_asian_security_william_courtney/24590203.html (дата обращения: 12.07.2013).

9. URL: http://bnews.kz/ru/videonews/post/147754/ (дата обращения:11.07.2013)

10. Мухамеджанова Д. Азиатскии вектор экономической интеграции Казахстана. URL: http://www.kisi.kz/site.html?id=866123.11. 2011 (дата обращения: 26.06.2013).