Образование Казахстана
26.09.2013 4044
С целью формирования правовой основы системы образования независимого Казахстана были приняты законы «Об образовании» в 1992 году, «О высшем образовании» в 1993 году.

Образование. В связи с системным социально-экономическим и социально-политическим кризисом второй половины 1980-х - начала 1990-х годов система образования в Казахстане оказалась в очень сложной ситуации и должна была приспосабливаться к новым условиям.

С каждым годом уменьшались дотации государства в сфере образования: например, с 6% в 1990 году они сократились до 3,5% в 2000 году.

С целью формирования правовой основы системы образования независимого Казахстана были приняты законы «Об образовании» в 1992 году, «О высшем образовании» в 1993 году. В последующие годы были разработаны 18 концепций для каждой сферы образования.

В 1998 году был создан ряд центров образования: Республиканский научно-практический центр «Дарын» по работе с одаренными детьми; Республиканский научно-экспериментальный центр информатизации системы образования и другие. В 1999 году Правительство утвердило правила о присуждении медали «Алтын белгі» для выпускников общеобразовательных школ, показавших отличные результаты в учебе.

В 2000-х годах большие изменения произошли в системе среднего образования. С 2003 года ученики стали проходить единое национальное тестирование, которое явилось одновременно и выпускным экзаменом в школе, и экзаменом для поступления в вуз.

В 2000-х годах формировалась национальная система оценки качества образования, обсуждался вопрос об оптимальной интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, внедрялись в учебный процесс новые информационные и кредитные технологии, велась дискуссия в обществе о переходе на 12-летнее среднее образование.

Достижением в сфере среднего образования явилось открытие в феврале 2009 года в Астане Интеллектуальной школы Первого Президента физико-математического и химико-биологического направлений, выпускники которой призваны впоследствии восполнить недостаток в высококвалифицированных инженерных и научных кадрах.

Высшая школа за годы независимости прошла большой и противоречивый путь, где встречались многочисленные повороты, многократно менялось руководство Министерства образования, наблюдались позитивные и негативные моменты.

Существенно изменилась структура вузовского образования Казахстана. Если до 1991 года в Казахстане было всего два университета (КазГУ и КарГУ), то позднее было разрешено открывать частные вузы, возросло число университетов, академий и институтов. В 1990-х годах прошла череда переименований, преобразований педагогических, технических и иных институтов в университеты и академии. В результате в 1997 году в системе высшего образования Казахстана работало 83 негосударственных и 57 госу­дарственных высших учебных заведений, в том числе 27 университетов, 9 учебных академий, 2 автономных университета: Казахский государственный национальный университет имени Аль-Фараби, Международный казахско- турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави.

В 2000-х годах наблюдался рост числа высших учебных заведений.

Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в 1990-2000-х годах проводилась в аспирантуре (кандидат наук) и докторантуре. С целью повышения результативности системы национального послевузовского образования она трансформируется в программу, соответствующую Болонскому соглашению, где на третьем уровне ведется подготовка докторов философии.

Огромное значение для подготовки кадров и развития образовательных связей с ведущими зарубежными университетами имела Государственная программа «Болашак», учрежденная 11 ноября 1993 года по инициативе Президента Республики Казахстан. В 1994 году первые казахстанские студенты были отправлены на обучение в высшие учебные заведения США, Великобритании, Германии и Франции.

Если в 2004 году 785 студентов получили возможность обучаться в 13 странах мира, то с 2005 года количество стипендиатов-болашаковцев увеличилось до 3000, студенты получили возможность обучаться в 630 передо­вых университетах 32 стран мира.

Наука - одна из базовых опор независимости.

С обретением независимости в республике началось формирование новых подходов в развитии науки, которые соответствовали задачам становления Казахстана как суверенного государства.

Вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики и системы управления наукой страны были заложены в основу Закона Республики Казахстан «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан», принятого в январе 1992 года.

Для повышения качества защищаемых диссертаций на соискание ученых степеней Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 1992 года была учреждена Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

В 2001 году был принят Закон Республики Казахстан «О науке». С 2001 года наблюдалось увеличение числа специалистов-исследователей. В 2002 году в Казахстане было более 350 научных, проектных и конструкторских организаций, в том числе 5 национальных научных центров. Кадровый потенциал науки Казахстана составляли: 2,4 тыс. докторов наук и 10 тыс. кандидатов наук, в том числе 800 докторов наук и 2,5 тыс. кандидатов наук работали в научно-исследовательских институтах.

В октябре 2003 года Национальная академия наук Республики Казахстан (НАН) была реорганизована в республиканское общественное объединение. Согласно Уставу, НАН является республиканским общественным объединением наиболее передовой части ученых Казахстана - действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов Академии, которые стали равноправными учредителями и действительными членами НАН Республики Казахстан.

Институциональная структура науки Казахстана постоянно совершенствовалась. Важным событием в области исторической науки стало создание государственного учреждения «Институт истории государства» при Комитете науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 5 мая 2008 года). Институт создан по инициативе Главы государства с целью комплексного исследования истории независимого Казахстана, а также выработки концептуальных предложений по объективному изучению современной истории страны в контексте многовековой истории Казахстана, исходя из требований времени и стратегических задач, определенных Президентом и Правительством Республики Казахстан.

Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 265-281 с.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК