Поделиться:
Существуя десятилетиями, в условиях тоталитарной системы под жестким контролем партийной идеологии историческая наука в Казахстане руководствовалась классовым подходом к анализу и оценке исторических событий. Огромные пласты истории казахского народа исследовались выборочно, идеализировался процесс вхождения Казахстана в состав России, отрицалось концепция его колониального положения. Нигилистическое отношение проявлялось к культурно-историческому наследию казахов, особенностям исторического развития, этногенеза, взаимодействию и взаимовлиянию кочевой и оседлой цивилизации. Школьный курс отечественной истории был призван иллюстрировать успехи социалистического строительства, поэтому вне истории оказались активные участники освободительного движения, представители казахской интеллигенции, репрессированные в 20-50 годы прошлого века.
Конец 20 века в Казахстане ознаменовался всплеском интереса к историческому наследию. Общество пыталось осмыслить пройденный путь. Рост исторического самосознания выразился в отказе от прежних стереотипов и догм, это своего рода «Ретроспектива, необходимая для перспективы» (Гулыга А.В.) однако историческая наука в этот период оказалась в методологическом кризисе, проявлявшемся в отрицании исторического материализма, переходе к чистой фактологии, признании лишь одного цивилизационного подхода. Этот кризис коснулся и преподавания истории. Перед школьными учителями стал вопрос чему учить? Институт истории, археологии и этнологии им. Ч. Валиханова, возглавляемый с 1988 года М.К.Козыбаевым многое сделал для разработки актуальных проблем истории Казахстана. Существенную помощь становлению школьного исторического образования оказала серия учебников по истории для средней школы и высших учебных заведений, среди которых выделяется учебник по истории Казахстана для учащихся 10 класса русскоязычной школы, написанной М.К.Козыбаевым и И.М. Козыбаевым в 1992 году. Прежние учебники не соответствовали информационным требованиям и достижениям исторической науки, прежде всего, кардинально было предусмотрено содержание учебного материала. Впервые были освещены такие события как голод в казахской степи, повседневная практика осуществления коллективизации, роль национальной интеллигенции, духовенства в политической жизни общества изменился авторский текст, не ограничиваясь констатацией фактов, авторы повествуют о драматических событиях новейшего периода истории казахского народа, используя сюжетный рассказ, драматизацию, персонификацию. Обращение к социальной истории, судьбам конкретных людей способствует формированию эмпатии, чувства сопереживания, причастности к изучаемым событиям. Впервые в школьный учебник включен дополнительный текст с характеристикой исторических деятелей, чьи имена прежде не упоминались в научной литературе: АльниязовеТ; Канаеве А; Шозакове С; Акбаеве Ж; Бабаеве Ю; и других кто боролся за национальный суверенитет, против насильственной коллективизации. Учебник стал синтезом хрестоматии и энциклопедического справочника, что обусловлено информационным голодом. Здесь даны документальные материалы из ранее недоступных дореволюционных и советских архивов, в частности письмо Л. Троцкого о национальных моментах политики в Казахстане, письма и статьи Т; Рыскулова, А. Байтурсынова, статистические данные о масштабах голода 1930-1932 гг., «письмо пяти», программные документы партии «Алаш», устав «союза кошчи» и другие документы.
Принципиально изменилась роль учебника в процессе обучения, отказ от его исключительной роли авторитетного источника информации привел к тому, что учебная книга, прежде всего помогает приобщить школьника к исследовательским методам работы: учит историографическому анализу, библиографическому поиску, критике источника. В современном учебнике источник – обязательный элемент. Его назначение существенно отличается от того. Какой он имел в учебниках прошлых поколений. Тогда источник приводился в конце параграфа как иллюстрация к авторскому тексту, или, в лучшем случае, как аргумент в его пользу. В анализируемом учебнике вопрос об исторических источниках решен удачно, школьники могут самостоятельно работать с текстом, сопоставлять различные оценки и критически воспринимать позицию автора. Новое содержание учебного материала подкреплено методическим аппаратом учебника. Система вопросов и заданий, вынесенная в блок самопроверки помогает осмысленно изучать исторические процессы, учиться работать с исторической информации уметь не только отвечать на вопросы, но и задавать их, актуализируя уже известные знания. Следует учитывать, что учебник создавался в сжатые сроки и ставил, прежде всего, задачу обновить содержание учебного материала, поэтому в нем отсутствуют иллюстрации; необходимые для развития интереса, конкретизации исторических представлений. В целом, вышеприведенный анализ свидетельствует о том, что М.К.Козыбаев стал первопроходцем в создании учебников нового поколения, необходимых в современной школе.
Сравнительные исследования учебников по истории, созданных в пост советский период в странах центральной и Восточной Европы и странах СНГ, которые проводились в последние пять лет Фондом Фридриха Науманна совместно с российскими учеными показали, что существует определенная взаимосвязь между характером, глубиной и успешностью проводимых в этих странах реформ и оценкой их народами своего недавнего прошлого. Учебник по новейшей истории Казахстана М.Козыбаева, характеризующий один из переломных, драматических периодов в истории казахского народа по праву может быть отнесен к числу достижений отечественной науки.
Литература:
1. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана (учебник для 10 класса русских школ). Алматы, 1992
2. Козыбаев М.К. История и современность.Алма-Ата.1991
3. ж. «Преподавание истории в школе», 2004, №1
Атыгаева Г.Б.
(СКГУ им М.Козыбаева)
Поделиться: