Приоритеты отечественного образования в свете послания Президента Республики Казахстан "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана"
04.12.2013 1511
Всемирная история изобилует примерами, раскрывающими роль образования в трансформации общественной системы и ее дальнейшего развития.

Калиев Б.А., Могунов С.В.

(СКГУ им. М.Козыбаева)

Всемирная история изобилует примерами, раскрывающими роль образования в трансформации общественной системы и ее дальнейшего развития. Достаточно вспомнить феномен «японского чуда», в основе которого лежит модернизация прежней, веками устоявшейся, японской образовательной модели. Переход к европейским стандартам в этой области обусловил качественные перемены, затронувшие все сферы жизни японского общества. Решиться на столь серьезный шаг было не просто, особенно такой патриархальной, известной своей традиционностью стране. Спустя годы стало ясно насколько прозорливым и жизненно необходимым было данное решение. Не случайно в наши дни «страна восходящего солнца» по праву считается одним из ведущих лидеров мирового развития. 

Таким образом, очевидно, что на современном этапе общественного развития качество образовательных услуг во многом определяет векторы социально-экономического и политического развития стран.

XXI столетие выдвигает новое требование к участникам мирового сообщества-конкурентоспособность системы образования. Стремясь занять свою нишу в системе динамично развивающихся международных отношений, Казахстан придает особое значение развитию образовательной сферы.

По инициативе Н. Назарбаева, начиная с 2005 года, в стране реализуется Государственная программа развития образования. Основные положения утвержденной стратегии затрагивают все ступени казахстанского образования. Разработка данной программы была обусловлена макроэкономической стабилизацией и устойчивым политическим положением в стране, что позволило казахстанским властям вплотную заняться вопросами социальной сферы, в том числе образования. Сейчас уже очевидны результаты работы программы. Однако, учитывая новые реалии современного мира, в том числе вызванные глобальным финансовым кризисом, становится очевидным, что система образования в республике требует своевременной корректировки курса развития.

Новые приоритеты развития образования в нашей стране нашли свое отражение в ежегодном Послании Президента РК народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».

Глава государства актуализировал ряд острых вопросов, стоящих перед казахстанской системой образования в свете нового этапа модернизации страны:

1. Развитие системы дошкольного образования и воспитания.Развитие в целом  системы образования и переход ее на более качественный уровень требует решения проблемы дошкольного образования. Стала очевидной востребованность развития сети дошкольных учреждений. Однако возможность удовлетворить эту потребность, не смотря на существенные сдвиги в данной сфере за последние годы, крайне низка. Она во многом объясняется последствиями кризисных тенденций 90-х годов в Казахстане. Если в былые годы на один районный квартал приходилось порядка 3-4 детских садов, то в наши дни в лучшем случае один, два – а на селе и того меньше. Кроме того, позитивные сдвиги в демографической ситуации, также актуализируют проблему нехватки детских садов. Именно этим и объясняются очереди на места в дошкольных учреждениях.

Реализация программы «Балапан», акцентированной на поддержку не только государственных дошкольных учреждений, но и на развитие  частных семейных детских садов и мини-центров, по мнению президента, позволит решить к 2020 году сложившуюся проблему и заложить основу для дальнейшего развития более высоких ступеней казахстанской образовательной системы.

2. Повышение качества высшего образования.Как неоднократно отмечал Президент, система высшего образования должна готовить специалистов такого уровня, которые будут востребованы не только в Казахстане, но и в странах мирового сообщества. На сегодняшний день, очевидно, что получение высшего образования в нашей республике вновь стало престижным, однако его качество не всегда соответствует международным образовательным стандартам. Для решения столь важной задачи вузам необходимо более активно внедрять передовые образовательные и информационные технологии в процесс подготовки высококвалифицированных специалистов, активно сотрудничать с международным вузовским сообществом заимствуя накопленный им образовательный опыт.  Реализация подобных задач позволит вузам нашей республики войти на мировой образовательный рынок услуг и занять в нем достойную нишу, закрепиться в рейтинге ведущих университетов мира.

3. Функционирование 12-летней модели обучения.Сегодня можно констатировать, что в Казахстане внедрение «двенадцатилетки» уже осуществляется. Однако этот процесс развивается не повсеместно и имеет ряд трудностей, прежде всего организационно-методического характера.

Общеизвестно, что образование это один из важнейших социальных институтов общества работающий на основе системного принципа, который предполагает взаимодействие всех основных элементов, а именно дошкольного, начального, среднего, средне - специального и высшего образование. Параллельное функционирование 11-летней и 12-летней модели школьного обучения нарушает принцип системности и создает дополнительные трудности всем участникам образовательного процесса. 

Переход образования на европейские стандарты, требует развития 12-летней модели образования и постепенный отход от старой советской модели образования. Окончательный переход на новую модель школьного образования, по мнению президента, должен быть осуществлен к 2020 году. Это даст возможность заработать всей отечественной системе образования как целостному механизму в соответствии с международными образовательными стандартами. 

4. Развитие профессионального и технического образования.Вступление Казахстана в новый этап модернизации, предполагающий форсированную индустриализацию, будет требовать наличие достаточного количества специалистов технического профиля. Однако уже сейчас наблюдается дефицит данной группы специалистов, причем в дальнейшем спрос на квалифицированных технических работников будет только расти.  Следовательно, пред системой образования РК стоит одной из первостепенных задач обеспечение нового этапа индустриального развития страны квалифицированными рабочими кадрами. Это возможно лишь при условии функционирования разветвленной сети профессионально-технических учебных заведений, в которых образовательный процесс будет осуществляться в соответствии с нуждами и потребностями экономики. Только подобная система профессионального и технического образования, по мнению президента, позволит с кадровой точки зрения реализовать все индустриальные проекты.

Итак, в своем ежегодном обращении к казахстанской нации Глава государства очертил круг серьезных проблем в сфере отечественного образования, решение которых уже в ближайшем будущем позволит осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для нужд не только отечественной, но и мировой экономики.