О переносе столицы Республики Казахстан
19.10.2017 3092
Будучи первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, я читал докладную записку К. Сатпаева, который предлагал перенести столицу Казахской ССР в географический центр Казахстана.

 

Постановление Верховного Совета Республики Казахстан № 106

6 июля 1994 г.

Верховный Совет Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Согласиться с предложением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о переносе столицы государства в город Акмолу.

2.Кабинету Министров разработать до конца текущего года технико-экономическое обоснование и сроки переноса столицы.

3.Кабинету Министров, Комитету Верховного Совета по государственному строительству и региональной политике совместно с администрацией города Алматы разработать и внести до конца текущего года проект закона об особом статусе города Алматы.

 Председатель Верховного Совета Республики Казахстан   С. Абдильдин

Cайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz

 

О переносе столицы

Еще в далекие времена всеобщего согласия, в бытность первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, мне попалась на глаза докладная записка академика Каныша Сатпаева, который, ни много ни мало, предлагал перенести столицу Казахской ССР в географический центр Казахстана - в Караганду или в Целиноград. В качестве одного из аргументов уважаемый ученый и общественный деятель приводил то соображение, что столица такой обширной республики не должна была быть где-то на самой окраине. Примерно в то же время мне попалась книга одного ветерана целины, который приводил в ней высказывание Хрущева о том, что он хотел перенести столицу Казахстана в Целиноград.

Нимало не сомневаюсь в том, что если бы Хрущева не «ушли» в 1964 году, он вполне мог бы осуществить задуманное. 

Конечно, для меня эти планы, в общем-то, не были откровениями. О подобных намерениях того же Хрущева я слышал и раньше.

Но все-таки именно в это время, время первых шагов казахстанской независимости, эти факты стали для меня своего рода стимулирующими посылами.

Идеей переноса столицы я загорался постепенно, и эта мысль все чаще и чаще подступала ко мне в периоды осмысления современных проблем и размышлений о настоящем и будущем нашего государства.

Упомянутая мною консервативность правящей элиты и интеллигенции, авторитет Каныша Сатпаева, замыслы Хрущева, геополитические реалии и огромное количество прочих обстоятельств постепенно превратили мысль о необходимости переноса столицы в пресловутый «категорический императив», которым я стал руководствоваться с начала 1993 года.

Именно в это время я стал гораздо чаще ездить по всем областям и наблюдать за жизнью регионов.

Очень часто, словно невзначай, я спрашивал у людей, у местного руководства и хозяйственников, насколько они чувствуют себя отдаленными и изолированными от столицы - Алма-Аты. Насколько большую роль играет в их жизни столица - именно столица, а не Правительство, находящееся в столице. И так далее в таком же духе.

Затем я также невзначай попросил составить мне документы аналитического и обзорного характера, которые давали бы ясное и четкое представление о роли столицы в жизни государства, о значимости ее расположения и по каким критериям вообще выбирается оптимальное или идеальное место для устройства столицы. Пытался всячески удовлетворить свой интерес по поводу мыслей разных людей относительно переносов столиц и причин, которыми они руководствовались при переносе.

Еще одним камешком на весы переноса стала и тревожная обстановка и атмосфера, создавшаяся между когда-то братскими республиками.

Да, конечно, многие границы в пределах Советского Союза когда-то устанавливались достаточно произвольно. И это сразу, после парада суверенитетов, дало повод некоторым недостаточно разумным и ответственным людям говорить о необходимости пересмотра существующих границ. Разумеется, в свою пользу. Особенно меня встревожила знаменитая статья Александра Солженицына “Как нам обустроить Россию?”.

Понятно было искреннее желание писателя обустроить Россию.

Но непонятно было, при чем здесь обустройство Казахстана? По анекдотическим воззрениям Солженицына, исконные земли казахов простирались вплоть до центральных степей с юга и образовывали своеобразную дугу, включающую южные области современного Казахстана. На этом мифологическом основании Александр Солженицын предлагал отторгнуть северные территории Казахстана к России. По-моему, заодно он предлагал присоединить к России Украину и Белоруссию на основании славянского единства, говорил об истинно русском Крыме и т.д. Его, видимо, не волновало, что это, по существу, призыв к войне между новыми независимыми государствами за территориальную целостность со всеми вытекающими последствиями.

Можно вспомнить высказывания того же Жириновского, который предлагал помыть сапоги в Индийском океане, пройдя без помех через «российский Казахстан». Все это вызывало жесткую ответную реакцию в Казахстане. Думаю, ясно к чему вели все эти провокации.

В самом деле, Советского Союза не стало. Большинство неказахского населения стало волноваться: Алма-Ата вон где-то, а Россия, Москва - вот где, куда идти? Почему бы не сыграть на чувствах и неуверенности русскоязычного населения бывших республик Союза? Неуверенность в завтрашнем дне была. Если вспомнить кровавые межэтнические столкновения, происходившие в других республиках, то эти призывы были не абстрактным упражнением в геополитике. Они несли реальную опасность. Нехитрая мысль Солженицына, таким образом, заключалась в том, что северные области Казахстана должны были принять активное участие в обустройстве России. Чем Северный Казахстан мог спасти Россию - для меня лично до сих пор остается загадкой.

Необходимо было учитывать и историческую диспропорцию в системе экономических отношений, фактически надвое раскалывающих Казахстан - на промышленный Север и аграрный Юг. Основные промышленные мощности Казахстана находились в его центральных и северных областях. Однако после событий 1991 года начался процесс миграции русскоязычного населения, занятого в основном в промышленном секторе, на историческую Родину - в Россию, на Украину и Беларусь. Процесс эмиграции затронул и немцев, для которых правительство Федеративной Республики Германии разработало специальную программу возвращения на историческую Родину.

В результате создавшегося демографического кризиса в центральных и северных районах республики стал возникать процесс стагнации промышленных мощностей. Соответственно, резко обострились и социальные проблемы.

В это же самое время южные области Казахстана буквально страдали от переизбытка населения и повышенной безработицы, которая по своим абсолютным показателям была самой высокой в республике.

Особенно остро эти процессы воспринимались на фоне общего экономического кризиса, возникшего в результате распада единого народно-хозяйственного комплекса Советского Союза.

Конечно, перенос столицы не может по определению являться единственным достойным способом решения этих проблем. Но вкупе со всеми остальными важными и самодостаточными условиями именно перенос столицы мог способствовать решению и этих проблем. В частности - восстановлению демографического баланса, стимулированию миграции трудовых потоков в центральные и северные промышленные районы, восстановлению нормального функционирования простаивающих до этого промышленных и индустриальных мощностей, трансформации аграрного Казахстана на промышленные рельсы за счет вовлечения казахского населения юга в процесс промышленного развития северных районов.

Конечно, серьезную роль сыграли перегруженность Алматы и экологические проблемы этого города, о чем я говорил выше.

Одним словом, мысль о необходимости переноса столицы из Алматы в центральные области Казахстана рождалась не один день. Фактически каждая глобальная и серьезная проблема, встававшая перед Казахстаном, наводила на эту мысль. Конечно, не стоит так утрировать, но все же именно перенос столицы мог стать той «ниточкой Ариадны» из лабиринта политических, общественных, социальных и геополитических проблем, которая увела бы нас от Минотавра неопределенности и советского наследия.

Все чаще и чаще я приходил к этой мысли и все более и более убеждался в ее правоте. 

К июлю 1994 года я достаточно «поднаторел» в этом вопросе, обретя «девятый вал» политических, социальных и геополитических аргументов, чтобы вывести предложение о переносе столицы на официальном уровне - в качестве конкретного предложения в Парламент Республики Казахстан.

До сих пор отчетливо помню свое выступление на пленарном заседании сессии Парламента 6 июля 1994 года, посвященное логическому и обстоятельному обоснованию необходимости переноса столицы из Алматы в центральные регионы республики - в Акмолу.

Напряженные лица сидящих в зале. И это можно понять. Каждый день перед нашими руководителями встает ворох проблем, которые необходимо решать сегодня. А готовых рецептов нет! Есть от чего встревожиться. 

Выйдя на трибуну и преодолев сильное волнение, я стал обосновывать свою точку зрения. Сказал, что переноса столицы требуют высшие интересы независимого государства. От этого во многом зависит вопрос о новой системе управления.

Оптимально столица должна находиться по возможности в центре страны, быть равноудаленной от всех регионов. Для Казахстана с его необъятными просторами этот фактор приобретает очень большое значение.

Я подробно рассказал депутатам о том, что выбор новой столицы шел по 32 критериям. Среди них - социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмоусловия, окружающая среда, наличие и перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктур, коммуникаций, строительный комплекс, трудовые ресурсы и многие другие.

Были просчитаны и стратегические интересы страны на далекую перспективу. В общем, я старался обстоятельно показать и продемонстрировать, что предлагаемое неординарное и из ряда вон выходящее решение о переносе столицы готовилось тщательно, в нем нет спонтанности и скоропалительности.

Я указал на то, что на основании всех критериев отбора новой столицы наиболее предпочтительным оказался вариант размещения административного и политического центра независимого Казахстана в городе Акмоле. Не забыл в своем выступлении особо отметить потенциальные преимущества Акмолы как самого достойного претендента на роль столицы Казахстана:

во-первых, город находится почти в географическом центре Казахстана и равноудален от регионов, что экономически выгодно с точки зрения решения управленческих задач, развития рыночной инфраструктуры;

во-вторых, состояние города, его территория позволяют гибко решать архитектурно-строительные задачи, осуществлять экономически более выгодные, нежели в других регионах страны, проекты, в чем мы уже убедились на практике;

в-третьих, не будет чрезмерно затратной и сложной реконструкция имеющихся систем жизнеобеспечения города;

в-четвертых, уже сложившаяся транспортно-коммуникационная инфраструктура имеет хорошие перспективы дальнейшего развития.

И, наконец, здесь существует и нашими общими усилиями будет сохраняться нормальная экологическая обстановка.

Не секрет, что очень редко выступление первого лица государства, особенно с нашим общественным менталитетом, привыкшим к единогласию и бурному ободрению, встречается жидкими овациями из одной части зала и гробовой тишиной из другой. Нужно умудриться сказать нечто такое, что кардинально выходит за рамки общепринятых представлений и, тем более, совершенно выбивается из привычного русла повседневных тем и забот.

Сегодня такой момент настал.

Уж не знаю, насколько тут уместна аналогия, но все же реакция зала напоминала «немую сцену» Гоголя: испуг, удивление и настоящий шок воплотились не в словах, а в образах. Хотя при этом и нельзя утверждать, что был стопроцентный эффект неожиданности. Все-таки к началу моего доклада информация о том, что готовится такое обращение, уже просочилась в депутатский корпус и обсуждалась среди государственных служащих. Но одно дело - слухи, а совсем другое дело - заявление самого Президента: то, что будет необходимо бросить насиженные места, оставить свои дома и уехать в неизвестный город, становится именно необходимостью, а не гипотетической возможностью.

Одним словом, оваций решению о переносе не было. Я надеялся, что, приурочив выступление к своему дню рождения, можно будет рассчитывать на более лояльное отношение к такому неожиданному повороту дел. Но, как и следовало ожидать, о моем дне рождения после выступления никто и не вспоминал и, тем более, не учитывал в своих рассуждениях о моей правоте или неправоте.

Я понимал, конечно, искреннее нежелание Алматы потерять свой привычный статус столицы.

Я понимал искреннее нежелание государственных мужей переезжать из привычной атмосферы прекрасной и благодушной Алматы в какие-то неведомые степные дали, открытые всем ветрам, где бушуют снежные ураганы зимой и песчаные бури летом.

Но после всех перипетий депутаты поступили как государственные мужи, подтвердив, что в государственных делах не место популизму и личному отношению к факту переезда в далекий провинциальный город. В зале прозвучала формулировка Верховного Совета: «…Согласиться с предложением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о переносе столицы государства в город Акмолу…». 

 

Назарбаев Н. А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамұра, 2005. С. 88-94

 

 

О столице Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона № 2457

15 сентября 1995 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции Республики Казахстан, статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» и постановлением Верховного Совета Республики от 6 июля 1994 года «О переносе столицы Республики Казахстан» постановляю:

1.  Установить, что:

до переезда Парламента и Правительства Республики в город Акмолу столицей Республики Казахстан является город Алматы;

местом нахождения Резиденций Президента Республики являются города Акмола и Алматы.

2. Для организации работы по передислокации высших и центральных государственных органов в город Акмолу образовать Государственную комиссию Республики Казахстан, наделив ее в этих целях правом координации деятельности центральных и местных исполнительных органов.

3. Правительству Республики:

в целях аккумулирования внебюджетных средств по обустройству города Акмолы учредить внебюджетный фонд «Новая столица»;

подготовить и внести на рассмотрение Президента Республики предложения по предоставлению налоговых, таможенных и иных льгот инвесторам, участвующим в застройке и развитии инфраструктуры города Акмолы;

принять иные необходимые меры по реализации настоящего Указа.

4.Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

Cайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz

 

 

Об объявлении города Акмолы столицей Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан

Алматы, 20 октября 1997 г.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 15 сентября 1995 года «О столице Республики Казахстан», имеющим силу закона, постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 6 июля 1994 года № 106 «О переносе столицы Республики Казахстан» постановляю:

1. Объявить столицей Республики Казахстан город Акмолу с 10 декабря 1997 года.

2. Официальную презентацию города Акмолы как столицы Республики Казахстан провести 10 июня 1998 года.

3. Правительству Республики Казахстан, Управлению делами Президента Республики Казахстан, Государственной комиссии по передислокации высших и центральных государственных органов в город Акмолу обеспечить исполнение настоящего Указа.

4. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования.

 

Президент Республики Казахстан  Н. Назарбаев

Cайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz

 

 

О переименовании города Акмолы - столицы Республики Казахстан в город Астана - столицу Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан N 3941

6 мая 1998 г.

Учитывая ходатайства местных исполнительных и представительных органов, пожелания общественности г.Акмолы и на основании заключения Государственной ономастической комиссии при Правительстве Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Переименовать город Акмолу - столицу Республики Казахстан в город Астана - столицу Республики Казахстан.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.

 

Президент Республики Казахстан  Н.Назарбаев

Cайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz

 

 

Об особом статусе города Алматы 

Из закона Республики Казахстан № 258-I

1 июля 1998 г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы, определяющие особый статус города Алматы, исходя из его особенностей как научного, культурного, исторического, финансового и производственного центра, гарантии его дальнейшего развития путем установления мер финансового, экономического и социального стимулирования.

Статья 1. Правовая основа статуса города Алматы

1. Город Алматы является городом республиканского значения.

2. Правовой статус города Алматы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Статья 1-1. Символ города Алматы

1. Город Алматы имеет свой герб, являющийся его символом, отражающим

 особенности города как культурного, политического, экономического и научного центра Республики Казахстан, а также особенности его географического месторасположения и окружающей среды.

Статья 3. Полномочия представительного органа города Алматы

Представительный орган города Алматы вправе:

1) утверждать планы, экономические и социальные программы развития территории, местный бюджет и отчеты об их исполнении;

2) определять размеры и порядок взимания штрафов за административные правонарушения, совершенные на территории города Алматы;

4) утверждать списки памятников истории и культуры местного значения по представлению территориальных государственных и общественных органов охраны памятников, согласованному с государственным органом Республики Казахстан по охране и использованию историко-культурного наследия;

5) устанавливать международные связи с местными представительными органами других государств в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан;

6) принимать решения о выпуске, условиях размещения и реализации лотерей, а также о необходимости и условиях привлечения займов местным исполнительным органом в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

7) утверждать схему управления городом по представлению исполнительного органа;

8) утверждать порядок регулирования миграционных процессов на территории города Алматы;

8-1) определять порядок благоустройства, санитарной очистки, соблюдения чистоты и организации уборки территории города; <…>

Статья 4. Полномочия исполнительного органа города Алматы

Исполнительный орган города Алматы:

2) осуществляет владение, пользование и распоряжение коммунальной собственностью города Алматы;

3) утверждает перечень коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами, осуществляет владение, пользование и распоряжение государственным пакетом акций хозяйственных товариществ, зарегистрированных на территории города Алматы, за исключением юридических лиц, определяемых Правительством Республики Казахстан;

4-1) обеспечивает экологическую безопасность населения и восстановление нарушенных естественных экологических систем на территории города;

4-2) создает необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий в городе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. <…>

Президент Республики Казахстан  Н.Назарбаев

Казахстанская правда. 1998. 8 июля

 

 

О международной презентации Астаны в 1998 году 

Из воспоминаний Сады-Бек Тугел, лауреата премии Союза журналистов им. С. Масгутова

 Чем меньше оставалось дней до главного праздника - международной презентации столицы, тем больше ощущалась моральная и физическая нагрузка. Зал и кабинеты международного пресс-центра никогда не пустовали. В начале июня нередко за один день приходилось проводить до пяти важных пресс-конференций. И это понятно: республика и город напряженно готовились к празднику. Все яснее, четче стали проступать результаты усилий тех, кто принимал активное участие в строительстве и благоустройстве города. Недоброжелатели, скептики - все те, кто был против переноса столицы в Акмолу, приумолкли, воочию убедившись в том, что город, вопреки всем и вся, полностью готов к принятию статуса столицы Республики Казахстан. Настал этот торжественный, долгожданный день. Весь мир устремил свои взоры на юную столицу независимого Казахстана. Все признали, что это была настоящая победа, которую казахстанцы одержали благодаря дальновидности, прозорливости Главы государства Нурсултана Назарбаева. Этой же ночью Президент разговаривал с космонавтом Талгатом Мусабаевым, который в тот момент находился в космическом полете, и дал ему наказ: «Проси у Аллаха, пусть благословит нашу юную столицу Астану и наш народ!».

Неожиданно все услышали песню, которую исполнили дуэтом Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и космонавт Талгат Мусабаев. Это была песня Победы, которая одновременно звучала на голубой планете Земля, в новой столице нашей республики и в необозримом космическом пространстве.

Такого еще не было в мире. И мы тогда были горды, и сейчас гордимся тем, что случилось такое знаменательное событие именно у нас. Да, в то время у нас были гости со всех уголков, да, у нас был пир горой, мы были переполнены радостью, настоящим счастьем 

Н. Тодорова

 

Казахстанская правда. 2004. 9 июня

 

 

О статусе столицы Республики Казахстан 

Из закона Республики Казахстан N 230-1

24 июля 2007 г.

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области функционирования столицы Республики Казахстан, определяет правовые, экономические и организационные основы ее деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Столица Республики Казахстан

1. Город Астана является столицей Республики Казахстан.

2. Город Астана как столица Республики Казахстан (далее – столица) является:

1) политическим и административным центром государства;

2) местом нахождения оригинала текста Конституции Республики Казахстан, эталонов Государственного Флага и Государственного Герба Республики Казахстан, которые хранятся в Резиденции Президента Республики Казахстан «Акорда»;

3. В столице находятся Резиденция Президента Республики Казахстан «Акорда», Парламент, Правительство, Верховный Суд и иные центральные государственные органы Республики Казахстан.

Отдельные центральные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан могут находиться вне столицы.

Статья 2. Законодательство о статусе столицы

1. Законодательство о статусе столицы основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Символы столицы

Столица имеет свои символы: герб, флаг и гимн.

Описание и порядок использования символов определяются маслихатом столицы.<…>

Президент Республики Казахстан  Н.Назарбаев

Cайт Президента Республики Казахстан: www.akorda.kz

Из выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на торжественном собрании по случаю 10-летия переноса столицы 

Астана, 5 июля 2008 г.

 Идея создания новой столицы появилась у меня с первых дней независимости.

Переносы столицы всегда были особой исторической вехой в жизни любого государства.

Я помню, впервые прибыв в Астану, король Испании Хуан Карлос рассказывал, как не в лучшие для Испании времена король Филипп Второй перевел столицу из обжитой столицы Толедо в центр страны - Мадрид. Там тоже не обошлось без горячих споров.

Яркий пример закладки новой столицы – Вашингтон, созданный в безлюдной местности по указанию первого президента США Джорджа Вашингтона. Для Соединенных Штатов столица имела огромное политическое значение как символ освобождения от британской короны.

Финляндия в начале 19-го века перенесла столицу из Турку в Хельсинки, Норвегия - из Тронхейма в Осло, Индия – из Калькутты в Дели.

В России смена столицы оба раза имела историческое значение. Другой наш сосед Китай за свою историю шесть раз переносил столицу. В 1923 году Турция перевела столицу из Стамбула в Анкару. А в Бразилии в 1960 году была заложена новая столица – Бразилиа, где я недавно побывал с официальным визитом. Начало динамичного развития Бразилии примерно приходится на эти годы.

Первое, что сделали немцы после объединения Германии, - перенесли столицу в Берлин, что символизировало преемственность германского государства.

Коренные интересы нашего молодого независимого государства также потребовали переноса столицы. И в июле 1994 года на заседании Верховного Совета 13-го созыва я выдвинул такое предложение.

Я помню жаркие дискуссии в парламенте, когда одни депутаты предлагали безоговорочно поддержать мою идею, а другие вставали в глухую оборону, заявляя о том, что не время тратить наши скудные в то время средства.

На что я тогда ответил: «Безвозвратными расходами на перевод столицы будут лишь затраты на переезд. А все, что будет вложено в город – это инвестиции в будущее».

Голая земля – это еще не богатство страны. Так же как и то, что еще не добыто из недр. Только то, что построено на земле, является активом страны. Так что мы обогатили свою Родину на целый огромный город. И его будущее – еще впереди.

Мы получили новую столицу, которая сегодня является достоянием всей страны.

Сегодня, спустя всего 10 лет с момента переноса столицы, население города увеличилось в три раза. Уже в 2010 году ожидается увеличение численности населения до 1 миллиона человек. Этот объективный показатель лучше всего подтверждает успех нашей самой юной столицы в мире.

Через Астану мы открыли новый Казахстан глобальному миру. Но, прежде всего, этот город по-новому мы открыли для себя, для своего Отечества.

Строительство Астаны стало за эти годы самым грандиозным мегапроектом на всём постсоветском пространстве, показавшим потенциал нашей страны.

Сегодня Астана – это средоточие новой истории Казахстана. На примере Астаны можно судить о развитии всего нашего государства.

За 10 лет валовой региональный продукт города вырос в 17 раз! Объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 20 раз и достиг 400 миллиардов тенге.

Это очень весомые показатели. Столица растет и движется вперед, увлекая за собой весь Казахстан.

Население Астаны - одно из самых молодых в Казахстане. Средний возраст астанчан 32 года. Сюда приезжает молодежь со всей страны - и учиться, и работать. Молодые специалисты получают достойную и хорошо оплачиваемую работу, ведь уровень жизни в столице один из самых высоких по стране.

Почему мы сразу начали строить музыкально-образовательное учреждение и Евразийский университет? Потому что это говорило о том, что мы надолго обосновываемся в этом городе и думаем о его будущем.

За последние 10 лет облик города поменялся больше, чем за всю историю со дня основания.

Особенно восхищает новый центр города на левом берегу Есиля, градостроительная идея которого была вдохновенно разработана всемирно известным архитектором Кисе Курокавой и другими зодчими.

Ее важнейший принцип - не должно быть однотипных, похожих друг на друга зданий. Другой принцип заключался в том, что Астана - это евразийский город, который отличается не механическим сложением, а гармонией, слиянием культур всех сторон света - Запада и Востока, Севера и Юга. Это была задача сложная, но реальная.

Астана на глазах растет и преображается, удивляя и влюбляя в себя всех, кто ее хотя бы однажды увидит.

На очереди новые грандиозные проекты, такие как Хан-шатыры, комплексы «Астана – крытый город» и «Абу-Даби Плаза». Вскоре будет введен в строй киноконцертный зал на 3500 мест. Надеюсь, что мы именно там отметим летом 10-летие столицы.

Учитывая наши погодные условия, мы строим крытый стадион на 30 тысяч мест, который тоже будет введен 6 июля.

Строятся велотрек на 10 тысяч мест, НИИ скорой медицинской помощи, республиканские научные центры кардио- и нейрохирургии, диагностический центр. Все это будет введено в строй в следующем году.

В столице строится научно-образовательный центр на уровне мировых стандартов, организуется мощный медицинский кластер, осуществляется строительство Индустриального парка, который включает в себя и организацию современного высокотехнологичного производства.

Астана сегодня отличается не только архитектурой, но и преображается в город-сад. Пятьдесят тысяч гектаров леса вокруг Астаны не являются пределом. Мы планируем соединить Боровскую зону с Астаной лесом. Осталось всего 50 километров. Этот зеленый пояс защищает город от летних суховеев и зимних буранов. Благодаря этому изменился климат в нашем городе, но больше всего, я думаю, он изменился благодаря нашим чувствам. Астана станет зеленым оазисом в центре огромного степного края, образцом экологически чистого мегаполиса.

Миссия Астаны заключается в том, чтобы стать образцовой столицей на всем евразийском пространстве, быть катализатором устойчивого развития Казахстана.

Строительство столицы – это дело всего народа, всего государства.

Я убежден, что Астана очень скоро войдет в число самых привлекательных и конкурентоспособных столиц мира.

Новая столица – светлая и благородная, стала для нашего Отечества провозвестницей нового будущего нашего любимого Казахстана.

Здесь на древней земле Сары Арки родилась не просто столица, а колыбель будущего страны. История Астаны и судьбы казахстанцев неотделимы друг от друга. Если бы в нашей истории не было Астаны, наш Казахстан не стал бы таким, каким стал сегодня.

Независимость породила Астану, в свою очередь Астана подтверждает и развивает нашу Независимость. Астана стала ярким, сильным, процветающим, объединяющим всех казахстанцев и устремленным вперед городом.

Астана стала сердцем нашей Родины, национальной идеей, объединившей народ, она стала символом веры народа в свои силы и великое предназначение.

Сегодня в Астане, как и во всем Казахстане, проживают представители более ста национальностей. Это город, в котором каждый день новоселье, каждый день праздник, свадьбы. Десятки тысяч новоселов, новых семей и новых судеб. Дружба народов, взаимопонимание и солидарность – вот основа, на которой мы строим Астану и новый Казахстан! 

Казахстанская правда. 2008. 5 июля