История Астаны
08.12.2017 9769
Астана - новое имя новой столицы Казахстана. Прежнее же название города - Акмола (ранее Акмолинск).

Астана - новое имя новой столицы Казахстана. Прежнее же название города - Акмола (ранее Акмолинск).

Есть несколько версий происхождения этого названия. Первая гласит, что город Акмола был назван в честь холма из известняка белого цвета. Вторая версия принадлежит византийскому автору Прокопиусу. Он писал в своих трудах, что гунны называли «мола» высокий холм или крепость. И третий вариант: Акмола всегда была главным центром ярмарок рогатого скота, известной изобилием и разнообразием мясомолочных продуктов (кумыс, айран, курт, шубат и т.д.). Следовательно, название города переводится как «белое святое место» или «белое изобилие».

В Казахской советской энциклопедии написано, что «Акмола – это сооружение из белого камня, над четырехугольными стенами которого воздвигнут купол, напоминающий верхнюю часть юрты или половинку шара. Сверкающий на солнце купол был виден издалека, что и придавало особую красоту берегам реки Есиль». Поэтому название Акмола и стало названием этого края.

Cтепи Акмолы издревле были местом, где встречались различные культуры и цивилизации. В середине первого тысячелетия до н.э историк Геродот упоминал маршрут через Большую Степь (позже Великий Шелковый Путь), который пролегал именно здесь. Караванные пути способствовали расцвету торговли и кустарного промысла в городах, традиционно занятых животноводством и сельским хозяйством.

Бозок

В своей книге «В сердце Евразии» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что нынешняя столица Казахстана возникла не на пустом месте, а на территории, обжитой человеком еще в глубокой древности. Это подтверждается недавним открытием средневекового городища Бозок, который на протяжении ряда веков был политическим и духовным центром Сары-Арки – великой и бескрайней степи, раскинувшейся на тысячи километров в центре материка, называемого Евразией.

Средневековое городище Бозок, находящееся в пяти километрах от Астаны, является тысячелетней предшественницей казахстанской столицы.

Акмолинск

В 30-ых гг. XIX века в степях Казахстана на месте селения Акмола возник город Акмолинск - важный коммерческий и экономический центр центральноазиатского региона. В то время его население насчитывало немногим более 2000 человек. Однако за следующие 30 лет население города возросло в три раза.

Целиноград

Новый этап в жизни города начался в 60-х годах прошлого века: в декабре 1960 года город со стотысячным населением становится центром Целины северного Казахстана. В 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград, в 1992 году – в Акмолу, а 6 мая 1998 года – в город Астана.

От Алматы к Астане

В последнее десятилетие 20 века город целинников обрел новое дыхание - с появлением на карте мира Республики Казахстан ожили древние степи Акмолы, где появился чудо-город Астана.

Астана стала столицей нового Казахстана по многим причинам. Бывшая столица – Алматы – находилась далеко на юге страны, а ее население составляло свыше 1,5 миллиона человек. Плотная застройка Алматы фактически не оставляла возможности для развития города. Транспортная загрузка магистралей и экологические условия «Южной столицы» оставляли желать лучшего - она стала одним из самых экологически проблемных городов Казахстана.

В новейшей истории нередки случаи, когда перенос столицы проводится осознанно как адекватный ответ на новые вызовы истории. Это придает мощный импульс социально-экономическому и политическому развитию страны. Государства, проводившие крупные реформы, повлекшие выход страны на качественно новый уровень развития, широко использовали перенос столицы как важнейший политический и экономический инструмент, стратегический пункт реализации программы реформ. Новой крупнейшей евразийской державе требовался новый общенациональный символ – новая столица, город 21 века, который отражал бы дух созидания, новаторства и роль Казахстана как места, где Запад встречается с Востоком.

Именно поэтому, по предложению Президента РК Н. Назарбаева, Акмола (Астана) была выбрана как лучшая альтернатива Алматы. Мнение Президента основывалось на основе общенационального исследования, принявшего во внимание 32 фактора: социально-экономические индексы, климат, пейзаж, сейсмические условия, естественную окружающую среду, транспортную инфраструктуру, строительные средства обслуживания и рабочую силу.

Решающими преимуществами в пользу Астаны стали: ее большая территория, центральное месторасположение, близость к главным экономическим центрам и артериям страны, демографический потенциал, развитая транспортная инфраструктура и естественная окружающая среда. В целом, идея Главы государства о переносе столицы была глубоко обоснованным и объективно необходимым решением, ставшим, наряду с экономическими реформами, еще одним стратегическим механизмом по решению задач развития Казахстана, перехода страны к рыночной экономике и демократии.

В 1999 году новой столице Казахстана была присуждена премия ЮНЕСКО «Города за мир». Это награда городам, наиболее успешно зарекомендовавшим себя в социальной, экологической сферах, в области развития муниципального сектора и вносящим практический вклад в культуру мира. Вручая премию, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Федерико Майор особо отметил, что за короткий срок с момента переноса столицы из Алматы в Астану Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и муниципалитет города приложили огромные усилия к превращению новой столицы государства в центр науки, культуры и образования. По мнению главы ЮНЕСКО, Астана стала ярким символом независимости молодого государства.

С обретением Астаной в 1998 г. статуса столицы древний город мастеров, торговцев и хлеборобов стал центром государственной, общественной и культурной жизни нового, демократического Казахстана. Астана – гордость Республики, ее народа и Президента, который в беседе с журналистами заметил: «Планы очень большие. Я считаю, что основное строительство города будет закончено к 2012 году. Город будет жить своей жизнью, и его рост никогда не будет останавливаться».

 Средневековый город Бозок – предшественник Астаны

Бозок был открыт казахстанской археологической экспедицией под руководством известного историка, заслуженного деятеля Казахстана Кемаля Акишева осенью 1998 года, а уже в следующем году начались раскопки городища.

Руины древнего центра цивилизации были найдены на восточном берегу озера Бузукты в пяти километрах от современной Астаны. 
Бозок — совершенно необычный тип средневекового оседлого городища — состоит из трех отдельных частей. Центральная — это кварталы, обнесенные рвом и валом. В северной части расположены жилые и производственные сооружения, а в южной находится некрополь. Изучив планировку первых найденных жилищ, профессор Кемаль Акишев предположительно установил дату их постройки - VII-VIII века.

Руины памятника имеют типично степной облик. Невысокие валы (0,6-1,0 м) окружают ровные поверхности площадок квадратной формы. Конфигурация площадок четко выделяется за счет внутренних рвов. Во рвах фиксируются перемычки проходов. Люди, избравшие это место для поселения, построили три площадки – «кварталы» (50х50 м) квадратной формы, обнесли их рвами и глинобитными стенами. За годы раскопок исследована архитектура этих оборонительных укреплений. По письменным источникам известно, что кочевники усиливали оборонительные укрепления, укладывая повозки наверху вала. За ними могли прятаться защитники крепости.

Изучив находки, ученые-археологи признали, что памятник уникален. Центральная и северная части страны мало изучены, а потому для северных степей Казахстана Бозок - потрясающая и единственная в своем роде находка для историков.

О чем рассказали находки

После основания поселения Бозок прошли века. Это место было оставлено его первопоселенцами. Второй этап в истории Бозока приходится на период усиления в степях Казахстана Кипчакского ханства (Х-XI вв.). Новые обитатели очистили заново рвы, подсыпали внутренние площадки глиной, построили на них наземные дома из глиняных кирпичей и дерева. В центре площадок стояли юрты. Основания их были открыты в процессе раскопок. Кипчаки подсыпали пространство между площадками («кварталами»), подняли его и на его поверхности построили первые мавзолеи и минарет. В этом нет ничего удивительного, т.к. в глубокой древности города в степи формировались вокруг святынь, вокруг могил предков.

Третий этап освоения этого места начинается в золотоордынскую эпоху (XIII-XIV вв.) и продолжается до нового времени. Руины городища Бозок приобретают статус культового центра. Возможно, здесь был похоронен один из первых мусульманских миссионеров, могила которого стала святыней. На городище Бозок исследованы остатки пяти мавзолеев, построенных из сырцового и обожженного кирпича. Рядом с мавзолеями открыты кирпичеобжигательные печи.

Всего на территории городища раскопано 49 могил Х-XIV вв. Это первая столь представительная коллекция антропологического материала, собранная на территории одного памятника. Изучение ее может пролить свет на проблему этногенеза казахов. Треть погребений - с вещами или с жертвенной пищей. Две третьих – выполнены по мусульманскому обряду. По предметам материальной культуры выделяется группа захоронений XIII-XIV вв. В связи с этим интерес представляет проблема распространения ислама в степях Казахстана. Несмотря на принятие Золотой Ордой в XIV в. ислама как государственной религии, в глубинных степных регионах Казахстана продолжали хоронить по языческому обряду: в одежде, с вещами, с заупокойной пищей; встречаются черепа, лопатки, расчлененные туши лошадей, целые скелеты баранов. Датируемый материал представлен железными наконечниками стрел, бронзовым зеркалом, серебряной монетой, серебряной чашей, предметами украшений. В более позднее время, возможно, (XVI-XVIII вв.) здесь совершались захоронения по мусульманскому обряду: без вещей, головой на запад, лицом на юг, в могилах с подбоями.

Неожиданные открытия

Самыми неожиданными находками археологов явились фрагменты ирригационных сооружений, примыкающие к руинам города с восточной стороны. Вокруг поселения жители заложили огороды и посевы, создав продуманную систему ирригационных сооружений. Оросительная система была открыта случайно в 2000 году, когда лето было настолько дождливым, что влага не успевала впитываться в почву. Прогуливаясь однажды по территории археологического лагеря, руководитель экспедиции К. Акишев, увидел, что вода, собираясь в отдельные ручьи, стекает в сторону озера. Так были обнаружены арыки, сооруженные жителями средневекового города Бозок. Территория оросительной системы и руины города в целом занимают площадь примерно в 30 гектаров.

Поскольку в науке вплоть до последнего времени бытовало мнение, что номады не имели стационарных мест обитания, а беспрерывно перемещались по степи, открытие средневекового города Бозок имело огромное значение в плане подтверждения гипотезы о присутствии оседлых племен на степных просторах древнего Казахстана. И уже в средние века, в период выхода кипчаков (кочевников) на политическую арену, здесь существовали города и поселения.

Поселение Бозок, или как его вначале называли — Бузок (Бузук), сохранилось и дошло до наших дней лишь благодаря тому, что располагается оно среди болот левобережной долины Ишима. Но сейчас, согласно генеральному плану застройки столицы, озеро Бузукты и руины средневекового города входят в окружное кольцо города.

О том, что сохранение этого археологического памятника — одна из важных задач, стоящих перед государством, Кемаль Акишев говорил на встрече с Президентом страны, которая состоялась незадолго до смерти ученого. Археолог выступил с инициативой создать музей-заповедник на прилегающей к Бозоку территории.

Бозок - археологический феномен

Первоначально открытый город К. Акишев назвал Акжол — светлый путь. Позже, проработав ряд письменных источников по истории тюрков-огузов и обнаружив в них топоним Бузукты, сохранившийся в названии озера, он переименовал свое детище в Бузук. В процессе обсуждения смысла, вложенного в название местности, Президент Казахстана и Кемаль Акишев пришли к мнению, что название Бозок — светлая стрела — будет оптимально приемлемым именем для археологического феномена.

В этом древнетюркском слове сокрыт великий смысл - оно олицетворяет стремление воинственных тюркских племен продвигаться на запад.

В 2004 году в полевом лагере археологов прямо на территории городища Бозок состоялась международная научная конференция, в работе которой приняли участие специалисты в области изучения степной цивилизации — видные археологи Казахстана и России. Осмотрев раскопки, ознакомившись с материалом — керамикой, металлом, изделиями из кости, они пришли к выводу, что поселение городского типа появилось здесь в Х—ХII веках н. э.

Исторического названия города, который сейчас мы называем Бозоком, мы пока не знаем. Но уже сейчас совершенно точно известно, что он являлся центром административной власти, пунктом концентрации ремесел и торговли, в том числе и международной, поскольку находился на пересечении различных ответвлений Великого шелкового пути. Они входили в его общую систему и соединяли степную Сары-Арку с зоной городской цивилизации, интенсивно развивавшейся на юге Казахстана и в Жетысу.

Посредством Шелкового пути Бузук был связан с Европой, Китаем, странами арабского Востока. Сары-Арка, получая из соседних стран престижные товары, культурные эталоны и новые технологии, также являлась центром производства изделий из металла, которыми славился Центральный Казахстан в масштабах евразийского континента еще в эпоху бронзы. Изделия из металлов распространялись на запад до Балкан и на восток — до Синьцзяна. На ранних этапах существования Бозока металл, который вывозился из Сары-Арки, в частности разработки серебра, описывает арабский географ аль-Идрис. Но и многие достижения Сары-Арки — высокопородные лошади, изделия из кожи, шерсти — вывозились в ближние и дальние регионы Евразии по тому же Великому шелковому пути.

Таким образом, начиная уже с эпохи древности междуречье Нуры-Ишима было важнейшим экономическим центром. В то же время здесь располагались резиденции степных владетелей. Одно из них — Бозок — предтеча современной Астаны.

С конца XIX столетия, после обретения статуса города, Акмолинск начал развиваться по генеральному плану и строго утвержденным проектам. Так, создавая проекты нового города на рубеже XIX-XX веков, архитекторы и экологи руководствовались общей идеей - город должен стать зеленым оазисом. Идея создания города-сада в степях Сары-Арки была основана на традициях планомерного расселения по принципу внутреннего районирования, широко распространенных в западноевропейских городах с середины XIX века.

В конце XIX века, когда провинциальный Акмолинск официально получил статус города, в соответствии с Генпланом был заложен первый городской парк, разбит лесной питомник и начала формироваться зеленая зона вдоль берега реки Ишим. В 1904 году на окраине Акмолинска были посажены искусственные зеленые насаждения. Несмотря на пессимистические прогнозы, молодые саженцы прижились

Целиноград

в декабре 1960 года город со стотысячным населением становится центром Целины северного Казахстана. Постановлением февральско-мартовского 1954 года Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» было решено освоить в Казахстане 1325 тыс. га целинных и залежных земель. А уже 5 марта 1954 года первый эшелон доставил и Акмолинск молодежь, прибывшую по комсомольским путевкам.

К началу 1961 года городской жилой фонд Целинограда составлял 600000 кв. м на 115 тысяч человек. За полгода приезжие строители сдали в эксплуатацию 650 благоустроенных квартир, четыре пятиэтажных школьных здания и приступили к строительству семиэтажного здания Дома Советов. К концу 1962 года ленинградцы возвели еще восемь многоквартирных домов и две пятиэтажные школы. За тот период жилой фонд вырос еще на 115000 кв. м.

Шестого ноября 1963 года в городе начал действовать телецентр. Тогда же был открыт Дворец Целинников, построенный по проекту латвийских архитекторов. Он был рассчитан на 2 355 мест. По масштабам и системе оборудования на тот момент считался вторым в СССР после Кремлёвского Дворца съездов.

Кроме того, был, наконец, построен мост, связавший город с парковой зоной, пляжем и детской железной дорогой – главным развлечением целиноградских детей. У второго целиноградского моста, транспортного, через Ишим (того самого, со львами и пересекающимися стелами) своя забавная история. Он, как ни странно, был долгостроем. Причём знаменитым: известные юмористы на весь Союз высмеивали его в лучших традициях советской сатиры.

Недалеко от будущего моста, там, где сейчас возвышается микрорайон «Самал», рос Зелёный город целиноградских студентов. Вырос он на агрессивной, как сейчас принято называть, почве. Молодёжь высаживала деревья и ухаживала за ними. А неподалёку от Зелёного города стоял трактор – символ целинного края. Это была почти граница города. Дальше Соленая балка (ручей Ак-Булак)  и степь. Речка теперь протекает почти по центру, а степь уступила место микрорайонам. У ворот в старый город вместо «Кировца» поднялся Президентский центр культуры. А старая машина вернулась к земле, к пашне.