Поделиться:
В данной работе
предпринимается попытка анализа материалов выступлений Президента РК Н.А.
Назарбаева (в основном использованы материалы выступлений середины 2000-х гг.),
посвященных стратегии политических реформ Республики Казахстан, которые являются неотъемлемым
компонентом «казахстанского пути развития». Эта стратегия формировалась на
протяжении ряда лет, видоизменяясь в зависимости от текущих и перспективных
задач политического и экономического развития страны, национального и мирового
опыта политической и экономической трансформации [1, С. 68]. Как
отмечают специалисты, успешность реализуемой политики в Казахстане в первую
очередь была обусловлена тем, что с самого начала приоритетным было определено
формирование экономической основы нового независимого государства, и развитие государственной
модели шло «от экономики – к политике» [2, С. 100].
В большинстве своих выступлений Н.А. Назарбаев, говоря о политической модернизации, ее перспективах или результатах практически всегда в большем или меньшем объеме отмечает связь политических преобразований и экономического развития Республики [3-5].
Например, выступая на международной конференции «Конституция: личность, общество и государство», посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан и проходившей в г. Астана, 30 августа 2005 года он отметил в качестве важнейших преобразований произошедших в стране за период действия Конституции 1995 г. именно экономическое строительство и формирование основ для политической модернизации казахстанского общества. Н.А. Назарбаев подчеркнул что: «опираясь на ключевые положения Конституции…, мы провели жизненно важные для судьбы страны преобразования: построили рыночную экономику и заложили основы демократического общества (курсив – Н.Л.)» [3, С. 21].
Далее, в том же выступлении, Президент Казахстана после представления основных экономических достижений Республики специально остановился на вопросе соотношения экономического и политического развития страны. Он отмечает, что к тому моменту «на волне наших очевидных [экономических] успехов нередко можно услышать, что политические реформы отстают от экономических, что они искусственно сдерживаются» [3, С. 22]. Но это утверждение Президент ставит под сомнение: «так ли это на самом деле? Демократизация сегодня – одна из главных тенденций глобального развития. Поэтому в интересах любого государства, стремящегося к процветанию и прогрессу, исключительно важно использовать открывающиеся здесь возможности» [3, С. 22]. Далее в своем выступлении Н.А. Назарбаев высказывается более категоричнее в этом вопросе, он отмечает: «мировой опыт показывает, что экономические реформы и политическая либерализация – процессы взаимозависимые и взаимообусловленные (курсив – Н.Л.) [3, С. 22].
При этом в своем выступлении Н.А. Назарбаев раскрывает свое видение интенсивности экономического и политического развития, он пишет: «я – сторонник поэтапной эволюционной либерализации, где интенсивное экономическое развитие определяет глубину и устойчивость демократизации политической системы (курсив – Н.Л.)» [3, С. 23]. В своем выступлении он обосновывает это следующим образом: «рыночная экономика не терпит авторитарно-административного давления и требует демократического устройства. Это фундаментальное правило свободной рыночной конкуренции и условие дальнейшего продвижения вперед» [3, С. 22]. Далее он говорит: «В условиях недостаточно конкурентоспособной экономики и неокрепшего гражданского общества поспешное, а, значит, неподготовленное проведение радикальных политических реформ способно вызвать социальную дестабилизацию и привести к отторжению либеральных ценностей, свертыванию демократических процессов, что мы наблюдаем в некоторых постсоветских республиках. И не только» [3, С. 23].
Ссылаясь на мировой опыт, в том числе наших соседей Н.А. Назарбаев еще раз подытоживает: «в бедных сообществах демократия и политические свободы попросту невозможны (курсив – Н.Л.)» [3, С. 23].
Эти взгляды Н.А. Назарбаева на вопрос соотношения экономического и политического развития сформировались, как следует из других выступлений, с учетом человеческой психологии, индивидуальных интересов населения страны. Например, выступая перед депутатами Парламента РК на открытии очередной сессии, 1 сентября 2005 года Н.А. Назарбаев ответил на вопрос о том что, в основном, беспокоит сегодня людей в их повседневной жизни, в условиях модернизации общества следующим образом «людей интересовало дальнейшее улучшение качества жизни, их личные перспективы, стабильность общества. Ведь эффективность начатых реформ каждый человек оценивает, прежде всего, со своих собственных позиций – как он живет, зарабатывает, учится, каковы цены на товары, каковы перспективы его семьи, друзей, всего общества» [4, С.31].
В том же выступлении, очерчивая основной вопрос ускоренного развития страны на современном этапе, Президент отметил, что он заключается в гармоничном сочетании «экономических, социальных и демократических преобразований с учетом интересов нашего народа» [4, С.34].
Подводя итоги 6 месяцев исполнения Послания Президента 2005 г., Н.А. Назарбаев сказал: «нельзя построить открытое, свободное и процветающее общество и создать высокие стандарты жизни для своих граждан на основе слабой, зависимой и несовременной экономики и без преобладающего слоя среднего класса. И мы сможем этого добиться в том и только в том случае, если нация и экономика станут конкурентоспособными (курсив – Н.Л.)» [4, С.34].
В своих выступлениях Президент РК отмечает и ту силу, которая должна послужить основой для экономической и политической модернизации страны и от которой собственно будет зависеть успех этого процесса. Н.А. Назарбаев на этот счет сказал следующее: «успех наших экономических и особенно политических программ зависит от укрепления в стране слоя собственников, которые представляют формирующийся средний класс» [4, С. 47]. Президент объясняет это международным опытом: «именно это [т.е. сильные позиции среднего класса в обществе] есть в странах развитой демократии, именно поэтому те страны стабильны, несмотря на смену элит. Вот почему я постоянно занимаюсь развитием среднего и малого бизнеса в стране. Мы немало сделали, но это – только начало. Когда мы говорим о демократизации, мы должны увязывать эти вопросы» [4, С. 47].
При этом Н.А. Назарбаев отмечает важность укрепления института частной собственности в стране и даже характеризует этот институт в качестве «ключа к ускорению всесторонней модернизации Казахстана» [4, С. 48].
Ниже, в том же выступлении, Н.А. Назарбаев возвращается к тезису о третьем классе и подчеркивает что без среднего класса, «процесс модернизации попросту невозможен. Поэтому главный вопрос сейчас в том, чтобы обеспечить необратимое и стабильное развитие среднего класса, обладающего собственностью и осознающего свои конструктивные социальные интересы» [4, С. 48].
В выступлении Н.А. Назарбаева озвученном на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, проходившем в Астане, 24 марта 2006 года, он еще раз отметил связь политического и экономического развития государства. Говоря о последовательной экономической модернизации страны, о «прорыве» в экономическом развитии Казахстана Н.А. Назарбаев подчеркивает, что непосредственным условием экономического развития является эффективно действующие политические институты страны. Он говорит: «я убежден и, полагаю, вы согласны со мной в том, что столь масштабным задачам могут соответствовать и способствовать только эффективные органы государственной власти, развитые политические институты, конструктивные политические партии, общественные организации и институты гражданского общества, работающие механизмы гарантии прав и свобод граждан» [5, С. 65]. В связи с этим, заключает Президент РК «мы твердо намерены продолжить последовательные демократические преобразования и политическую модернизацию страны» [5, С. 65].
При этом он предостерегает, апеллируя к мировому опыту, что не следует слепо копировать чужие модели, так как они могут привести к совершенно неожиданным, противоположным результатам. Н.А. Назарбаев говорит: «мир уже неоднократно был свидетелем того, когда те или иные рецепты, будучи механически привнесены на неподготовленную почву, приносили прямо противоположные плоды, чем ожидались: от реставрации архаических моделей общественного устройства до прямого насилия и хаоса» [5, С. 67].
Здесь же Президент обращает внимание на особенности соотношения экономического и политического развития государства, а именно не всегда полное отождествление экономического благополучия граждан некоторых стран и уровня их политического развития. Н.А. Назарбаев в связи с этим отмечает что «к сожалению, многими зачастую упускается из виду реальная картина сложного процесса демократического строительства в той или иной стране. Мировой опыт знает примеры, к чему приводит нарушение баланса между эффективностью власти и либеральностью политической системы» [5, С. 67]. В качестве примера он приводит такие крупные страны, как Индия, Бразилия, Аргентина которые «давно считаются вполне демократическими, но никто не оспорит того, что значительная часть их населения не достигла благополучия и страдает от бедности» [5, С. 67]. В то же время в других странах, как говорит Президент РК «не воспринимаемых в мире как демократии», удалось обеспечить быстрый экономический рост и процветание [5, С. 67]. Это, говорит Н.А. Назарбаев, «часто встречающееся противоречие между демократическим устройством политической системы и эффективным управлением экономикой» [5, С. 67]. Очерчивая задачу для нашей страны, в этом вопросе, Глава Казахстана говорит – «сегодня нам важно найти оптимальный баланс между темпами демократических изменений и сохранением стабильного равновесия и высокой степени легитимности существующей политической системы» [5, С. 68].
В целом анализ выступлений Н.А. Назарбаева позволяет заключить, что Президент РК в своих выступлениях взаимообуславливает вопросы экономической и политической модернизации страны. При этом Н.А. Назарбаев выступает сторонником поэтапной, эволюционной политической либерализации, которая должна быть обусловлена высоким уровнем конкурентоспособности экономики страны.
В качестве «человеческой основы» модернизации страны в своих выступлениях, Президент РК выделяет класс частых мелких и средних собственников – «третий класс». Таким образом, в выступлениях Президента РК Н.А. Назарбаева экономическое развитие выступает как необходимое условие политической модернизации Республики Казахстан.
Список использованных источников
1. Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы: монография. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – 296 с.
2. Рахимжанова А.Ж. Опыт экономической трансформации Казахстана //Опыт политической и экономической трансформации: казахстанская модель // Опыт политической и экономической трансформации: казахстанская модель. Материалы «круглого стола» (г. Алматы, 3 апреля 2008 г.) / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. – С. 100-104.
3. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на международной научно-практической конференции «Конституция: личность, общество и государство», посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан. – Астана, 30 августа 2005 г. // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 19- 29.
4. Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на открытии второй сессии Парламента Республики Казахстан Казахстанский путь: стабильность, модернизация и процветание. – Астана, 1 сентября 2005 года // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 30-55.
5. Выступление Главы государства на заседании Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ. - Астана, 24 марта 2006 года // Н.А. Назарбаев и казахстанская стратегия политических реформ: сборник документов и материалов в трех томах / Отв. ред. Б.К. Султанов. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. – Том II. – С. 64-72.
Лапин Н.С. «История государства»: научный журнал. – 2010. – № 4. – С. 58-62.
Предоставлено Институтом истории государства КН МОН РК
Поделиться: