Становление финансово-кредитной системы Казахстана
19.08.2013 2166
Экономические реформы по становлению государственности и определению места в мировой экономической системе стали наиболее значимыми.

Становление финансово-кредитной системы Казахстана

За 20-ти летний период истории своего существования в качестве независимого государства, Казахстан прошел сложный путь восстановления и построения отличного от прежнего типа общественно-экономической формации. Экономические реформы по становлению госу-дарственности и определению места в мировой экономической системе стали наиболее значимыми. Сегодня модно констатировать, что экономическая политика Казахстана является примером учета мирового опыта, теоретических выводов и рекомендаций, направленных на успешный результат.

Кардинальные и стремительные преобразования экономики способствовали созданию финансовой системы, отвечающей основным международным стандартам и включающей в себя сектор страховых и пенсионных услуг, банковскую систему, рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды.

В качестве наиболее приемлемой для формирующейся экономики была принята двухуровневая банковская система. Центральным банком государства стал Национальный Банк, который представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Задачи, принципы деятельности, правовой статус и полномочия Национального банка определены Законом «О Национальном Банке Республики Казахстан». Национальный банк начал осуществлять регулирование и надзор по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции и способствовал созданию общих условий для функционирования банков и организаций, выполняющих отдельные виды банковских операций. Регулирующие и надзорные функции Национального банка были направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов. Основными инструментами денежно-кредитной политики Национального банка стали учетная ставка, интервенции на валютном рынке, установление норм минимальных резервов и т.д.

Банки второго уровня по сути являются коммерческими банками и имеют самостоятельное право на совершение кредитных операций в национальной и иностранных валютах. Теперь казахстанская банковская система представлена не только учреждениями государственной собственности, но и частной, смешанной собственности, а также институтами, созданными на паевых началах. С появлением различных форм собственности монополия государства в банковском деле несколько ослабла и на финансовом рынке, со всеми его сегментами усилилась конкуренция между субъектами.

На начальных этапах своего развития банковская система была представлена более двустами банками. Однако, в ходе реформирования общее количество банков второго уровня постепенно сокращалось путем слияний, ликвидаций или банкротств проблемных и неустойчивых банков. Так, если в 1993 г. в стране функционировало 204 банка, в том числе пять - с иностранным участием, то к 2010 г. их количество сократилось почти в пять раз, и составляло 37 банков.

Уже к 1994 году со времени начала глобальных экономических реформ в значительной мере была достигнута финансовая стабилизация. Если в 1993 г. инфляция составляла свыше 2000%, то в 1996 г. она снизилась до 28,7%, что сопровождалось практически полной либерализацией цен и отменой большинства ограничений в сфере внешней торговли. Кроме того, были созданы реальные предпосылки привлечения инвестиций, способствовавшие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшению на этой основе качества жизни населения.

Программа Правительства Казахстана на 1996-1998 гг. была направлена на реформирование системы управления финансовыми ресурсами страны, а точнее на рациональное использование бюджетных средств, укрепление финансовой дисциплины, стимулирование привлечения инвестиций в экономику республики, совершенствование межбюджетных отношений и формирование эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом, укрепление и развитие рынка государственных ценных бумаг и других инструментов рыночной инфраструктуры.

Наиболее ярким событием в истории развития финансовой системы Казахстана стало ре-формирование пенсионной системы с 1998 г. На сегодняшний день в республике действует смешанный тип пенсионной системы, содержащий черты солидарной (государственной) и накопительной (частной) системы. Так, солидарная система предназначена для состоявшихся пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998 года составил не менее шести месяцев; накопительная система предназначена для тех, кто с 1 января 1998 г. начал отчислять из заработной платы 10%-ные обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды.

В результате этого граждане, выходящие на пенсию, стали получать пенсионное обеспечение из двух источников:

-  первая часть пенсии выплачивалась государством из солидарной системы пропорционально трудовому стажу по состоянию на 1 января 1998 г;

-  вторая часть пенсии выплачивалась из накоплений, имеющихся на индивидуальном пенсионном счете в накопительном пенсионном фонде.

С появлением накопительных пенсионных фондов все денежные переводы пенсионных отчислений вкладчиков накопительной пенсионной системы стали осуществляться через государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) персонифицировано, по получателям платежей. Уже в конце 1998 года за счет пенсионных активов негосударственных накопительных пенсионных фондов были впервые приобретены акции казахстанских акционерных обществ.

Пенсионная реформа привела к появлению новых участников финансового рынка:

1)  накопительные пенсионные фонды;

2)  компании по управлению пенсионными активами;

3)  банки - кастодианы.

Переход к накопительной пенсионной системе изначально предполагал создание промежуточного института, который способствовал бы повышению доверия населения к накопительной пенсионной системе и эффективному перетоку вкладчиков в негосударственные накопительные пенсионные фонды. Роль промежуточного института была отведена Государственному накопительному пенсионному фонду (ГНПФ), на который были распространены государственные гарантии сохранности пенсионных накоплений и установлены специальные ограничительные лимиты инвестирования пенсионных активов. Основными звеньями накопительной пенсионной системы стали: накопительные пенсионные фонды, компании по управлению пенсионными активами, банки-кастодианы.

Благодаря реформам пенсионная система республики превратилась в возможный мощный источник финансирования экономики, стабилизации социального обеспечения населения и улучшения положения граждан пенсионного возраста. Пенсионную реформу Казахстана международные эксперты признали лучшей из 13 проектов, профинансированных Всемирным банком, что подтверждено выводами международной конференции, посвященной 10-летию национальной валюты Республики Казахстан. Аналогов данной пенсионной системы на финансовых рынках стран СНГ, Китая, Монголии и дальнего зарубежья в настоящее время не существует. Опыт накопительной пенсионной системы Казахстана, в основу которой легла чилийская накопительная система, отличается от латиноамериканской и европейской и тем привлекает интерес специалистов многих стран мира. При жестком государственном регулировании деятельности накопительной пенсионной системы и высокой степени защиты накоплений, а также государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений в размере фактически поступивших пенсионных взносов с учетом инфляции риски накопителъной пенсионной системы Казахстана сведены до минимума. Умеренная инвестиционная политика в течение двух-четырех десятилетий, безусловно, приведет к желаемому умножению пенсионных накоплений и обеспечению вкладчикам адекватной пенсии с учетом инвестиционного дохода, который будет продолжать начисляться на накопления и в пенсионном возрасте. Все это создает пенсионной системе Казахстана преимущество перед другими, более рискованными системами.

Первым испытанием для национальной финансовой системы явился финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. Экономики многих стран оказались в затруднительной ситуации из-за обрушения финансовых рынков азиатского региона. Россия также не оказалась исключением и объявила национальный дефолт. Казахстану же удалось избежать негативных последствий этого кризиса благодаря адекватной реакции государства на угрозу кризиса и целенаправленное использование имеющихся финансовых средств. Для защиты национальной экономики от неблагоприятных последствий глобальных процессов закрепились и стали использоваться механизмы достижения финансовой устойчивости. В 2000 г. Указом Президента Республики Казахстан в стране был создан Национальный фонд для поддержки социально-экономических программ, обеспечения их стабильного воплощения и снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В Национальном фонде аккумулируется большая часть прибыли, полученная Казахстаном от нефти. Накопления в Национальном фонде продолжают расти. Именно Национальный фонд стал той самой «по-душкой безопасности» для экономики Казахстана в период последнего глобального мирового кризиса 2007-2009 гг.

Казахстанский банковский сектор с момента обретения республикой независимости развивается поступательно и прогрессивно. Банки инициировали многие позитивные процессы в экономике и рост масштабности бизнеса. При неразвитом фондовом рынке внутри страны национальные банки ищут пути доступа к мировым рынкам капитала. Гарантией успеха явились высокий рост экономики и возрастающий финансовый рейтинг Казахстана на мировой арене. За счет прироста иностранных заимствований и активных операций за рубежом ускорился рост банковских активов и кредитных портфелей. Доступность дешевых денег за границей породил практически бесконтрольный спрос на них, и это негативно отразилось на долговой зависимости страны. В 2007 г. валовой внешний долг Казахстана составил 96,4 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 22,4 млрд., или на 30,2%. Из об-щей суммы валового внешнего долга 2,1 млрд. долл., или 2,2%, приходится на государственный и гарантированный государством долг, и 94,3 млрд., или 97,8%, - на негарантированный государством долг (по определению Минфина, это - долговые обязательства национальных компаний, институтов развития, акционерных обществ с преобладающим участием государства и банков второго уровня).

Значительные финансовые ресурсы с внешних рынков, привлеченные наиболее активны-ми казахстанскими банками, составили в итоге половину валового внешнего долга страны. На конец 2007 г. суммарный внешний долг банков составил около 46 млрд. долл. Более 80% этого долга приходится на обязательства по долгосрочным займам и кредитам. В результате у банков выросла избыточная ликвидность, повысилось предложение денег и снизились процентные кредитные ставки на потребительском рынке. При высоком спросе на рынке недвижимости финансовый рынок предложил населению ипотечные кредиты, используя раз-личные инструменты и льготные условия. Легкость получения ипотечных кредитов породила спрос на них среди населения, принявшего активное долевое финансовое участие в жилищном строительстве. Спекулятивный, а также инвестиционный спрос на жилую недвижимость привел к резкому ее подорожанию, что в свою очередь подтолкнуло банки к наращиванию объемов доступных кредитов. Так, объемы кредитов на строительство и приобретение недвижимости казахстанскими гражданами за 2001-2006 гг. увеличились в 94,8 раза, при этом цены на первичном рынке жилья за этот период выросли в 5,2 раза, на вторичном рынке - в 10 раз. Обеспечивая потребительский рынок и стараясь увеличить прибыль, пренебрегая рисками, банки увеличивают масштабы заимствования за рубежом, концентрируя средства в сфере услуг и строительстве.

Первые признаки нестабильности в казахстанской финансовой сфере проявились в изменении условий предоставления кредитов, а также в падении цен на акции казахстанских банков. Свидетельством снижения уровня ликвидности банков стали рост ставок по межбанковским кредитам, сокращение объемов срочных депозитов банков второго уровня, сжатие денежной базы. Сократилась динамика предоставления внешнего заимствования на мировых рынках. Положение банковской системы республики осложнялось рисками рефинансирования внешних обязательств и определенным дефицитом ликвидности. Основной проблемой для большинства казахстанских банков стало кредитование строительного сектора и других проблемных сфер экономики. Если в начале 2007 г. отрасль строительства сохраняла высокую динамику роста, то в связи с возникшими проблемами с ликвидностью, когда банки во второй половине года существенно сократили кредитование, строительство было практически приостановлено. В результате годовой индекс физического роста в строительной отрасли сложился в два раза ниже запланированного показателя и составил 15,3%. В таких более развитых отраслях казахстанской несыръевой экономики, как банковская и строительная, ситуация осложнилась, т.к. возникли препятствия в доступе к дешевому внешнему финансированию. Банкам и строительным организациям потребовалась помощь государства в нивелировании негативных последствий мирового финансового кризиса. Правительство поддержало бюджетными деньгами строительный сектор, малый и средний бизнес, смягчив этим негативные тенденции и предупредив обрушение национальных финансовых рынков. В республике была проведена перегруппировка финансовых сил, произведены вливания ликвидности, привлечены средства Национального фонда республики, в бюджет республики на 2008 г. были заложены 4 млрд. долларов на поддержку ликвидности банковской системы и сохранение доверия к финансовой системе страны. Правительство и госхолдинг «Казына» приняли меры по выкупу акций казахстанских компаний, обращающихся на Лондонской фондовой бирже; составлены графики погашения внешних обязательств банков. Банкам была обещана краткосрочная ликвидность в целях предотвращения текущих дефолтов по их внешним обязательствам.

Правительство Республики Казахстан, Национальный банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК в январе 2008 г. выступили с совместным заявлением о всемерной поддержке банков, определив комплекс мер и план действий государственных органов и банковского сектора, направленных на устранение негативного воздействия внешних факторов и стабилизацию финансовой системы.

В 2007 г. правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках. Кроме того, в конце 2008 г. был принят новый Налоговый кодекс, который должен был способствовать снижению общей налоговой нагрузки несырьевых отраслях экономики и повышению экономической отдачи добывающего сектора. В ходе налоговой реформы был значительно реорганизован режим налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Для предприятий, осуществляющих инвестиции, были предусмотрены налоговые преференции.

Для смягчения негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста Правительство, Национальный Банк и Агентство по финансовому надзору сконцентрировалось на пяти направлениях: стабилизация финансового сектора, развитие жилищного сектора, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса, реалиодия инновационных. индустриальных и инфраструктурных проектов. Для стабилизации финансового сектора государство использовало активные рычаги регулирования вливанием государственных средств в четыре банка: Банк ТуранАлем, Казкоммерцбанк, Народный банк и Альянс банк.

В целях обеспечения устойчивости и безопасности банковской системы правительство установило контроль над системообразующими банками через выкуп 25 % акций Казкоммерцбанка и Народного банка. В отношении БТА банка и Альянс банка, которые оказались в крайне сложном финансовом положении, пришлось принять более радикальные меры, предусмотренные законом страны. По действующему законодательству эти меры имеют временный характер и предполагают последующий выход государства из состава акционеров. Данное решение обеспечило стабильность и сохранение доверия ко всей банковской системе страны. Взятие банков под государственное регулирование позволило обеспечить их беспе­ребойную работу и платежеспособность, защитить экономические интересы страны и безопасность денежных вкладов казахстанцев.

Для решения проблем на рынке недвижимости государством простимулировано рефинансирование ипотечных кредитов и выделены средства на завершение строительства. Программа распространяется только на займы, полученные на приобретение жилья на вторичном либо на первичном рынке за счет долевого участия. Ставка вознаграждения по рефинансированию для работников и служащих государственного сектора была снижена до 9%, для всех остальных - до 11 %, а срок кредита увеличен до 20 лет.

Напряженность на международных финансовых рынках существенно повлияла на Казахстан, поскольку страна достаточно глубоко интегрирована в международные рынки. С одной стороны финансово-банковский кризис показал, что Казахстан обладает достаточным запасом прочности, чтобы противостоять кризисным явлениям, происходящим в мировой экономике, а с другой - реалии нестабильности мировой экономической системы усилили актуальность проблем обеспечения устойчивости казахстанской экономики к угрозам и вызовам глобализации. Поэтому, в финансово-банковской сфере в настоящее время осуществляются меры по нейтрализации последствий мирового финансового кризиса, реформируются банковский сектор и надзорно-регулятивная система, расширяется отечественный фондовый рынок. Национальный банк РК поставил задачи перед банкирами и регуляторами по пересмотру стратегии роста, выработке сбалансированной политики формирования ресурсов и кредитных портфелей банков, более эффективных принципов работы, новых бизнес-моделей, полному освоению внутреннего рынка, развитию отечественного фондового рынка. Одновременно ужесточается денежно-кредитная политика, направленная на изъятие избыточной ликвидности банковского сектора.

Финансовые институты в ответ на вызовы мирового кризиса ликвидности проводят внутренние процедуры, связанные с переоценкой системы рисков, разрабатываются механизмы раннего реагирования на негативные проявления мирового рынка. Банки скорректировали собственную политику, ужесточили требования к потенциальным заемщикам и пошли на удорожание банковских, в том числе ипотечных, кредитов.

В стране активно совершенствуется законодательная база финансового, в том числе и фондового рынка. Принят Закон республики Казахстан «06 акционерных обществах», который предполагает обеспечить дальнейшую капитализацию и прозрачность акционерных обществ. Кроме того, новые законы «О рынке ценных бумаг» и «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», новые Бюджетный и Налоговый кодексы содержат большое количество нововведений и будут способствовать дальнейшему развитию финансового рынка и повышению его роли в росте и диверсификации экономики республики и регионов в условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране.

Для мобилизации финансовых ресурсов созданы соответствующие финансовые институты, призванные обеспечивать финансовыми ресурсами мероприятия, направленные на реализацию основных направлений экономической политики государства в рамках индустриально-инновационной, агропродовольственной политики и развития инфраструктуры экономики. Таковыми являются: Инвестиционный фонд Казахстана, Банк Развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экс-портных кредитов и инвестиций. С начала деятельности только Банком Развития одобрены и находятся на разных стадиях реализации 176 инвестиционных проектов на сумму 12 519 млн. долларов США. На сегодняшний день суммарный объем проектов, одобренных к финансированию с участием Банка, составляет около 10% ВВП Казахстана.

С 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, который закрепляет принципы либеральной рыночной экономики, создавая благоприятные условия для всех хозяйствующих субъектов. Сейчас Казахстан занимает 63 место в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка «Дуинг бизнес». Так, индикатор налогообложения переместился на 52 строч-ку. Важнейшим приоритетным видом деятельности Национального банка в ближайшие годы стал переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагает постепенное движение от целевых показателей по денежной базе и золотовалютным резервам к целевым показателям по инфляции. Использование инфляционного таргетирования повышает роль показателя уровня инфляции и соответственно снижает роль обменного курса. Уровень инфляции обеспечивается в последние годы в пределах 7%.

В настоящее время в республике Казахстан начат важный переход к решению задач качественно нового уровня. Национальным банком республики уже обозначены соответствующие контуры развития кредитной системы Казахстана. Так, на сегодняшний день реализуется Концепция по развитию финансового сектора Казахстана. Она определяет стратегические задачи, стоящие перед кредитной системой, основные направления деятельности участников финансового рынка, соответствующие стандартам Евросоюза.

Кризис в Юго-Восточной Азии 1997-1998 гг. и кризис мировой финансовой системы 2007-2009 гг. наглядно показали, что наиболее чувствительным к различным изменениям в миро-вой экономике является финансовый сектор и что международная сфера оказывает серьезное влияние на внутреннюю среду любой страны, деформируя ее устои. Следовательно, для преодоления негативных последствий глобализации необходимо в первоочередном порядке формировать и укреплять систему финансовой безопасности государства, являющуюся составной частью экономической безопасности. Способность любого государства противостоять внешним угрозам во многом определяется его экономической и финансовой мощью, умением своевременно реагировать, грамотно используя имеющиеся в его распоряжении финансовые и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Исходя из этого вполне естественно, что для Казахстана основной задачей стал ускоренный подъем экономической мощи государства на основе роста объемов производства и услуг, внешнеэкономического равновесия и обеспечения положительного платежного баланса страны.