Приоритеты развития человеческого капитала в условиях инновационной индустриализации Казахстана
24.08.2013 2760
Главные приоритеты по основным направлениям развития страны четко обозначены в Послании Президента Н.А. Назарбаева «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана».

Мельдаханова М.К

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ КАЗАХСТАНА

Национальная экономика любой страны представляет собой сложную хозяйственную,социальную, организационную, научно-технологическую систему, в которой происхо­дят структурные, организационные изменения, обусловленные особенностями ее хозяй­ственной системы, определенными тенденциями и закономерностями развития [1].

Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Казахстана предусма­тривает построение социально ориентированной экономики и на ее основе формирова­ние эффективной модели развития человеческого потенциала и достижение казахстан­ского национального качества жизни.

Главные приоритеты по основным направлениям развития страны четко обозначены вПослании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» (Астана, 29 января 2010 г.)., в частности подготовка экономики к посткризисному развитию, достижение устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры,обеспечение казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами, укрепление межнационального согласия, повышение национальной безопас­ности, дальнейшее развитие международных отношений, активное инвестирование в бу­дущее в целях повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Именно вы­бор в качестве важнейшего приоритета создания конкурентоспособного человеческого капитала и его успешная реализация являются одними из главных ресурсов обеспечения ускоренного индустриально - инновационного развития страны, посткризисного восста­новления и стабильности национальной экономики.

В начале нового тысячелетия, когда в мире происходят становление и переход к «эко­номике знаний», особое значение приобретает накопление каждой страной человеческого капитала. В условиях форсированного индустриально-инновационного развития Казах­стана и перехода к инновационной экономике главным ресурсом является человеческий капитал на основе повышения образования, профессионализма и интеллекта. В долго­срочной перспективе предусматриваются формирование и реализация идеи националь­ного проекта «Интеллектуальная нация-2020», что означает формирование и развитие«системы образования в течение всей жизни». При этом следует отметить, что по данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16% уровня экономического роста зависит от производственного капитала, а 64% - от человеческого капитала.

Формирование конкурентоспособного человеческого капитала как одно из приоритет­ных и важнейших направлений посткризисного развития Казахстана предусматривает становление инновационной экономики. Создание конкурентоспособного человеческого капитала взаимосвязано не только с переходом к шестому технологическому укладу и форсированной индустриализацией национальной экономики, но и с реализацией Стра­тегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран.Достижение высокой конкурентоспособности человеческого капитала повышает востре­бованность рабочей силы на рынках труда и создает потенциал к трудоустройству.

Выбор социально ориентированной стратегии долгосрочного развития Казахстана и ее поэтапная реализация в перспективе стали возможными в результате достигнутого в 2000-2007 гг. устойчивого экономического роста.

Постепенное смещение акцента с повышения уровня жизни на улучшение ее каче­ства, здоровье и образование населения, развитие человеческого потенциала, нацелен­ность социально-экономической политики государства на первоочередное решение со­циальных проблем является закономерным процессом.

В современном мире происходит возрастание социальной ориентации экономической политики, проводимой в развитых и развивающихся странах. Для многих стран страте­гические цели в сфере экономики становятся весьма схожими, а именно:

-обеспечение стабильного экономического роста;

-создание условий для повышения занятности населения и сокращения безработицы;

-сдерживание темпов инфляции;

обеспечение высокой конкурентоспособности продукции;

-достижение и сохранение относительно высоких стандартов уровня жизни и соци­альных гарантий.

При этом предусматривается, прежде всего, увеличение социальных инвестиций в че­ловека, на его образование и поддержание здоровья.

К началу XXI в. сформировалась совокупность национальных моделей экономики,которые представляют широкий спектр сочетания рыночных отношений и государствен­ного регулирования, национального капиталистического предпринимательства и соци­альной ориентации, экономических закономерностей и неэкономических факторов.

Социально-экономическая направленность формирования и развития национальных экономик стран СНГ определяет их ориентацию на социальную рыночную экономику.Однако общие закономерности в конкретных условиях каждой страны преломляются через своеобразие региональных особенностей развития национальной экономики, ре­гулирующей роли государства в обеспечении социальных гарантий населения и в целом проводимой государственной социально-экономической политики. Поэтому на вопрос о формировании общей модели развития экономики для всех стран или применении го­товой модели какой-либо страны вряд ли можно дать однозначно положительный ответ.

В долгосрочной перспективе по мере достижения устойчивого экономического роста на основе высокотехнологичной инновационной экономики во многих странах реаль­но появится возможность построения общей модели социальной рыночной экономики с ориентацией на общие приоритеты. На данном этапе социально-экономического разви­тия стран СНГ происходит формирование национальных моделей социальной рыночной экономики, которые характеризуют особенности белорусской, казахстанской, украин­ской, узбекской моделей.

Однако даже в условиях развитой рыночной экономики невозможно полностью копи­ровать чей-то опыт без учета своеобразия, региональных особенностей конкретной стра­ны, национальных традиций, политической ситуации и экономической конъюнктуры.

Что касается модели казахстанского рынка труда, то она формируется в соответствии с международными стандартами, включая наиболее привлекательные элементы имею­щихся моделей с учетом реальных возможностей их применения, а также региональ­ных особенностей и своеобразия социально-экономического, демографического и по­литического развития республики.

На сегодня формирование новой модели занятости и казахстанского рынка труда во многом предопределяется выбором модели экономического роста республики. Это озна­чает обоснование собственной модели ускоренного экономического роста Казахстана с использованием имеющихся в стране преимуществ и наиболее приемлемых элементовз арубежного опыта.

Целевая функция становления и регулирования казахстанской модели рынка труда определяется общей стратегией стабилизации экономики и социальной сферы, пере­ходом к устойчивому экономическому росту и обеспечением на этой основе качества жизни населения страны. В реализации этой стратегии эффективное функционирование рынка труда является неотъемлемой частью, способствующей стабилизации ситуации в сфере занятости и снижению безработицы (борьба с бедностью и безработицей, создание новых рабочих мест, распространение общественных работ, разработка экстренных мер по снижению напряженности на рынке труда, осуществление активной политики занято­сти в стране и регионах).

По мере стабилизации экономики и экономического роста страны эффективное функ­ционирование рынка труда осуществляется в направлении достижения намеченных па­раметров занятности и безработицы, реализации концепции гибкого рынка труда, обе­спечения основных параметров уровня занятости и безработицы в соответствии с ожи­даемым экономическим ростом страны в среднесрочной, а затем и в долгосрочной пер­спективе.

Стабилизация экономики и устойчивый экономический рост республики начиная с 2000 г. и в последующие годы создали реальные предпосылки для повышения занятости населения, увеличения спроса на рабочую силу на казахстанском рынке труда и сниже­ния безработицы.

Как показывает мировая практика, взаимосвязь между показателями экономического роста и занятости населения зачастую находится под воздействием других факторов, по­этому экономический рост не всегда сопровождается увеличением занятости населения.Главным препятствием для увеличения занятости является сохранение слабого спроса на рабочую силу не только в тех странах, которые еще не преодолели кризис переходного периода, но и в тех, где уже добились некоторого экономического роста.

Одной из причин экономического роста без увеличения количества рабочих мест яв­ляется сохранение значительного избытка рабочей силы на многих крупных предприяти­ях. Даже в условиях спада производства, несмотря на некоторое высвобождение работ­ников, они сохраняли основной персонал с переводом его на режим неполного рабочего времени, что повлекло за собой большие масштабы неполной занятости, или скрытой безработицы. В то же время создание новых рабочих мест в сфере услуг и на малых пред­приятиях оказалось недостаточным для трудоустройства безработных.

Новые отношения в сфере занятости будут развиваться по мере повышения качества рабочей силы, взаимодействия основных партнеров на рынке труда: работодателей, на­емных работников и профсоюзов.

На данном этапе социально-экономического развития республики неизбежно возника­ет вопрос о формировании казахстанской национальной модели занятости и рынка труда,основанной на:

-развитии социально направленной рыночной экономики;

-достижении устойчивого социально-экономического развития страны;

-решении первоочередных задач по регулированию рынка труда.

Национальная политика занятости населения и регулирования рынка труда с опреде­ленными целями, задачами, принципами направлена на формирование модели занятости рынка труда.

Построение казахстанской модели занятости и рынка труда невозможно без социаль­но-экономического сценария, прогноза и учета взаимодействия демографических фак­торов, традиций, трудового образа жизни, региональных особенностей.

Построение казахстанской модели занятости и рынка труда и основных ее параметров на среднесрочную перспективу должно осуществляться с учетом не только сложившей­ся ситуации на рынке труда республики и регионов, но и меняющейся конъюнктуры на мировом рынке.

Анализ ситуации на мировых рынках труда позволяет определить сложившийся сред­ний уровень безработицы в пределах 5,0 - 7,0% и высокий уровень безработицы от 7,0%и выше. В соответствии с данной группировкой можно отнести к странам со средним уровнем безработицы США - 5,0%, Великобританию - 5,4%, Швецию - 5,6% , Финлян­дию - 6,6%, Италию - 6,5%. К третьей группе стран с высоким уровнем безработицы относятся такие, страны, как Германия - 7,8%, Франция - 7,8%, Польша - 8,1%, Порту­галия - 8,2%, Испания - 8,6% [2]

При этом важнейшими факторами обеспечения стабильности и занятости в республи­ке явились следующие:

антикризисная политика Правительства РК;

принятие мер по реализации договоров трудовых соглашений;

принятие крупнейшими корпорациями меморандумов о сдерживании высвобожде­ния работников;

переобучение и трудоустройство на другие работы;

программа «Дорожная карта» с предоставлением рабочих мест, распространением социальных и общественных работ, услуг в социальной инфраструктуре;

ускорение инновационной индустриализации экономики и реализация прорывных проектов.

Форсированное индустриально-инновационное развитие Казахстана в 2010 - 2014 гг. предусматривает кардинальную модернизацию экономики на основе новейших техноло­гий, реализацию 162 проектов с общим объемом инвестиций 6,5 трлн. тенге, что состав­ляет более 40% от ВВП страны и позволит создать свыше 250 тыс. новых рабочих мест только в ближайшие три года.

В перспективе реализация общей стратегии экономического развития страны должна быть основана на выборе основных направлений промышленной политики, приоритет­ных отраслей и их инвестирования. Для перехода к инновационной экономике, основан­ной на знаниях, творческом труде и интеллекте, необходима активизация человеческого капитала как важнейшего фактора и ценного ресурса национального богатства общества.

На данном этапе наряду с определением общей потребности экономики в трудовых ресурсах наиболее значимыми являются мониторинг и создание условий для обеспече­ния рабочих мест востребованными квалифицированными кадрами для высокопроизво­дительного труда. Для реализации 237 проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана, будут созданы 235 тыс. рабочих мест. При этом необходимой является под­готовка 108 тыс. работников, которые составляют дефицит квалифицированных кадров.

Так, наибольшая потребность в трудовых ресурсах выявлена в нефтегазовом секторе,горно-металлургическом комплексе, туристской индустрии и машиностроении [3].

Успешная реализация инновационной индустриализации во многом зависит от соз­дания конкурентоспособного человеческого капитала для приоритетных секторов на­циональной экономики и рассматривается как основа долгосрочной стратегии страны,связанной с достижением высокопроизводительного труда в основных отраслях с при­менением новейших технологий. Главным преимуществом в данном направлении явля­ется накопленный в Казахстане значительный образовательный и научный потенциал с высокой долей лиц с высшим и средним специальным образованием.

Формирование конкурентоспособного человеческого капитала страны и его востре­бованность на внутреннем и внешнем рынках труда означают:

с одной стороны, эффективное использование накопленных знаний, профессиона­лизма работников;

с другой - создание человеческого капитала на новой качественной основе с новей­шими технологиями и в соответствии с потребностями производства.

Неэффективное использование накопленного человеческого капитала сопровожда­ется сравнительно низким уровнем производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности и сельском хозяйстве. Недоиспользование человеческого капитала происходит в условиях нарастания структурной безработицы вследствие несбалансированности спроса и предложения рабочей силы в первую очередь не по количеству, а по качеству: по профессиям, квалификации и наличию опыта работы.

Оптимальное взаимодействие органов образования и подготовки квалифицированных кадров в соответствии с запросами производства требует прогноза обучения и переподго­товки работников на основе постоянного мониторинга происходящих тенденций. Реали­зация прорывных проектов по инновационной индустриализации осуществляется путем создания новых рабочих мест, требующих высокой квалификации и профессионализма.

Для формирования нового качества человеческого капитала необходимо существую­щую систему подготовки и переподготовки кадров кардинально реформировать и увели­чить инвестиции в данную сферу.

Ускоренное формирование конкурентоспособного человеческого капитала возможно при достижении стабильности в экономике и устойчивого посткризисного экономиче­ского развития страны, поскольку означает целенаправленную реструктуризацию заня­тости на основе высокотехнологичных производств. Поэтому обеспечение в перспективе устойчивого экономического развития страны для решения поставленных задач по уско­ренной инновационной индустриализации приобретает первостепенное значение.

Структурные преобразования экономики на начальном его этапе будут сопровождать­ся реструктуризацией занятости и качественным развитием человеческих ресурсов, не­которым замедлением темпов экономического роста, снижением безработицы, что явля­ется вполне закономерным процессом при становлении высокотехнологичной и иннова­ционной экономики.

В среднесрочной перспективе замедление темпов занятости населения будет связано с качественным этапом экономического роста, увеличением объема валового внутреннего продукта в большой степени за счет производительности труда, а не численности заня­тых. При этом основным показателем оценки степени влияния экономического роста на занятость населения страны является коэффициент эластичности занятости по ВВП - ЭЗ.

Положительная динамика экономического развития будет достигнута в условиях про­ведения форсированной инновационной индустриализации экономики и повышения конкурентоспособности человеческого капитала. Реализация поставленных целей и задач в данном направлении должна быть обеспечена разработанным механизмом их решения и тесным взаимодействием соответствующих органов и структур.

Список использованных источников:

1. Национальная экономика. – М. 2002. – 590 с.

2. Статистические показатели социально-экономического развития Республики Казах­стан и ее регионов. 1/2008. Агентство Республики Казахстан по статистике. – Астана, 2008. – С.149-150.

3. Квалифицированные кадры – индустриальному Казахстану//Казахстанская правда. – 2010. – 5 июня.