Государственная система обеспечения экономической безопасности
27.08.2013 1850
Важная особенность мер и средств по обеспечению экономической безопасности заключается в том, что в совокупности они должны представлять единую целенаправленную систему.

Совокупность реально существующих социальных, технологических, финансовых, управленческих, продовольственных, энергетических, внешнеэкономических угроз в отношении стабильного функционирования и устойчивого развития национальной экономики в посткризисный период предопределяет необходимость разработки мер по обеспечению экономической безопасности страны. Важная особенность мер и средств по обеспечению экономической безопасности заключается в том, что в совокупности они должны представлять единую целенаправленную систему. Чтобы обладать необходимой целенаправленностью, система обеспечения экономической безопасности должна иметь четко очерченные элементы, механизм их работы и схему взаимодействия (рисунок 1).

Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, что каждый из ее элементов существует и развивается не изолированно, а вместе с другими, и поэтому каждый элемент является причастным к получению конечного результата.

Под государственной системой обеспечения экономической безопасности следует понимать специально созданную совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной системы объектов экономической безопасности.

Основными функциями государственной системы обеспечения экономической безопасности являются:

-  выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

-  мониторинг и оценка угроз по различным критериям и показателям;

-  формирование экономической политики и выработка эффективных механизмов по предотвращению угроз;

-  выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности;

-  целенаправленное организованное обеспечение защиты экономической безопасности.


Основа представленной государственной системы  –цели и задачи обеспечения экономической безопасности, которые должны реализовываться с определенными принципами 

целенаправленность – подразумевает наличие единой стратегической цели обеспечения экономической безопасности на всех уровнях хозяйственной деятельности;

вертикальная подчиненность – система должна выстраиваться в соответствии с иерархическими уровнями подчинения;

взаимодействие субъектов экономической безопасности, то есть не должно быть резко очерченных границ экономической безопасности различных уровней;

информационная обеспеченность, доступность и защищенность – позволяет своевременно предпринять необходимые меры именно на том уровне, который в них наиболее всего нуждается, но не допускающий информации для снижения уровня экономической безопасности;

научное обоснование обеспечения экономической безопасности. Данный принцип предполагает профессиональный, научно обоснованный подход к реализации экономической политики на любом уровне власти;

непрерывность действий – работа системы по обеспечению экономической безопасности постоянна во времени и в пространстве;

организованность и согласованность. Соблюдение данного принципа позволит каждому частнику процесса обеспечения экономической безопасности действовать целенаправленно, последовательно и согласованно с другими участниками процесса;

законность – обеспечение экономической безопасности должно осуществляться в рамках действующего законодательства;

обратная связь. Данный принцип предполагает, что не только субъект экономической безопасности решает вопросы ее обеспечения, но и объект экономической безопасности имеет возможность влиять на принимаемые в данной сфере решения.

Целью обеспечения  экономической безопасности является достижение и сохранение такого состояния безопасности национальной экономики, при котором она, противодействуя внутренним и внешним угрозам, может устойчиво функционировать и прогрессивно развиваться.

Важным составным элементом системы является механизм обеспечения экономической безопасности, который представляет собой совокупность организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

-  мониторинг и прогнозирование факторов и рисков, определяющих угрозы экономической безопасности;

-  выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей;

-  деятельность государства по выявлению внутренних и внешних угроз безопасности экономики;

-  меры и инструменты обеспечения экономической безопасности.

Мониторинг экономической безопасности – это организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в системе, связанных с реализацией ее целей и задач. Он рассматривается в качестве начального звена в системе: мониторинг – анализ и диагностика - корректировка политики – достижение  искомого состояния безопасности. Задачей мониторинга является не только на наблюдение, но и накопление фактов, статистического материла как этапа развития теории экономической безопасности [2, c.61].

Мониторинг имеет большое значение для оценки состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций, неоптимальной структуры экономики, подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов.

В механизме обеспечения экономической безопасности первостепенная роль принадлежит выбору оценочных подходов к анализу экономической деятельности, позволяющих прогнозировать возможные тенденции развития или снижения уровня экономического роста. Показатели экономической безопасности – это показатели, характеризующие состояние национальной экономики, ее воспроизводственный потенциал и возможность быстрой структурной переориентации, а также угрозы экономической безопасности.

Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

-  экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

-  характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

-  характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

-  качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.)

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и   наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Обеспечение экономической безопасности страны требует создания соответствующей инфраструктуры, пронизывающей все сферы деятельности исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, в рамках исполнительной власти она создается по сферам распределения ответственности за национальную и экономическую безопасность в целом (Совет безопасности и координируемые им структуры) и по функциональным направлениям экономической безопасности (Правительство РК и входящие в него структуры с выделением соответствующих направлений). Иерархия власти властных структур определяет и производную инфраструктуру системы экономической безопасности Республики Казахстан.

В связи с широким спектром вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности страны,  необходима система кон­трольных органов, так как вряд ли эту проблему эффективно сможет разре­шить одна служба. Так, в Казахстане необходимо разработать организационный механизм по регулированию специальными государственными органами мировых финансо­вых потоков, воздействующих на республику, в соответствии с ее нацио­нальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы иностран­ных займов, или по предотвращению возникновения каких-либо финансо­вых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами).

Основной составляющей этого механизма должна стать экономическая разведка. Экономическая разведка – это сис­тема информационных сетей, способных проводить поиск, обработку и рас­пространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов. Например, в США это отдел Центрального Разведывательного Управления (ЦРУ) под на­званием StrategicandBusinessGroup, в Японии – DepartmentofResearchandPlanning, в Швеции – DefenseResearchEstablishment, а также SАРО (служба национальной безопасности). Видами разведывательной деятельности выступают [3, с.63]:

-  противодействие  незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям; нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов; враждебным приобретениям «стратегических» предприятий; дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;

-  мониторинг зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться  на конкурентоспособности  отдельных отраслей  национальной экономики; международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;

-  наблюдение за рынками слияний и поглощений; за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением; за поведением крупных транснациональных корпораций.

Основа организации и функционирования государственной системы обеспечения экономической безопасности состоит в анализе концепции угрозы; оценке характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз,  кризисных ситуаций, неблагоприятных факторов, представляющих опасность для экономики и препятствующих достижению поставленных национальных целей. Формирующийся на современном этапе  спектр внешних и внутренних угроз экономической безопасности Казахстана объективно требует адекватных и системных действий по их преодолению. В первую очередь необходимо разработать Государственную стратегию экономической безопасности Республики Казахстан на среднесрочный (до 2020 года) и долгосрочный (до 2050 г.) периоды. На ее основе различные отраслевые программы должны увязываться между собой, а их осуществление – опираться на механизмы стратегического планирования.

Использованная литература:

1.  Цуканов В.Х., Касьяненко Н.С. Методика формирования системы обеспечения  экономической безопасности хозяйствующих субъектов // Вестник Уральского института экономики, управления и права. – 2009. – №1. – с. 54-62.

2.  Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. – Ростов н/Д: Феникс. – 2007. – 445 с.

3.  Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России /  Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – № 1. – С. 63

Резюме

В представленной статье рассмотрены основные элементы государственной системы обеспечения экономической безопасности. Даны предложения по совершенствованию производной инфраструктуры системы экономической безопасности Республики Казахстан.

Панзабекова А.Ж., зав. отделом теории национальной экономики и развития экономических отношений, к.э.н., доцент