«Проблемы и перспективы посткризисного развития экономики Казахстана»
23.08.2013 1908
Рекомендации международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию независимости Республики Казахстан.

Международная научно-практическая конференция, проводимая в Казахстане по проблемам и перспективам пос- ткризисного развития экономики Казахстана, организована Институтом экономики Комитета науки Министерства обра- зования и науки Республики Казахстан. Конференция посвя- щена 20-летию независимости Республики Казахстан и реа- лизации идей Президента РК Назарбаева, изложенных  в его Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе». Участники конференции, среди которых представлены известные ученые-экономисты и специалисты, вузовские работники, представители органов государственной власти, бизнеса, неправительственных и международных организа- ций, общественности Казахстана, России, государств Цент- ральной Азии, Турции, Монголии,  на основе проведенного анализа ситуации в Казахстане в сопоставлении с другими государствами мира определили свои позиции в теоретичес- ких и методических аспектах оценки национальной безо- пасности,  отметили имеющиеся достижения в области ин- дустоиально-инновационного и социально-экономического развития Казахстана, а также выявили основные проблемы, факторы и механизмы обеспечения устойчивого и сбаланси- рованного развития национальных экономик в условиях гло- бальных вызовов в посткризисный период. Обсудив доклады и обменявшись мнениями, участ- ники конференции отмечают: 1) За годы независимости Казахстан прошел сложный путь перехода от административно-командной к рыночной экономике, ориентированной на индустриально-инноваци- онное развитие, от глубокого экономического спада к эко- номическому росту и социальной стабильности общества. За 20 лет Казахстан состоялся как независимое государство с устойчивой экономикой, интегрирующейся в мировую хо- зяйственную систему. По производству ВВП на душу населе- ния в последние годы Казахстан входит в группу развиваю- щихся стран со средним уровнем дохода, занимая примерно одинаковые позиции с такими странами как Китай и Египет. Среди стран СНГ по данному показателю республика зани- мает второе место после России, а в регионе Центральной Азии лидирует со значительным преимуществом. Оценивая в целом состояние экономики за годы независимости, можно сказать, что показатели развития экономики Казахстана остаются лидирующими на территории СНГ.  2) Сегодня наступило новое время, в условиях глоба- лизации весь мир ищет новые пути посткризисного развития в 21 веке. Развитые страны направляют свои усилия на фор- мирование инновационной экономики, переход к новому 6- му технологическому укладу. В экономике Казахстана доля V технологического уклада – составляет менее 1%, IV ТУ - около 35%, III ТУ – около 65%.  Казахстан более, чем на один технологический уклад отстает от мировой экономи- ки. Велико также отставание от наших партнеров по СНГ. Так, в России третий уклад  занимает 55%,  четвертый уклад не превышает 30%, а пятый уклад  - 5%. Экономичес- кий кризис оказал свое воздействие на ускорение принятой стратегии общенациональной идеи дальнейшего развития Казахстана. Это предусмотрено в разработанной Программе форсированного инновационно-индустриального развития страны на 2010-2014 годы. Основные направления реализа- ции Программы и Стратегического плана до 2020 года не- посредственно нацелены на модернизацию экономики и на ее основе решение приоритетных задач новой социальной политики республики. 3) В условиях посткризисного развития экономики, нестабильности мировой обстановки особую актуальность приобретает проблема обеспечения национальной безо- пасности государства. По экспертным оценкам, последу- ющее 10-летие будет непростым для мирового сообщества. «Осознавая имеющийся потенциал кризисных явлений, из- влекая из них уроки, нам следует приступить к рассмотре- нию вызовов и перспективных задач мировой экономики во втором десятилетии XXI века. Сегодня перед мировой экономикой стоят глобальные вызовы в трех ее основных секторах: финансовом; индустриально-инновационном и ресурсно-продовольственном», подчеркнул Президент РК Н.Назарбаев, выступая на IV-м Астанинском экономическом форуме. 4)  Решение задач по восстановлению национальных экономик и стабильному посткризисному развитию нераз- рывно связано с их  модификацией на основе новейших инновационных технологий. Это требует в развитии обще- ственных наук новых взглядов, новых подходов, учитываю- щих новые мировые тенденции. Ожидания общества от со- циальных и гуманитарных наук  находятся в этой плоскости.  Поэтому для  ученых-обществоведов нужно новое мышле- ние, новые знания, новая парадигма развития обществен- ных и гуманитарных наук в Казахстане, составной частью которой должна стать новая экономическая парадигма, представляющая собой научную базу для решения страте- гических задач по форсированному индустриально-иннова- ционному развитию республики в посткризисный период и росту конкурентоспособности ее экономики. 5) В соответствии с решениями Совещания в Адми- нистрации Президента РК ученым обществоведам следует наряду с выполнением  фундаментальных научных исследо- ваний усилить идеологическую работу, направленную на укрепление государственности, национальной безопас- ности и независимости страны, формирование правиль- ной системы нравственных и демократических ценнос- тей в обществе. 6) Казахстан имеет благоприятные предпосылки для инновационного развития его экономики и обеспечения научно-технологической безопасности. Прежде всего, это развитие науки. Усиление вклада науки в инновационное развитие требует повышения  ее статуса в обществе. Особого внимания требуют вопросы формирования новой идеологии и благоприятных условий для привлечения моло- дых кадров в науку и развития их творческого потенциала. Возможности для укрепления технологической безопаснос- ти открывает реализация Программы ФИИР РК до 2014г. и продолжение курса на индустриальную модернизацию в дальнейшем до 2020г. Принят новый Закон РК «О науке», реализация которого даст новы й импульс развитию науки в Казахстане. 7) Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Казахстана предусматривает построение социаль- но ориентированной экономики, формирование эффектив- ной модели развития человеческого потенциала и достиже- ние казахстанского национального качества жизни. Стра- тегия нацелена на решение проблем по созданию условий для здоровой и продуктивной жизни человека, увеличение доступности образования и повышение социальной защи- щенности в соответствии с международными стандартами. Данная целевая установка отражена во всех долгосрочных концепциях и программных проектах Казахстана с конкрет- ными параметрами на каждом этапе их реализации. Инсти- тутом экономики КН МОН РК в интересах реализации этих документов подготовлен и передан  Президенту страны, в Администрацию Президента РК и МОН РК для практичес- кого использования научный доклад «Повышение конку- рентоспособности человеческого капитала в Республике Казахстан». 8) За годы рыночных реформ в Казахстане были до- стигнуты существенные позитивные сдвиги в социальном развитии: значительно уменьшилась численность бедного населения и изменились ее параметры. По данным Агентства РК по статистике, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума в 2010г. составила 6,5 % про- тив  39% в годы реформ. Однако, как отметил Президент РК Н.Назарбаев в своем выступлении на Петербургском эконо- мическом форуме, глобализация обостряет экономическую конкуренцию и социальное неравенство. По оценкам неко- торых экспертов, половина богатства всего мира сосредото- чена в руках лишь 2-х процентов населения Земли. 9) В Казахстане, несмотря на рост уровня доходов насе- ления, существенное снижение безработицы за счет превен- тивно принимаемых мер Правительством РК, наблюдаются негативные социально-экономические процессы: сохраняет- ся дифференциация общества по доходам, потреблению материальных благ и социальных услуг; трудовые до- ходы слабо увязаны с квалификационным уровнем ра- ботников, с качеством их трудового и интеллектуального потенциалов. 10) По оценкам международных экспертов самой глав- ной и сложной проблемой социальной политики, особенно в условиях восстановления экономики является обеспечение занятости населения. Сравнительно стабильное положение с занятостью характеризует посткризисный период развития Республики Казахстан, когда произошло снижение уровня безработицы с 7,3% в 2007 г. до 5,5% в 2010 г. 11) Важнейшими факторами обеспечения занятости населения явились: - антикризисная политика Правительства Республики Казахстан; - срочно принятые меры по реализации двухсторонних договоров и трудовых соглашений-меморандумов с круп- нейшими корпорациями о сдерживании высвобождаемых работников, переобучении и трудоустройстве на других ра- ботах; - своевременно принятая и реализованная «Дорожная карта» с предоставлением рабочих мест, распространением общественных работ, услуг в социальной инфраструктуре. Несмотря на стабильное положение на казахстанском рынке труда, предусматриваются экстренные срочные меры по обеспечению занятости населения как главной проблемы социальной политики страны. 12) Важнейшим аспектом устойчивости национальной экономики в посткризисный период является финансовая сбалансированность и безопасность. В Казахстане вало- вой внешний долг превысил пороговое значение в 80% ВВП и составил более 119 млрд. долларов. С учетом сырьевой направленности нашей экономики, ее зависимости от вне- шних факторов, а также малонаселенности такое пороговое значение достаточно опасно, и нам следует придерживаться показателя не более 50% ВВП. С точки зрения финансовой безопасности немаловажное значение играет наличие Наци- онального фонда, уровень накоплений в котором должен со- ставлять, минимум 30-50% от суммы ВВД. 13) В настоящее время приток прямых инвестиций зна- чительно сократился по сравнению с ростом портфельного инвестирования,  что подтверждает уход денег из нацио- нальной экономики, где они могли бы быть также достаточ- но эффективно применены в соответствии с потребностями экономики. 14) Одной из важнейших проблем на современном этапе развития Казахстана является обеспечение энерго- экологической безопасности и сбалансированности между основными блоками отраслей промышленности: экспортно- сырьевым и  обрабатывающим, ориентированными на удов- летворение как внутренних, так и внешних потребностей. 15) Современный этап развития международных эко- номических связей характеризуется усилением конкуренции в глобальном масштабе, в том числе между традиционны- ми центрами мирового хозяйства. На этом фоне наблюда- ется усиление процессов регионального интеграционного взаимодействия. Каждая страна в отдельности не способна преодолеть глобальные вызовы и гарантировать дальнейшее развитие без новых экономических потрясений. Поэтому Ка- захстан всегда был сторонником интеграционных процессов в форматах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и других объединений. 16) Создание Таможенного Союза (ТС) Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), в которую вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация является своевременным ответом на усиливаю- щиеся процессы глобализации и вызовы мировой экономики в целом и международной торговли в частности. В то же вре- мя в Беларуси, Казахстане и России (как и во всех странах СНГ) в настоящее время нет адекватной торговой политики, которая была направлена на повышение уровня жизни насе- ления страны. К тому же наши страны различаются по уров- ню экономического развития, имеют неодинаковый уровень конкурентоспособности экспортного потенциала. Все это обусловливает актуальность и необходимость разработки в Казахстане современной торговой политики. 17) Своевременной и необходимой представляется раз- работка творческим коллективом Института экономики КН МОН РК (Алматы, 2011) научного доклада “Обеспечение национальной безопасности в Республике Казахстан” для Президента РК,  Администрации РК, Министерства об- разования и науки РК, других министерств и ведомств рес- публики. 18) Участники конференции подтвердили, что полная и эффективная реализация продекларированных в Казахста- не мер по эффективному посткризисному развитию и обес- печению национальной безопасности требует дальнейшего углубления, а также расширения международного со- трудничества в данной сфере.

Обобщив доклады и выступления, участники меж- дународной научно-практической конференции посчи- тали необходимым учесть вышеизложенное, принять и представить в государственные органы власти следую- щие рекомендации: 1) В современных условиях целесообразно усилить исследование теории посткризисного развития экономики страны, в частности, требуется углубленная разработка про- блем использования факторов форсированного индустри- ально-инновационного развития, формирования интеллек- туального потенциала и повышения конкурентоспособности человеческого капитала, обоснование методики и индикато- ров  оценки национальной безопасности. 2) Формирование и развитие интеллектуального по- тенциала в республике на данном этапе нацелены на реали- зацию Программы форсированного индустриально-инно- вационного развития Казахстана на 2010-2014 годы. В этой связи необходимо эффективно и рационально использовать накопленные факторы  экономического роста, 3) В условиях усиления глобальных вызовов мировой экономики, повлекших за собой новые тенденции в обостре- нии угроз национальным интересам, необходима разработ- ка Стратегии национальной безопасности РК,  содержа- щей оценку ситуации в целом, формулировку общих задач,  программ,  мер и механизмов реализации,  возможные  изме- нения в структуре органов, отвечающих за их выполнение. В Стратегии  должны быть определены количественные параметры пороговых значений национальной безопас- ности, показывающие критические «болевые точки», выход за которые требует особого внимания государственных ор- ганов. Разработка данной Стратегии вызывает острую необхо- димость проведения междисциплинарного исследования по проблемам обеспечения национальной безопасности на основе интеграции научных знаний экономистов, поли- тологов, социологов, представители военной науки, филосо- фов, историков, психологов, демографов, экологов, юристов  и др. Реализация данного проекта целесообразна на основе государственного заказа в рамках деятельности Междисцип- линарного совета общественных и гуманитарных наук КН МОН РК.  

В области научно-технологического и инновацион- ного развития: 1) Для Казахстана характерно поощрение развития науки в государственном секторе и секторе высшего образо- вания, промышленные исследования и разработки пока ос- таются на втором плане. Необходимо усилить внимание к промышленным инновациям, исследованиям и разработ- кам непосредственно на предприятиях. 2) По Межотраслевому плану научно-технологичес- кого развития до 2020г. к ключевым отнесены три отрасли: 1 - нефтегазовая, 2 - горно-металлургическая и 3 – аграрная. Эти отрасли относятся к 3-4 укладам и приоритетное развитие только этих трех отраслей не даст существенного улучшения позиций Казахстана в мировой экономике.  По- этому перечень приоритетов  нужно расширить с уче- том мировых тенденций научно-технологического развития и необходимости формирования 6-го технологического уклада, включив, в частности, в него здравоохранение и  экологию. 3) Важным аспектом усиления инновационных ориен- таций науки является расширение ее финансирования. Без усиления вклада частного бизнеса, только силами государс- тва проблемы финансового обеспечения науки не решить. Опыт развитых стран показывает, что для этого нужно, что- бы прямая финансовая поддержка государства  дополнялась сильными налоговыми стимулами и льготами для инвести- ций частного бизнеса в эту сферу. Поэтому требуются на- логовые льготы на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ,  внедрение отечествен- ных технологий. 4) Большое значение имеет стимулирование спроса на научную продукцию. Импульс к развертыванию науч- ных исследований должен исходить от крупных националь- ных компаний, иностранных инвесторов, которых в свою очередь, к этому должно побуждать государство, используя косвенные рычаги экономического регулирования (налоги, преференции, льготные кредиты). 5) Следует повысить роль иностранных инвесторов в развитии науки Казахстана. За рубежом на долю иност- ранных источников приходится до 20% общих расходов на науку. В Казахстане доля иностранных инвесторов  состав- ляет около 1%. Это при том, что иностранные инвестиции занимают достаточно высокий удельный вес в общих инвес- тициях в основной капитал:  от 20 до 30% в последние годы. Поэтому в заключаемых с иностранными инвесторами контрактах  необходимо предусматривать их обязательства на приобретение научных услуг у национальных НИИ. 6) Для инновационной политики в стране большое внимание необходимо уделять решению проблемы пре- емственности научных знаний, передачи их от старшего к младшему поколению. При этом надлежит принять меры, как по стимулированию притока молодежи, так и созданию надле- жащих условий для продления творческой жизни ученых, ин- женеров и высококвалифицированных рабочих. Повышение престижа и привлекательности научной деятельности должно быть связано с изменением системы оплаты труда в науке,  увеличением размеров доплат за ученую степень, пересмотром системы государственного премирования, со- зданием условий для закрепления молодежи в сфере науки, обеспечением жильем молодых ученых. 7) В Казахстане пока очень незначительна инноваци- онная деятельность малого бизнеса вообще, не говоря уже о том, что число малых инновационных предприятий состав- ляет всего несколько десятков.  Малый бизнес должен иметь соответствующую поддержку. Сейчас выделяются для субъ- ектов малого и среднего предпринимательства значитель- ные финансовые ресурсы. Необходимы и другие, стиму- лирующие меры, например,  налоговые каникулы хотя бы для тех малых предприятий, которые заняты производством конкретной продукции, например, в перерабатывающих от- раслях. Необходимо разработать и принять Закон РК «О малых инновационных предприятиях». 8) Важное значение имеют меры по развитию механиз- ма трансферта технологий. В частности, требует внимания  формирование института технологических брокеров (посредников), занимающихся продвижением разработок на рынок. Это структуры, занимающиеся патентованием и лицензированием, консалтингом, маркетингом инноваций. В Казахстане институт посредничества пока еще мало развит. 9) Одним из основных приоритетов должно быть пар- тнерство государства с частным капиталом. Целесообраз- ны следующие основные направления формирования государственно-частного партнерства в инновационной сфере: взаимодополняющее участие государства и рынка в инновационных процессах; разделение инновационных рисков между государством и бизнесом; использование де- централизованных каналов государственной поддержки ин- новационной активности; натурализация государственной поддержки инновационной деятельности; поддержка сетей предприятий. 10) Большое значение имеет правильная стратегия привлечения иностранных технологий. При трансферте технологий желательно стремиться к смещению акцентов на технологии, находящиеся на ранних стадиях жизненного цикла, что позволит более активно подключать собственные научно-технические ресурсы к процессу трансферта. Вмес- те с тем приобретение технологий, воплощающих третий технологический уклад, следует ограничить, поскольку они несут увеличение технологического разрыва с развитыми странами. 11) Исключительно важное значение для посткризис- ного индустриально-инновационного развития экономики Казахстана имеет пространственный аспект.  Для обес- печения экономических интересов территорий в этой связи необходимо налаживание связей между государством в лице местных органов власти, учеными и предпринимательски- ми структурами для обмена знаний, выбора правильного направления инновационных исследований с учетом интел- лектуальных особенностей регионов. Такое взаимодействие позволит создавать новые технологии и развивать науку в тех направлениях, которые интегрируют экономические ин- тересы регионов и страны в целом, что, в конечном итоге, обеспечит экономический рост. В сфере повышения финансовой стабильности и безопасности Казахстана в посткризисный период  реко- мендуется: - разработать методику оценки финансовой безопас- ности и осуществлять постоянный мониторинг системы критериев и показателей в сравнении с их пороговыми зна- чениями; - разработать действенную систему контроля привлече- ния и использования средств иностранных заимствований; - установить отраслевые ограничения, т.е. ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрас- ли, признаваемые особо важными для экономического и со- цио-культурного развития государства; - продолжить реализацию государственной полити- ки по развитию несырьевого производства и привлечению внутренних ресурсов для развития экономики.  В области социальной политики: 1) Рост доходов населения должен обеспечиваться за счет увеличения базового вида доходов - заработной пла- ты. Важнейшим инструментом обеспечения достойной за- работной платы является установление обоснованного раз- мера минимальной заработной платы в соответствии с международными стандартами в диапазоне от 40 до 60% среднереспубликанской  заработной платы работников.  В республике за все годы экономических реформ это соотно- шение не превышало 27%. Приближение к международным критериям необходимо осуществлять поэтапно. Установление обоснованного размера минимальной заработной платы позволит расширить базу налогообложе- ния и вывести часть доходов из теневого оборота частного сектора. Для обоснования объективной величины минималь- ного размера заработной платы в качестве исходной основы необходимо использовать прожиточный минимум, рас- считанный на трудоспособного работника с учетом трудо- вой нагрузки и коэффициента иждивенческой нагрузки. 2) В условиях индустриально-инновационного разви- тия экономики в социальной политике необходимо исполь- зовать новые нормативы и стандарты, соответствующие международным критериям. Следует отказаться от при- менения месячного расчетного показателя как показате- ля, не имеющего экономического и нормативного обос- нований и мировых аналогов. Для приближения к стандартам развитых стран не- обходимо использовать величину прожиточного мини- мума, рассчитанную по более прогрессивной структуре потребительской корзины (где доля питания не превышает 45% потребительской корзины, в республике она составляет 60%), для определения размеров государственных соци- альных пособий и выплат. 3) Необходимо обеспечить уменьшение дифференци- ации заработной платы за счет соизмерения различных ви- дов работ с учетом их объема, сложности и профессиональ- ной квалификации работника и создания равных условий для воспроизводства рабочей силы на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях, между государственным и частным секторами, отдельными отраслями, а также внутри предприятий. Кардинальное повышение оплаты труда низкооплачи- ваемых категории  работников бюджетной сферы, а также занятых в сельском хозяйстве, в пищевой и легкой промыш- ленности, машиностроении, химической промышленности должно стать важнейшим направлением снижения социаль- но-экономического неравенства. Это позволит государству существенно сократить расходы на неэффективную адрес- ную помощь семьям этих категорий работников. 4) Обеспечение сбалансированности интересов  ра- ботников и работодателей и механизмов регулирования трудовых и предпринимательских доходов путем социаль- ного партнерства на базе взаимоувязанных генерального, отраслевого и коллективного соглашений. Наиболее важная роль в формирующейся в республике модели социального партнерства принадлежит представителю коллектива работ- ников, способного отстаивать экономические и социальные права в сфере оплаты труда на переговорах с работодате- лем.

В области политики занятости: 1) Главные приоритеты национальной политики занятости населения Казахстана связаны с переходом стра- ны к инновационному типу экономического роста. Это, пре- жде всего: - создание постоянных новых рабочих мест на индуст- риальных объектах; - подготовка для них квалифицированных техничес- ких кадров и эффективных рабочих мест с соответствующей заработной платой. При этом необходимо повышение трудовой мотивации людей, гражданской ответственности, преодоление ижди- венчества, что должно соответствовать Концепции МОТ «О достойном труде с достойной заработной платой». 2) Необходим постоянный мониторинг структурной безработицы, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по качеству, прогноз профессионально-квалификаци- онной структуры, человеческих ресурсов, подготовки кад- ров и реформирования системы образования. 3) В посткризисных условиях важное значение приоб- ретает обеспечение занятости огромного кадрового резерва экономики более 2,6 млн. человек, самозанятого населения или 32% экономически активного населения, из него 71% проживает в сельской местности. Самозанятые представля- ют реальный резерв потенциальной безработицы, поэтому эта категория экономически активного населения нуждается в обеспечении занятости с учетом особенностей демогра- фического состава, районов проживания, прежней трудовой деятельности, образования, профессиональной подготовки. Необходима профессиональная подготовка, создание малого предпринимательства в аграрном секторе, поощрение сель- ского предпринимательства по производству продуктов, не связанного с торгово-посреднической деятельностью, предо- ставление микрокредитов для создания собственного дела. В области демографической и миграционной поли- тики: 1) На основании всестороннего и комплексного анали- за развития демографической и миграционной ситуации в стране рекомендуется: - с учетом растущей важности решения демографичес- ких и миграционных проблем для обеспечения националь- ной безопасности Республики Казахстан необходимо уси- лить государственное регулирование этих процессов; - в связи с окончанием действия «Отраслевой про- граммы миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 гг.» следует принять новую Программу мигра- ционной политики РК до 2020 года. В новой программе миграционной политики следует предусмотреть  устранение перекосов в условиях привлечения и оплаты труда отечест- венных и иностранных работников, отдав приоритет граж- данам Казахстана; - активизировать деятельность по воссозданию в пол- ном объеме инфраструктуры дошкольного воспитания. При- влечь для этих целей возможности  института частно-госу- дарственного партнерства; - обеспечить информационную поддержку мероприя- тиям, направленным на пропаганду повышения деторож- даемости и семейных ценностей, защиту здоровья насе- ления и ведение здорового образа жизни. 

2) В целях сокращения нелегальной миграции не- обходимо регламентировать приток  в страну трудовых миг- рантов рабочего профиля: - разработать административные меры по жесткому пресечению нелегальной трудовой миграции, с целью за- действования внутренних мигрантов, создания возможнос- тей для экономической самореализации внутренних мигран- тов; - в условиях индустриально-инновационного развития следует разработать механизм, удерживающий трудовые ресурсы в регионах страны, как основы развития их экономи- ческого потенциала.

В области внешнеэкономической политики:

 1) Для  Казахстана выгодно и стратегически важно вступление в ВТО, несмотря на создание Таможенного со- юза. Учитывая современную ситуацию в глобальной эконо- мике, странам Таможенного союза необходимо придержи- ваться условий только базовых соглашений ВТО, исключая так называемые ВТО-ПЛЮС, которые выходят за их рамки. Важно сохранить государственную поддержку сельскохо- зяйственного сектора. Также крайне важно, чтобы страны Таможенного союза выработали принципы единой (согласованной) внешнеторговой политики, как внутри общей тамо- женной территории, так и за её пределами.

 2) Предлагается разработать: 

а) национальную экспор- тную программу республики

 б) национальную программу импортной политики. В настоящее время эти программы в Казахстане отсутствуют, неоднократные попытки разработки экспортной программы не были доведены до логического завершения. Их разработка и последующая реализация будет способствовать наращиванию экспортного потенциала и защите национальных интересов страны, уменьшению необоснованной импортной зависимости. При разработке программы особо следует уделить внимание инновационной составляющей экспортного потенциала Казахстана.

В области обеспечения энергоэкологической безопасности: 

1) В современных условиях усиления экологических и климатических рисков энерго-экологическая безопасность развития должна обеспечиваться путём поддержки четырех приоритетных направлений перехода к низкоуглеродно- му развитию: 

- повышения энергоэффективности во всех секторах экономики для снижения ожидаемого уровня энергопотребления; 

- форсирования развития возобновляемой энергети- ки на основе использования гидроэнергии, энергии ветра, биомассы, биологически разлагаемых и горючих отходов, солнечной и геотермальной с целью замещения используемых высокоэмиссионных технологий и покрытия растущего спроса; 

- регулирования национальных выбросов парниковых газов (ПГ) посредством организации и функционирования национального рынка квот на выбросы ПГ;

 - информирования населения о методах смягчения антропогенного воздействия на изменение климата. 

2) Основными направлениями повышения энергоэкологической безопасности и конкурентоспособности нефте- газового комплекса Казахстана должна стать разработка  и реализация программ, предусматривающих: 

- модернизацию производственных мощностей на ос- нове  общего повышения инвестиционной привлекательности  комплекса;

 - внедрение новых технологических процессов на нефтяных и газовых месторождениях;                   \

   - ужесточение требований к энергосбережению; 

- стимулирование диверсификации товарной структу- ры экспорта, повышение объема вывоза продукции с более  высокой долей добавленной стоимости. 

3)  Для снижения угроз энергетической безопасности, снижения рисков импорта инфляции и смягчения последствий новых глобальных экономических потрясений для национальной экономики следует целенаправленно снижать (до 20%) высокий уровень импортозависимости республики от отдельных видов энергоносителей, в частности отдельных видов моторного топлива. 

4) Высокая степень износа основных производствен- ных фондов в электроэнергетике требует разработки и внед- рения инновационных инструментов мобилизации инвес- тиционных ресурсов на модернизацию производственных мощностей отрасли, новое строительство и разработку чис- тых угольных технологий. 

5) Одним из ключевых инструментов обеспечения экологической безопасности является совершенствование экологического налогообложения и рациональное пере- распределение взимаемых экологических налогов между уровнями государственных бюджетов с тем, чтобы обеспе- чить их целевое использование на местах.

 6) В целях обеспечения экологической безопасности и международной конкурентоспособности страны необходимо создание систем экологического менеджмента на пред- приятиях и организациях во всех секторах экономики, вклю- чая туристский бизнес, и их сертификацию в соответствии с требованиями международного стандарта. В Казахстане в краткосрочной перспективе должна быть обеспечена цено- вая и институциональная доступность услуг по первичной экологической сертификации всех природопользователей и их своевременного подтверждения. В области развития  общественно-гуманитарных наук:

1) Для осуществления национальной стратегии в раз- витии гуманитарных и общественных наук необходимо создание «Концепции развития гуманитарных и общественных наук».

 2) В условиях формирования новой информационно-инновационной парадигмы необходимо формирование постоянно действующего форума по общественно-гуманитарным наукам, служащего научной «площадкой» для апробации новых взглядов, идей и новых подходов.

В области духовно-нравственного развития: 

1) Необходима дальнейшая гуманизация общества, развитие культуры и искусства, продолжение курса на формирование идеологии, основанной на патриотизме, общече- ловеческих и семейных ценностях, культурно-нравственное воспитание людей в духе уважения и толерантности к меж- национальным и межконфессиональным различиям, неприятия коррупции. На этой основе возможен рост экономической и гражданской активности населения и консолидация казахстанского общества.   

2) Формирование инновационной экономики в посткризисный период требует создания интеллектуальной нации, системного обеспечения духовно-нравственной безопасности через качественное образование, воспитание и укрепление позиции науки в стране. Проблема духовно- нравственного развития общества как основы  национальной безопасности ставится впервые, в этой связи необходима разработка Новой парадигмы духовно-нравственной безопасности страны, которая была бы воплощением механизмов сохранения национальной культуры и духовности, ее укрепления и развития в условиях усиления негативного  влияния глобализации. Здесь важно качественно информационное обеспечение населения страны

Институт экономики

Комитета науки Министерства образования и науки РК